Несмотря на то, что Москва, казалось бы, уже давно полностью исследована и описана во множестве путеводителей и статей, в столице России всё ещё можно найти скрытые от глаз туриста жемчужины. В данной статье мы хотим представить вам несколько необычных, но при этом интересных и запоминающихся достопримечательностей.
Дворец Елизаветы Петровны
Московский дворец Елизаветы Петровны, несмотря на меньшую известность по сравнению с её знаменитыми резиденциями в Санкт-Петербурге и его окрестностях, являлся значимым архитектурным сооружением XVIII века. Построенный в середине столетия, этот дворец служил одной из императорских резиденций во время пребывания Елизаветы Петровны в Москве. Строительство дворца было начато по её указу вскоре после восшествия на престол в 1741 году и завершено в 1744 году.
Здание дворца являлось выдающимся образцом русского барокко, характеризующегося монументальностью и утончённостью. Фасады его были декорированы колоннами, лепниной, скульптурными композициями и деталями, подчёркивающими богатство и престиж его владелицы. Внутренние помещения также поражали роскошью: залы украшали позолота, мрамор, зеркала и изысканные живописные полотна.
После кончины Императрицы Елизаветы, императорская семья ещё некоторое время продолжала пользоваться дворцом. Тем не менее, со временем его значимость снизилась. В девятнадцатом столетии здание было передано в распоряжение различных государственных учреждений, что привело к постепенному угасанию его первоначального назначения. В ходе многочисленных перестроек и модернизаций во второй половине XIX века облик дворца претерпел радикальные изменения, и к началу XX столетия он был демонтирован. На его месте были возведены новые сооружения.
Усадьба Шервудов
Данное поместье, возведённое в конце XIX столетия, является ярким образцом городской усадьбы, типичной для указанного периода. Здание спроектировано в стиле эклектики, гармонично соединяющем в себе черты различных архитектурных стилей, что придаёт ему неповторимый и выразительный облик. Автором проекта выступил Владимир Осипович Шервуд, один из наиболее выдающихся архитекторов своего времени.
Усадьба Шервудов представляла собой типичный для своего времени городской особняк с главным зданием, флигелями и хозяйственными строениями. Внутреннее убранство отличалось роскошью и богатством: высокие потолки, лепные украшения, изысканная мебель и декоративные элементы свидетельствовали о высоком статусе и тонком вкусе владельцев. Архитектурный облик усадьбы был оригинален благодаря сочетанию элементов готики, ренессанса и классицизма. Большие окна, арочные проемы, башни и декоративные детали придали зданию особую выразительность и привлекательность.
После революционных событий 1917 года усадьба, подобно многим другим дворянским резиденциям, была передана в государственную собственность. В дальнейшем здание использовалось для размещения различных учреждений: административных органов, жилых помещений и общественных организаций. В результате такого многократного функционального использования усадьба претерпела существенные изменения, в ходе которых её первоначальный облик был частично утрачен, а интерьеры подверглись значительным и необратимым преобразованиям.
Немецкий городок в Перово
Возникновение Немецкого городка датируется началом XX века. В это время в Перово был построен жилой комплекс для сотрудников немецких предприятий и приглашенных в Россию специалистов, работавших на промышленных объектах. В частности, здесь проживали специалисты, занятые на заводе «Сименс и Гальске», игравшем важную роль в промышленном развитии того периода.
Немецкий поселок был спроектирован в соответствии с архитектурными тенденциями Германии того периода. Он состоял из жилых зданий, административных сооружений и объектов инфраструктуры. Здания были выполнены из кирпича и демонстрировали черты традиционной немецкой архитектуры: высокие окна, строгие фасады с минимальным декором и остроконечные крыши.
По окончании революции 1917 года Немецкий поселок в Перово, подобно многим другим объектам, был передан в государственную собственность. В течение последующих десятилетий здания использовались для различных целей, в том числе для проживания советских рабочих и служащих.
