Обрёл бы Поль Синьяк такую всемирную популярность и огромную узнаваемость, если в какой-то момент своей творческой жизни он не изобрёл в тандеме с Жоржем Сёра технику пуантилизма?
Художник Поль Синьяк французского происхождения, один из основателей направления в живописи, которое называется пуантилизм. Это манерное письмо точками почти чистыми без сложных смесей красками. Ещё можно встретить другое название пуантизизму - дивизионизм, который в переводе с французского означает деление, разделение чего-либо на отдельные составляющие.
Изобретателями такого способа стали французский живописцы - импрессионисты Жорж-Пьер Сера и Поль Синьяк.
Пуантилистам присуще стремление привести все к подчинению строгой методической системе: цвету подчинить форму, а светотень построить на дополнительных цветах. Например, к красному дополнительным цветом будет служить зелёный, а синему - оранжевый, желтый фиолетовому составит противоположную пару. Располагаясь рядом, эти цвета усиливают друг друга, а при смешивании образуют спектральный серый цвет. В картинах художников - пуантилистов не используются смешанные на палитре сложные оттенки красок, а наоборот, два чистых цвета, нанесенных рядом друг с другом, будут оптически смешиваться, когда зритель посмотрит на картину с определённого расстоянии. Такая техника должна усиливать звучание цветов.
Поль Синьяк пишет свою книгу "От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма", которая является сводом правил для художников, избравших направление пуантилизма.
"Всякая материальная смесь ведёт не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведёт к ясности и блеску".
То есть, они стремилась использовать в своих картинах физические законы оптики, а не колористику как это принято в классической живописи академистов.
А новый метод Синьяк описывает так:
"Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнёт холст, не решив заранее, как и что на нем разместить... Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей - для выражения радости и нисходящей - для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют тёплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона... "
Интересный факт о картинах Поля Синьяка:
Своим картинам он присваивал нумерацию по образцу музыкальных произведений. Например, морские пейзажи имеют такие названия как, "Адажио", "Ларгетто", "Скерцо". А другие картины имели названия тех красок, которые легли в основу красочной поверхности.
Стоит отметить, что Поль Синьяк не сразу пришёл к своей технике. Первые его работы были этюдными и имели черты импрессионистического письма. Импрессионизм привлекал Синьяка, в отличие от академизма. Это была одна из причин почему художник наотрез отказался поступать в Школу изящных искусств. В качестве обучения он посещал студию Эмиля Бина. Первые попытки привнести изменения в свой стиль начинаются с 1886 года. И уверенно занимают свою позицию на весь оставшийся творческий период вплоть до 1935 года.
В творчестве Синьяка есть удивительные жанровые картины, они как драгоценные жемчужины среди многочисленных пейзажей.
"Модистки"
Картину" Модистки" Синьяк представил на последней восьмой выставке импрессионистов, состоявшейся в 1886 году. Эта картина относится к стилю неоимпрессионизма, последователи которого стремились модернизировать импрессионизм с помощью научного подхода к живописи. Это хорошо видно в написании кожи женщин и деревянного пола.
На картине изображены хорошие знакомые художника. Берта Роблес, в прошлом уже работала модисткой. Её мы видим нагнувшейся за ножницами. Вторая молодая девушка увлечённо пришивает тулью к шляпе. Сцена происходит в швейной мастерской, расположенной в квартале Сантье, считающимся швейным районом Парижа.
"Столовая. Опус 152"
В картине "Столовая" Поль Синьяк изобразил своих дедушку и мать, а также горничную. Не смотря на казалось бы отсутствие тщательной прорисовки, художник с удивительной точностью сумел передать психологический портрет каждого персонажа. Это выражается как в самой позе мужчины, сидящего во главе стола, с твёрдо сжатым кулаком, что говорит нам о властности и жёсткости этого человека, так и в профиле, выполненный в гротескной манере, с чёткой светотень, которая только подчёркивает плотно сжатые губы и нахмуренгые брови. Мать художника скромно сидит в отдалении, её лица мы практически не можем рассмотреть. Но во всей её позе чувствуется смирение и робость перед главенствующим в семье лицом.
"Воскресенье"
Перед нами открывается идеалистическая картина семейной четы, проводящей воскресный день в ламповой домашней обстановке. Мужчина помешивает угли в камине. Его вид презентабелен и лощен. Дама на заднем плане одета в домашнее платье строгого стиля. Она задумчиво смотрит в окно и как-будто кого-то высматривает.
"Портрет Феликса Фенеона"
Портрет критика и искусствоведа Феликса Фенеона, который ввёл в обиход термин неоимпрессионизм. Эта незаурядная личность и яркая личность. При жизни он слыл анархистом, которого местные власти подозревали во взрыве ресторана в 1894 году. Свои первые деньги зарабатывал как клерк при французском министерстве обороны. А после начал печататься в газете, где буквально тремя строчками описывал банальные события с применением чёрного юмора и отменной иронии.
В своей картине Синьяк сочетает изображение разноцветного колеса из японских гравюр и абстракции. Мужчина на картине словно фокусник в цирке вытаскивает цветок из чёрного цилиндра. Полное название картины звучит так "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизированномтаетами и углами, тонами и красками".
"Женщины у колодца. Опус 238"
Изначально это был один из этюдов к большой картине "Во времена гармонии". Но художник решил посвятить этому сюжету отдельную картину. Выполненая в декоративной манере, на контрасте голубого и жёлтого, с тенями, будто узоры восточного ковра, она показывает идеализированную сцену жизни. В 1893 году картина была представлена на выставке в Салоне Независимых под названием "Молодые девушки из Прованса у колодца (Украшение для комнаты в полумраке)". Картина собрала множество негативных отзывов. А Гоген, ярый противник неоимпрессионизма, описал полотно так: "На берегу моря размещен колодец с несколькими парижскими фигурами в красочных полосатых платьях, жаждующими воды в этом высохшем колодце. Но там только конфетти".
"Во времена гармонии"
Огромное полотно размером 3 на 4 метра показывает как пуантилизм идеально вписывается в монументально - декоративную живопись. На картине мы видим не столичных господ, а идеалистический мотив с сельскими жителями. Утопическая картина мира раскрывается перед нами слева направо.
Пейзажный жанр
Пейзажный жанр в творчестве Синьяка заслуживает отдельного внимания. Множество морских пейзажей в разную погоду писал художник с натуры. Будь то дождь или момент сразу после бури, когда небо ещё тёмное, а море уже успокоилось, лодки, жертвы мощной стихии, печальным памятником недавних событий прибиты волнами к берегу.
Сен-Тропе - одно из любимейших мест художника. Он здесь жил и здесь же творил свои полотна. Вдохновением ему служили ближайшие живописные окрестности и морской порт. Антиб - второй город, который часто фигурирует на картинах Синьяка. Он расположен на мысе между Каннами и Ниццей. Интересно, что город был основан ещё в 6 веке до нашей эры греческими мореплавателями и дали ему название Антиполис, что означает город, расположенный напротив. Во 2 веке нашей эры переименовали в Антибуль, и только какое-то время спустя стали именовать Антиб. Так и осталось это имя по сей день.
Иногда, взглянув на мир и окружающие нас материальные предметы под другим углом, уйдя от общепринятого и всеми понятного, можно многое познать и создать совершенно новое. То что и сделал Поль Синьяк. Он вошёл в историю искусства, как основоположник нового направления, которое даст в будущем началу кубизму и фовизму.