Император Александр II с юности был натурой романтической и влюбчивой. С 15 лет предметами его увлечений были фрейлины матери - Наталья Бороздина, Ольга Калиновская и другие. Женитьба на Марии Гессенской, девушке, которую он сам выбрал себе в жены, излечила его от чрезмерной влюбчивости, но ненадолго. Фаворитки вскоре опять попали в круг его интересов – Александра Долгорукова и другие.
Но и столь ветреный император оказался способен на сильные чувства. Предметом его настоящей любви стала Екатерина Долгорукова, девушка, моложе его на 30 лет.
Их любовь может казаться сказочным женским романом, таким, каких в реальной жизни не бывает. Она – такая юная, но уже готовая ради своей любви отказаться от всего. Он – такой сильный, такой властный мужчина, у которого «весь мир» (во всяком случае, Россия) в руках. И который готов отказаться от условностей и положить этот мир к ногам любимой.
Первая встреча
Их первая встреча произошла, когда Катя Долгорукова была еще совсем ребенком – ей было только 11 лет. Император Александр II, направляясь на военные учения в Волынь, решил сделать остановку в имении своего давнего знакомого - князя Долгорукого, недалеко от Полтавы.
Александр II вышел прогуляться по парку и на одной из дорожек встретил забавную девчушку, которая поинтересовалась, где она может увидеть императора. Александра Николаевича это очень умилило. На следующий день он попросил Катю показать ему парк, что привела девочку в восторг. Пообщавшись с ней во время небольшой прогулки, Александр II нашел девочку не только забавной, но и очень неглупой.
Катя родилась 14 ноября 1847 года в Москве и была из знатного рода князей Долгоруковых, потомков Рюрика. Ее предком был основатель Москвы Юрий Долгорукий. Отец, Михаил Михайлович, был правнуком Алексея Долгорукова, который чуть было не женил царя Петра II на своей дочери, тоже Екатерине Долгоруковой (ссылка на эту историю в конце статьи). Также она была правнучкой основателя Одессы Осипа Михайловича Дерибаса и последнего русского боярина, генерал-фельдмаршала Ивана Юрьевича Трубецкого.
По материнской линии семья также была интересной. Вера Гавриловна, в девичестве Вишневская, была праправнучкой полковника Вишневского. Это он привез в Петербург из Малороссии пастуха Алёшу Разума, который впоследствии станет Алексеем Разумовским, фаворитом Елизаветы Петровны.
Отец Екатерины унаследовал не только знатную фамилию, но и крупное состояние, но беспечный образ жизни и игра в карты его сильно уменьшили. Но связи, а тем более, личное знакомство с императором, позволяли ему жить беззаботно – до поры, до времени. Вскоре после приезда императора князь Долгоруков разорился окончательно, и семья с четырьмя сыновьями и двумя дочерями осталась фактически без средств к существованию. Узнав об этом, Александр II взял детей под свою опеку: мальчики были устроены в военные заведения Петербурга, а сестры Екатерина и Мария уже в апреле 1860 года были вне очереди приняты в Смольный институт.
Княжна смолянка
Екатерина в Смольном институте чувствовала себя чужой и даже начала чахнуть. Единственной радостью были для нее нечастые посещения императора, когда он с супругой приезжали как попечители института. Александр Николаевич прекрасно помнил девочку. В своих воспоминаниях Екатерина Долгорукова писала:
«…я была так счастлива его видеть, его визиты возвращали мне бодрость. Когда я болела, он навещал меня в лазарете. Его подчеркнутое внимание ко мне и его лицо, столь идеальное, проливали бальзам на мое детское сердце. Чем более я взрослела, тем более усиливался его культ у меня. Каждый раз как он приезжал, он посылал за мной и позволял мне идти с ним рядом. Он интересовался мною; я считала его покровителем, другом, обращалась к нему как к ангелу, зная, что он не откажет мне в покровительстве ... Он посылал мне конфеты, и не могу описать, как я его обожала».
Екатерина полюбила его с детства, а он по-отечески тепло относился к этой славной девочке.
Второе знакомство
Екатерине было почти 17 лет, когда она выпустилась из Смольного института, и их нечастые встречи с императором прекратились. Семья Екатерины жила очень скромно, родители очень мечтали удачно выдать дочь замуж и вывозили Катю в свет.