Здание Ссудной казны
Ссудные кассы были учреждены в Российской империи в XIX столетии с целью предоставить населению краткосрочные займы под залог ценностей, к примеру, драгоценных металлов или документов. Данная система была направлена на противодействие ростовщичеству и обеспечение граждан доступом к кредитованию на более благоприятных условиях.
Здание Ссудной кассы, спроектированное в конце XIX века в духе популярного тогда эклектического стиля, представляет собой гармоничное сочетание архитектурных элементов различных эпох – классицизма и ренессанса. Фасад здания, украшенный лепниной, колоннами и арками, придает ему монументальный и торжественный облик.
Внутреннее оформление Ссудной кассы также было выполнено с особым вниманием к деталям. Использование ценных материалов, таких как мрамор и дерево, а также просторные светлые залы создавали атмосферу надежности и стабильности, что было особенно важно для финансового учреждения.
На протяжении многих лет это здание играло ключевую роль в финансовой жизни Москвы. После национализации всех частных банковских и финансовых структур в советский период, здание было передано в управление различным государственным учреждениям. В настоящее время оно признано памятником архитектуры и находится под государственной охраной.
Городская трамвайная электростанция
В начале XX века, а именно в 1907 году, была построена Вторая городская трамвайная электростанция, обусловленная возрастающей ролью трамвая как одного из ключевых видов городского транспорта в Москве. Станция была предназначена для обеспечения электроэнергией расширяющейся сети трамвайных линий, охватывающих всё большее количество районов столицы.
Здание было возведено в архитектурном стиле, типичном для промышленных сооружений начала XX века. Его дизайн гармонично соединял практичность с художественной выразительностью. Фасад станции был украшен элементами, присущими промышленной архитектуре того периода: кирпичной кладкой, арочными окнами и другими декоративными деталями.
Черный дом на Бауманской
Здание, именуемое "Чёрным домом", официально носит название "Доходный дом Поливанова". Его возведение было завершено в 1911 году по проекту архитектора Михаила Александровича Поливанова. Архитектурный стиль сооружения представляет собой неоклассицизм, дополненный элементами модерна.
Архитектурный облик особняка выполнен в строгой монументальной стилистике. Его характерными чертами являются темный цвет фасада и массивные пропорции, которые придают зданию грозный и внушительный вид. Именно благодаря этому мрачному облику оно получило свое народное название — «Черный дом».
С течением времени вокруг «Черного дома» сложилось множество легенд и слухов. Некоторые из них связаны с мистическими явлениями, что сделало строение еще более притягательным для любителей тайн. Одна из наиболее известных легенд утверждает, будто дом был построен в нарушение энергетических линий, что и стало причиной его зловещей славы. Рассказывают о странных и необъяснимых событиях, происходивших внутри здания, которые укрепили его мистический ореол. Существует также версия о том, что в советский период в здании располагались секретные организации, что лишь подогревало общественный интерес к нему. Однако документального подтверждения ни одному из этих слухов не найдено.
Дом Анны Монс
Дом, традиционно ассоциируемый с именем Анны Монс, исторической персоны, известной как фаворитка Петра I, не имеет достоверных документальных подтверждений своего существования. Информация о нём, равно как и многие сведения о жизни самой Анны Монс, носит скорее легендарный характер и основана на преданиях.
Анна Монс, дочь голландского купца, проживавшего в Немецкой слободе Москвы, происходила из уважаемого семейства, игравшего важную роль в жизни столичного общества времён Петра I. Её связь с молодым царем принесла ей известность. Петр I был глубоко очарован Анной Монс и сделал её своей фавориткой.
По мнению историков, Анна Монс оказывала существенное влияние на государя в течение нескольких лет. Считается, что именно под её влиянием Пётр I проявил повышенный интерес к западной культуре и реформам, направленным на модернизацию России. Согласно легендам, царь построил для Анны Монс дом в Немецкой слободе, где она и проживала в период их отношений.