Найти в Дзене
Inventa Centre

Этапы речевого развития

Речь – вторая сигнальная система по физиологу Павлову – является важной частью психической деятельности человека. При помощи слов человек передает информацию другим людям.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Речь ребенка начинает свое развитие с самого рождения. Именно значимые взрослые формируют здоровый интерес⠀к коммуникации и использованию речи.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🤱🏼Разговаривать с ребенком с рождения значит приглашать его к общению.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

📎Заботящийся о ребенке взрослый своими мимикой, эмоциями и активной артикуляцией посылает сигналы в мозг ребенка, стимулируя чувствительные речевые центры. Протягивая к ребенку руки, поднимая брови, хмурясь и улыбаясь, называя по имени и изменяя интонацию голоса, мы даем очень важное для развития человека — внимание. Реагируем на первое гуление и лепет радостью — подкрепляем желание общаться.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

❗️Важно помнить, что речь ребенка всегда является ответом на речь взрослого.⁣⁣⠀

Разговаривайте с детьми, искренне радуйтесь их попыткам разговаривать с вами, цените их активность. Родители — ролевая модель для ребенка.⁣⁣

🚩Итак, первым сигналом новорожденного является громкий чистый крик. ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩К 2-3 месяцам появляется гуление, произношение гласных звуков нараспев. Постепенно в звуках появляются новые интонации, обозначающие разные эмоции. Интересно, что у разных народов мира гуление⠀универсально и похоже у всех детей.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩К 6 месяцам должны появиться согласные звуки и начальный лепет, произнесение слогов с согласными: «ма», «ба», «да», «па», «Кх». Сначала это отдельные, как будто, случайные слоги, затем они повторяются чаще, выстраиваются в цепочки: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма»⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩К 1 году обязательно наличие 4-10 упрощенных слов, обозначающие конкретный предмет или действие: «мама», «папа», «дай», «на», «иди»,⠀«ням», «ку-ку», «бах», «мяу», «му», «гав». ⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩Первые фразы – соединение двух и более слов в предложения, появляются в 2-2,5 года. ⁣⁣⠀

К двум годам в словаре ребенка около 50 слов.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩В 3 года года обязательно наличие законченных по смыслу предложений.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

🚩В 4 года ребенок способен соединить несколько предложений в небольшой рассказ.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

Стоит обратить внимание, что количество слов и наличие фраз являются ориентировочным, и не всегда их наличие показывает уровень психического развития ребенка. Важно учитывать и другие показатели развития ребенка: пассивный словарь, использование жестов, зрительный контакт, любимые игры, выполнение просьб.⁣⁣

☝🏻Вышеперечисленные этапы освоения речи помогают родителям понять, когда есть необходимость обратиться к неврологу. Диагностическим признаком является регресс речи между 1 и 3 годами, указывающий на негативное острое или хроническое воздействие на мозг. Не всегда утрата навыка речи является сразу заметной⠀для родителей. Видео с речью ребенка в более раннем возрасте может помочь восстановить время утраты речи. 

👩🏼‍⚕️До 3-х лет невролог — это первый специалист при подозрении на речевую задержку. Именно он определит, есть ли нарушения работы нервной системы и какие нужны дополнительные методы исследования. Далее необходимо посетить логопеда для определения характера дефектов речи. Он оценивает звукопроизношение, функциональность артикуляционного аппарата, словарный запас, навыки связной речи.⁣⁣⠀

⁣⁣⠀

📍Вовремя установленная причина помогает без значительной задержки освоить важнейший навык для социального благополучия – речь.

👩🏼‍⚕️Абалихина Екатерина Михайловна, интегративный невролог РЦ «Инвента».⁣⁣

_

🖊️Чтобы записаться на прием к интегративному неврологу, позвоните по номеру телефона +79853555552 (📝WhatsApp)⁣⁣⁣⁣