В последние 10-15 лет словосочетание «ответственный потребитель» заполонило экраны телевизора, магазинные полки и социальные сети. Мировые бренды, звёзды шоу-биза и городские обыватели поголовно отказываются от пластиковых бутылок в пользу товаров с пометкой «эко». С чем же связан такой ажиотаж на экологичность, расскажем в нашей статье.
Что такое ответственное потребление?
Концепция ответственного потребления возникла в начале 1960-х годов, но зачатки феномена появились еще раньше. В 1899 году в США была основана Лига Потребителей, которая предоставляла правительству, предприятиям и организациям точку зрения потребителей на проблемы в производстве: детский труд, качество продукции, конфиденциальность, информация о лекарствах. Активно же пропагандировать ответственное потребление стала группа людей в Великобритании, которая в 1989 году создала журнал «Этичный потребитель» (Ethical Consumer). Издание продолжает свое существование и стремится к демократизации рынка, повышению прозрачности в области экологических исследований, а также к содействию устойчивости глобального бизнеса путем давления со стороны потребителей.
Несмотря на то, что феномен ответственного потребления развивается уже на протяжении 30 -40 лет, но такую популярность получил совсем недавно. На мировых рынках становится все больше потребителей, которые, принимая решения о покупке, помимо качества товара, учитывают огромное количество и других факторов: условие труда работников, воздействия предприятия на окружающую среду или дальнейшая переработка товара. Ответственный покупатель старается оградить себя от необдуманных покупок: составляет списки и четко им следует. Такое ограничение не связано только с экономией денег - это некая «гигиеничность» потребления товаров и услуг.
Сегодня концепция развивается во всех сферах деятельности, начиная от школьных канцтоваров, заканчивая космической сферой.
Кто же покупает экотовары?
По данным компании «CONE Communications», занимающейся маркетингом в сфере устойчивого развития, основную часть экопотребителей составляет группа «Беспечные обыватели». Это люди возрастом от 18 до 34, которые покупают ответственный товар, только если представится возможность или они захотят почувствовать себя лучше в моральном плане. Самые активные экопокупатели – девушки без детей, которые получают высшее образование, работаю фрилансерами или в сфере-бизнеса и приобретают товары для себя.[1]
Самую малочисленную группу представляют «экоактивисты» - это так называемые лидеры мнений, которые не только покупают экопродукцию, но и пытаются убедить своих друзей, близких и знакомых, что они способны своим влиянием помочь решению мировых проблем.
«Быть экоактивисткой совсем легко и светло! Я маленький человек, который делает свои маленькие дела. Мне достаточно знать, что я не делаю гораздо хуже, а углеродный отпечаток, который я оставила, выбрав поезд, меньший, чем выбери я самолет. Не буду скрывать: я радуюсь, когда мои знакомые смотрят на меня и тоже становятся веганами или даже эко-активист(к)ами. В таких случаях мой нейтральный отпечаток, кажется, превращается в положительный.» - поделилась своим мнение юная экоактивистка Анна Силивестрова.
Характеристика типичного экопотребителя представлена довольно нечетко. Тем не менее, экологически чистые товары и услуги наиболее востребованы среди работников бизнес-сектора, студентов, фрилансеров, а также специалистов в сфере услуг и образования. Обычно у них средний или выше среднего уровень дохода, а в свободное время они предпочитают отдых на природе, занятия спортом или занятия рукоделием дома.[2]
Экологичность- помощь природе или успешный маркетинг?
Пока тренд экологичности с успехом шагает по всему миру, многие бренды индустрии принимают концепцию ответственного потребления и на полках магазинов появляется все больше товаров с пометками «органик». Тем временем «устойчивые» потребители, переплачивая за зеленые товары даже не задумываются о том, что в реальности они никакой пользы для природы не приносят и являются успешным рекламным ходом компании.
Возьмем, к примеру, популярную торговую сеть России «Перекресток». Магазин активно вводят многоразовые новшества в виде мешков, сеток для фруктов и шопперы. И вправду, они сделаны из натуральных материалов и служат прекрасной заменой пакетам, но одна тканевая сумка требует 10-20 тыс литров воды и огромных затрат энергии на обработку, а на свалке шоппер будет разлагаться так же, как и бумажный пакет, с выделением метана. Чтобы оправдать затраты компании и помочь природе, авоську нужно использовать 20 тыс. раз, то есть носить его ежедневно 54 года.
Многие пекарни, например, «Цех 85», «Ф. Вольчек» «Etlon Coffe, перешли на использование бумажных стаканчиков. Действительно, сама бумага быстро разлагаемый продукт, но при изготовление одноразовой посуды внутрь наносится тонкий слой пластика, который не дает ей раствориться под воздействием влаги из напитков.
Поэтому, выбор: покупать кофе в бумажных или пластиковых стаканчиках, -равносилен и не несет никакого польза природе.
Таких примеров на мировом ранке огромное количество:
«H&M» принимала вещи на переработку, а на самом деле продавала другим владельцам и сжигала.
«Starbucks», позиционирующая себя экологической компанией, отказалась от пластиковых трубочек и перешла на крышки с носиками, в которых содержатся еще больше пластика.
«Volkswagen» выпустил автомобили с «чистым дизелем» и утверждали, что выброс в атмосферу будет незначительным, но на самом деле, новые автомобили загрязняли воздух в десятки раз больше допустимого.
Такие действия называются гринвошингом – компании сами создают себе «экоимидж», хотя не делают ничего для того, чтобы не вредить природе и здоровью людей.
Почему же так происходит?
В наше время любить природу стало модно. Предприятия поняли, что зеленый товар продается лучше и воспользовались этим.
Тем временем гринвошинг все больше вводит нас в заблуждения. С одной стороны, мы покупаем здоровые продукты для себя и своей семьи, с другой, данные товары, за которые мы переплачиваем, производят псевдо экологические компании.
По данным ТАСС от 2023 года, 69% - готовы платить больше за экотовары, однако 50% опрошенных не знает критерии, по которым товар можно отнести к категориям "Био" или "Эко", или не представляет, что скрывается за подобной маркировкой.
Как не дать себя обмануть?
1) Не покупайте товары только потому, что на упаковке виднеются «эко», «био», «органик», «натурал». Проверьте эко маркировку, если зеленый продукт произведен в России, на нем должна быть маркировка «Листок жизни» (единственная признанная на международном уровне).
На импортных товарах чаще всего бывают маркировки Ecocert, Euro-leaf, Ecolabel, Vegan, Cruelty Free International, FSC.
2) Некоторые компании не обращаются в сертифицированные органы и сами проверяют свой продукт. Декларация об экологичности должна быть четкой и проверяемой. Например, на сайте компании можно найти протокол и сертификат, подтверждающий заявление.
3) Заявление об экологичности может быть правдивым, но совершенно бесполезным для потребителя. Например, на растительном масле часто пишут, что оно «не содержит холестерина». Это маркетинговый трюк: холестерин вообще никогда не содержится в растительных маслах, он есть только в продуктах животного происхождения.
4) Пользуйтесь приложением EcoLabel Guide от Экологического союза. Наведите сканер на маркировку и проверьте ее на оригинальность.