Речь – вторая сигнальная система по физиологу Павлову – является важной частью психической деятельности человека. При помощи слов человек передает информацию другим людям.⠀
⠀
Речь ребенка начинает свое развитие с самого рождения. Именно значимые взрослые формируют здоровый интерес⠀к коммуникации и использованию речи.⠀
⠀
🤱🏼Разговаривать с ребенком с рождения значит приглашать его к общению.⠀
⠀
📎Заботящийся о ребенке взрослый своими мимикой, эмоциями и активной артикуляцией посылает сигналы в мозг ребенка, стимулируя чувствительные речевые центры. Протягивая к ребенку руки, поднимая брови, хмурясь и улыбаясь, называя по имени и изменяя интонацию голоса, мы даем очень важное для развития человека — внимание. Реагируем на первое гуление и лепет радостью — подкрепляем желание общаться.⠀
⠀
❗️Важно помнить, что речь ребенка всегда является ответом на речь взрослого.⠀
Разговаривайте с детьми, искренне радуйтесь их попыткам разговаривать с вами, цените их активность. Родители — ролевая модель для ребенка.
🚩Итак, первым сигналом новорожденного является громкий чистый крик. ⠀
⠀
🚩К 2-3 месяцам появляется гуление, произношение гласных звуков нараспев. Постепенно в звуках появляются новые интонации, обозначающие разные эмоции. Интересно, что у разных народов мира гуление⠀универсально и похоже у всех детей.⠀
⠀
🚩К 6 месяцам должны появиться согласные звуки и начальный лепет, произнесение слогов с согласными: «ма», «ба», «да», «па», «Кх». Сначала это отдельные, как будто, случайные слоги, затем они повторяются чаще, выстраиваются в цепочки: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»⠀
⠀
🚩К 1 году обязательно наличие 4-10 упрощенных слов, обозначающие конкретный предмет или действие: «мама», «папа», «дай», «на», «иди»,⠀«ням», «ку-ку», «бах», «мяу», «му», «гав». ⠀
⠀
🚩Первые фразы – соединение двух и более слов в предложения, появляются в 2-2,5 года. ⠀
К двум годам в словаре ребенка около 50 слов.⠀
⠀
🚩В 3 года года обязательно наличие законченных по смыслу предложений.⠀
⠀
🚩В 4 года ребенок способен соединить несколько предложений в небольшой рассказ.⠀
⠀
Стоит обратить внимание, что количество слов и наличие фраз являются ориентировочным, и не всегда их наличие показывает уровень психического развития ребенка. Важно учитывать и другие показатели развития ребенка: пассивный словарь, использование жестов, зрительный контакт, любимые игры, выполнение просьб.
☝🏻Вышеперечисленные этапы освоения речи помогают родителям понять, когда есть необходимость обратиться к неврологу. Диагностическим признаком является регресс речи между 1 и 3 годами, указывающий на негативное острое или хроническое воздействие на мозг. Не всегда утрата навыка речи является сразу заметной⠀для родителей. Видео с речью ребенка в более раннем возрасте может помочь восстановить время утраты речи.
👩🏼⚕️До 3-х лет невролог — это первый специалист при подозрении на речевую задержку. Именно он определит, есть ли нарушения работы нервной системы и какие нужны дополнительные методы исследования. Далее необходимо посетить логопеда для определения характера дефектов речи. Он оценивает звукопроизношение, функциональность артикуляционного аппарата, словарный запас, навыки связной речи.⠀
⠀
📍Вовремя установленная причина помогает без значительной задержки освоить важнейший навык для социального благополучия – речь.
👩🏼⚕️Абалихина Екатерина Михайловна, интегративный невролог РЦ «Инвента».
_
🖊️Чтобы записаться на прием к интегративному неврологу, позвоните по номеру телефона +79853555552 (📝WhatsApp)