Найти в Дзене

Просветительский студенческий проект ВнеКЛАССное чтение

Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики! Одна из рубрик моего канала носит название " ВнеКЛАССное чтение", девизом которого являются слова : "Мы любим читать то, что рядом".

Пришло время рассказать о проекте, который я реализую с 1997 года со своими единомышленниками: школьниками, студентами, родителями, библиотекарями, работниками архивов.

«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н. И. Пирогов)
«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». (Н. И. Пирогов)

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Одним из путей преодоления негативных последствий отказа общества от опоры на ценности традиционной культуры является обращение к литературному краеведению.

Обучающий компонент просветительского студенческого проекта «ВнеКЛАССное чтение» активно реализовывается в области филологических и исторических дисциплин.

Развивающий компонент нацелен на отработку умения обобщать и сопоставлять различные литературные и исторические явления и факты, формирование у обучающихся культуры литературных ассоциаций. Особенно полно в нем представлен воспитывающий компонент – сочетание элементов мировоззренческого нравственно-эстетического и социального опыта воспитанника.

Ключевые слова: просветительский проект, краеведческий компонент, базовые ценности, малая Родина, традиция.

Актуальность проекта обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования о ценностях нашей Родины, что позволит расширить представления обучающихся о России, и ее роли в мировой литературе и культуре.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что он нацелен на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывает уважение к традиционным ценностям, укрепляет смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяет максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивает способность учащихся свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира.

Отличительной особенностью данного проекта является обобщение и структурирование материала, который направлен на самостоятельное знакомство обучающихся с литературными памятниками России.

Специфика заключается в том, что он является интегрированным и объединяет такие образовательные области как литература, краеведение, история, музыка, МХК.

В качестве непосредственного результата следует ожидать повышение уровня коммуникативной культуры, развития навыка проектной деятельности. Опосредованным результатом деятельности будет являться более глубокое осмысление исторического прошлого и настоящего России, усиление мотивации обучающихся к самостоятельному познанию основ исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.

-2

Цель просветительского студенческого проекта «ВнеКЛАССное чтение»: формирование у обучающихся образовательных развивающих, и воспитательных компетенций в области построения «диалога культур» на примере исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.

Задачи проекта:

Образовательная: формировать культурологическую компетентность обучающихся в области знаний традиционной религиозной культуры России в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Развивающая:совершенствовать у обучающихся навыков и умений осуществления межкультурного общения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению, языку, вере, гражданской позиции; готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Воспитательная: развивать личность обучающегося в ее самобытности и уникальности в процессе приобщения к российским традиционным ценностям.

Новизна проекта: Предварительно мы провели собственное исследование и попросили ответить студентов педагогических специальностей образовательных учреждений г. Волгограда, знают ли они авторов и произведения, нацеленные на познание основ исторических и национально-культурных основ своей малой Родины. В этом же опросе приняли участие педагоги Волгоградского социально-педагогического колледжа и образовательных учреждений, в которых студенты проходят педагогическую практику. Обработка материалов показала, что в этом вопросе наблюдается «информационная лакуна». Но культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по изучению литературы своей малой Родины. Многие поэты и писатели любили путешествовать по родному краю, они оставили интересные воспоминания, путевые заметки, поэтические строки, посвященные нашей «малой родине».

Уникальность проекта состоит в знакомстве обучающихся с жизнью лауреатов и номинантов региональных премий в области литературы, истории создания их книг, размышлениями о вечных ценностях, и ставит задачи воспитания молодого поколения как ответственного гражданина и патриота своей страны, которые с уважением относятся к ее истории и культуре.

-3

Педагогическая идея проекта «ВнеКЛАССное чтение» состоит в формировании волонтёрского корпуса студентов педагогических специальностей для проведения просветительских лекций в образовательных учреждениях и Воскресных школах г. Волгограда. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Решением данной проблемы мог бы стать просветительский лекторий в образовательных учреждениях и Воскресных школах г. Волгограда. Идея просветительского проекта «ВнеКЛАССное чтение» заключается в том, что «обучаясь сами» – студенты «обучают других». Формат подобного проекта уникален тем, что в его реализации участвуют студенты педагогических специальностей – будущие педагоги региона (студенты ГАПОУ «ВСПК»).

Проект состоит их нескольких блоков:

- «Лауреаты Патриаршей премии в области литературы – детям» для студентов педагогических специальностей.

-4

Вот некоторые лауреаты Патриаршей премии в области литературы для детей:

  1. Владимир Крупин — рассказы «Молитва матери» и «Женя Касаткин».
  2. Олеся Николаева — рассказ «Предчувствие матери».
  3. Протоиерей Николай Агафонов — «Повести и рассказы».
  4. Протоиерей Валентин Курбатов — сборник рассказов «Волшебная гайка», «Воздушная подушка» и другие.
  5. Юрий Бондарев — сборник рассказов «Мгновения», «На рассвете после боя» и другие.
  6. Борис Екимов — рассказ «Как рассказать».
  7. Борис Споров — рассказ «Добрый старичок».
  8. Владимир Костров — стихотворение «Вот избушка».

- «ВнеКЛАССное чтение» (региональные авторы в детский сад и школу)

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С. Лихачев

-5

- Творческий проект «Не оставлю тебя и не покину тебя…» (создание книг для слабовидящих людей)

-6

- Проект «Языки России» (создание кейсов для преподавания родных языков).

Значимым социальным эффектом проекта является привлечение внимания к ценностям традиционной культуры своей малой Родины, а также формирование волонтёрского корпуса студентов педагогических специальностей для проведения просветительских лекций, посвященных литературе родного края. Авторы и книги, предложенные участниками проекта, позволят возродить национальную культурную традицию чтения и обсуждения прочитанных произведений.

Точками роста станут качественные изменения в партнерских отношениях с образовательными учреждениями, в которых студенты проходят педагогическую практику, в их личном научном и социально-профессиональном становлении.

Универсальность форм, приемов и инструментов просветительского проекта «ВнеКЛАССное чтение» дает возможность ее тиражирования в образовательных организациях различного уровня.

Ресурсное обеспечение практики:

1. Учебно-методический комплекс «Лауреаты Патриаршей премии в области литературы - детям» для студентов педагогических специальностей образовательных учреждений г. Волгограда (разработчик – кан.фил.наук Ситникова Т.В.).

2. Авторский элективный курс «Православные праздники в творчестве поэтов и писателей Волгодонья» (разработчик – кан.фил. наук Ситникова Т.В.).

3. Серия Международных вебинаров «Нормативно-правовое и методическое обеспечение преподавания предметной области «Родной язык и родная литература» в образовательных организациях, реализующих программы среднего общего образования» (разработчик – кан. фил. наук Ситникова Т.В.).

Литература

1. Авторский блог Ситниковой Татьяны Владимировны на портале Учмет https://www.uchmet.ru/events/authors/606301/

2. Авторский блог Городская печать Царицын - Сталинград_ Волгоград https://vk.com/public217792077?trackcode=575359c2IKXwLVda1xFO7A2GzD_K3Pkr3_W8Tvru-nqwZPFvIBGUxFK8y1S6aFnkFon_McHvyzHv-75W-fLgeqFurhtB

3. Учительский сайт Ситникова Татьяна Владимировна https://oshkole.ru/teacher/1275/

-7

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#