«Но каждый бал удваивал мою печаль; светские увеселения были противны моему характеру, я любила уединение и серьезное чтение».
Появлялись женихи, но, видя холодность девушки, в итоге исчезали. Любимым развлечением Кати были прогулки по Летнему саду, где она в тиши аллей могла мечтать. И там, через год после выпуска, в декабре 1865 года, произошла их случайная встреча.
Александр Николаевич любил гулять в Летнем саду и как-то увидел хорошенькую девушку. Он уже прошел мимо, как вспомнил, что они же знакомы, и вернулся. Так началось их второе знакомство.
После этой встречи 47-летний император и 17-летняя княжна стали видеться почти ежедневно – на прогулках в Летнем саду. Как-то он даже признался, что приезжает туда только ради встречи с ней. Иногда они виделись и в Смольном институте – император приезжал туда как попечитель, а Екатерина, чтобы навестить свою сестру Марию.
Частые прогулки императора в Летнем саду могли стоить ему жизни. 4 апреля 1866 года Александр и Екатерина прогуливались по аллеям сада. Они договорились увидеться вечером, в Смольном институте, и император направился к выходу. Там его уже ожидал студент Дмитрий Каракозов, который выстрелил в императора. Это было первое покушение на Александра II.
Известие о том, что в императора стреляли, потрясло Екатерину:
«Этот день ещё сильнее привязал меня к нему; я думала лишь о нём и хотела выразить ему свою радость и благодарность Богу, что он спасся от подобной смерти. Я была уверена, что он испытывает такую же потребность меня увидеть. Несмотря на волнения и дела, которыми он был занят днем, он вскоре после меня приехал в институт. Эта встреча стала лучшим доказательством того, что мы любим друг друга. С той минуты я решила, что мое сердце навсегда принадлежит ему».
Первое свидание
Может, этот выстрел заставил задуматься императора о быстротечности жизни, и он решил встретиться с Катей уже не на прогулке. Княжну Екатерину Долгорукую пригласили в Зимний дворец, где состоялась их первая встреча наедине в кабинете Николая I, где они встречались и в дальнейшем.
Это произошло 18 апреля, через 2 недели после выстрела Каракозова. Они были, наконец, вдвоем, пили чай, разговаривали. В конце их свидания Александр Николаевич подарил Кате первый подарок - браслет с рубином в обрамлении бриллиантов.
Екатерина вела себя сдержанно – она впервые осталась наедине с императором, тем более, в окружении богатой обстановки Зимнего дворца. Александр принял это за холодность и решил, как он писал ей позже:
«…что я слишком стар, чтобы ты могла полюбить меня».
А Екатерина наоборот – окончательно поняла, что любит императора и хочет быть только с ним. После этого свидания она даже объявила родителям, что предпочитает
«умереть, чем выйти замуж…
С того момента я приняла решение отказаться от всего, от светских удовольствий, столь желанных юным персонам моего возраста, и посвятить всю свою жизнь счастью Того, кого любила. Я имела счастье вновь его увидеть 1 июля».
Первая близость
Императорская семья на лето переехала в Петергоф, и там влюблённые вновь случайно увиделись в парке. Вечером в «Берёзовом домике» состоялось их свидание и первое объяснение в любви:
«В тот день мы впервые оказались наедине и решили не прятать то, что нас переполняло, счастливые от возможности любить друг друга. Я объявила ему, что отказываюсь от всего, чтобы посвятить себя любви к нему, и что не могу больше бороться с этим чувством. Бог свидетель невинности нашей встречи, которая стала истинным отдохновением для нас, забывших целый свет ради чувств, внушенных Богом. Как чиста была беседа в те часы, что мы провели вместе. А я, еще не знавшая жизни, невинная душой, не понимала, что другой мужчина в подобных обстоятельствах мог бы воспользоваться моей невинностью, но Он вел себя со мной с честностью и благородством человека, любящего и уважающего женщину, обращался со мной как со священным предметом, без всякого иного чувства - это так благородно и прекрасно!»
(Из воспоминаний Екатерины Долгоруковой)
Они стали встречаться каждый день, и 13 июля 1866 года в Бельведере состоялась их первая ночь. После этого их свидания продолжились там.
