Раскинулось море широко
9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут
Становление Российской империи, равной среди других европейских держав, неотделимо от побед российского военно-морского флота. И первой из них стало морское сражение регулярного русского флота над флотом Швеции. Оно произошло 9 августа (27 июля по старому стилю) 1714 года в акватории Балтийского моря недалеко от полуострова Гангут (Ханко, Финляндия) между шведским парусно-гребным флотом и русской гребной флотилией.
В этом сражении Петр I лично командовал одной из скампавей, быстроходным небольшим судном русского галерного флота, предназначенным для перевозки и высадки десанта, огневой поддержки и абордажного боя, участвовал в абордажных схватках.
Благодаря дерзким нестандартным действиям (неожиданно для шведов перебросили свои суда по двухкилометровому переволоку), умелому использованию преимуществ гребных судов в штилевую погоду, русские моряки разгромили шведский флот. Были взяты на абордаж и захвачены 10 судов флотилии контр-адмирала Эреншельда. Эта победа и последующие (Эзельское в 1719 году, при Гренгаме 1720 года) окончательно лишили Швецию могущества на Балтийском море. Россия вернула Балтийское побережье с городами Пернов (Пярну), Рига, Ревель (Таллин), Нарва, острова Эзель, Даго и другие.
В истории нашего флота не всегда были только победы, но и тяжелые поражения. Они случались во времена кризиса государственного и военного управления, когда при относительно равных технических возможностях терялась инициатива, поле боя отдавалось противнику. Одно оставалось неизменным – мужество и героизм российских моряков. Все это показало Цусимское сражение 14 (27) мая – 15 (28) мая 1905 года в ходе русско-японской войны.
Замечательное описание этой героической страницы нашего флота оставил Алексей Силыч Новиков-Прибой. С 1899 по 1906 годы он служил на кораблях Балтийского флота. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала З.П. Рожественского баталером эскадренного броненосца «Орел» принимал участие в переходе из Балтики в Японское море на помощь 1-й Тихоокеанской эскадре, запертой в Порт-Артуре, а затем и в Цусимском сражении против японского флота.
Алексей Силыч так близко к сердцу принял это событие, что даже свою младшую дочь Ирину, как вспоминала она сама, писатель хотел назвать Цусимой. Личные впечатления участника этих событий, собранные в японском плену и в последующие годы свидетельства очевидцев, служивших на разных судах погибшей эскадры, легли в основу главного труда Новикова-Прибоя – романа в двух книгах «Цусима».
Читаешь страницы этого романа и, благодаря большому количеству собранного фактического материала, ощущаешь себя словно на каждом из судов 2-й эскадры в разные минуты боя. На глазах разворачиваются боевые эпизоды, как и в любой другой боевой обстановке, героические, даже трагикомические (на одном из кораблей русской эскадры клетки с курами и утками на верхней палубе, взятыми для обеспечения команды в походе, заслоняли сектора обзора дальномерщикам, корректировщикам артиллерийского огня), иногда откровенно малодушные, а то и преступные с точки зрения обычаев ведения войны на морском театре действий.
Вот лишь один пример мужества, морской доблести и взаимовыручки. Наша газета имеет счастливую возможность опубликовать фотографии мичмана Владимира Храбро-Василевского, вахтенного начальника эсминца «Буйный», из домашнего архива нашего читателя. В Цусимском бою мичман на вельботе с двумя гребцами спасал тонущих моряков с подбитого эскадренного броненосца «Ослябя». За этот бой и спасение моряков пожалован орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. На фото (послевоенном) он в парадной форме лейтенанта и с орденом.
Из-за массового героизма нижних чинов, рулевых, сигнальщиков, квартирьеров, комендоров, дальномерщиков, судовых врачей и священников, офицеров младшего и среднего звена, мужества командиров, кто не покидал командирских мостиков при ожесточенных обстрелах и последним по священной морской традиции сходил с тонущего корабля, тяжелое поражение нашей эскадры воспринимается тем не менее моральной победой.
И это главное ощущение от «Цусимы». Помню, прочитал ее еще в начальной школе. Книжку серии «Подвиг» принесла из Осиновской библиотеки мама. Подвиг русских моряков так захватил, что даже писал сочинение. Потом пришлось доказывать учителю, что отсутствие буквы «д» в фамилии адмирала Рожественского – это не ошибка.
И еще раз эхо Цусимы «настигло» меня в начале офицерской службы. В то время среди двадцати (!) военных училищ Ленинграда существовала традиция награждать лучшие учебные взводы (группы) выпускных курсов экскурсией на крейсер «Аврора», на Петроградской набережной, напротив Нахимовского ВМУ, и памятной фотографией на его фоне. Наша учебная группа удостоилась такой чести. Кроме того, что был показан высокий результат на государственных экзаменах, коллектив на всей дистанции четырехгодичного обучения не потерял ни одного из 30 курсантов, поступивших на первый курс из войск, после суворовских училищ и со школьной скамьи. А на госы мы шли с песней «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
В мае следующего года – 120-я годовщина Цусимского сражения. Самое время прочитать или перечитать книгу нашего величайшего мариниста. И вот уже: «Раскинется море широко…», засвистят боцманские дудки, покроет конструкцией из трех этажей нерасторопных подчиненных старпом и останется навсегда с морем, вместе со своим броненосцем «Адмирал Ушаков», не сдавшийся врагу его командир капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай, родной брат знаменитого русского путешественника и исследователя Океании.
Сергей КАВЕРЗИН.
Фото из личного архива автора; читателя "Ангарской правды" и сети Интернет.
Эскадренный броненосец «Орел», на котором А.С. Новиков-Прибой участвовал в Цусимском сражении
Владимир Храбро-Василевский, мичман, вахтенный начальник эсминца «Буйный»
Июль 1980 года. Крейсер «Аврора» – один из участников Цусимского сражения