Вынужденная разлука
Роман императора с молоденькой княжной Долгоруковой быстро перестал быть секретом. Стало о нем известно и супруге Александра II, императрице Марии Александровне. Она и раньше прощала любвеобильному супругу его «шалости», а сейчас, когда отношения между ними охладели, к тому же, она уже была больна туберкулезом, то известие о новом романе мужа ее сильно не задело. Но оно сильно обеспокоило детей императора, особенно старшего сына, Александра Александровича.
Поэтому, чтобы прекратить разговоры, Александр II отправил Екатерину в сопровождении ее брата и его супруги в Неаполь. Но разлука совсем не охладила их чувства – они писали друг другу каждый день. Их письма были полны любви, нежности и были очень откровенны – письма людей, искренне любящих друг друга.
В письме от 6 марта 1867 года Александр II писал Екатерине Долгорукой:
«В мыслях я ни на мгновение не покидал мою обожаемую шалунью, и встав, первым делом поспешил со страстью к любезной карточке, полученной вчера вечером. Не могу наглядеться на нее и мне бы хотелось броситься на моего Ангела, прижать его крепко к моему сердцу и расцеловать его всего и везде. Видишь, как я тебя люблю, моя дорогая, страстно и упоенно, и мне кажется, что после нашего грустного расставания мое чувство только растет день ото дня. Вот уж точно я тобою только и дышу и все мысли мои, где бы я ни был и что бы я ни делал, постоянно с тобою и не покидают тебя ни на минуту».
Они очень скучали друг по другу, и император искал повод, чтобы поехать за границу и встретиться с любимой. Повод нашелся сам – император Наполеон III пригласил Александра II на проходящую в Париже Всемирную выставку. И хотя все окружение императора было против его поездки, так как во Франции были сильны антироссийские настроения, ведь французы поддерживали Польшу, но Александр Николаевич был тверд в своем решении.
Парижские встречи
Он приехал в Париж 20 мая 1867 года, где его уже ждала княжна Долгорукова. Они встретились в тот же вечер, и потом встречались каждый день. Он хотел бы проводить с ней весь день – но у него были свои обязанности, в том числе, и посещение официальных мероприятий.
25 мая 1867 года, когда он возвращался с военного смотра, на него опять было совершено покушение – стрелял в него поляк Антон Березовский. И опять пуля пролетела мимо.
Александр больше не стал настаивать на том, чтобы Екатерина оставалась за границей. Она вернулась в Петербург в начале октября, и их свидания продолжились. Они оба уже твердо знали: их судьбы связаны – и навсегда.
В Петербурге возлюбленная императора жила в доме своего старшего брата на Английской набережной, в котором она занимала нижний этаж и куда к ней приезжал Александр Николаевич. Летом государь обычно проживал в Петергофе или в Царском Селе, и тогда для Екатерины находили дом неподалёку, где влюбленные встречались почти каждый день.
Ребенок как лечение
Летом 1870 года Александр II настоял на том, чтобы императрица Мария Александровна сделала княжну Долгорукову своей фрейлиной.
«Она была уверена, что это увлечение быстро пройдёт. Мои приветствия принимала с самой холодной улыбкой».
(Из воспоминаний Екатерины Долгоруковой)
Конечно, никаких положенных обязанностей Екатерина при дворе не выполняла, но это назначение позволяло ей проживать во дворце и свободно посещать придворные праздники и балы, на которых император предпочитал танцевать с ней.
Статус фрейлины также позволял Екатерине сопровождать императора и императрицу в их ежегодных поездках в Эмс на воды, где император лечил астму, а императрица чахотку. В 1871 году в такой поездке врачи осмотрели и Екатерину Долгорукову и поставили ей диагноз «малокровие». В качестве «лечебного мероприятия», чтобы активизировать организм, ей было рекомендовано родить ребёнка. До этих пор влюбленные были очень осторожны, отлично понимая, что беременность Екатерины вызовет большую реакцию и осложнит их отношения.
Но тут Александр прислушался к рекомендациям врача, и через 9 месяцев у влюбленных родился сын.
О втором этапе любви императора Александра II и княжны Екатерины Долгоруковой в другой публикации.
Другие статьи, связанные с темой публикации: