Итак, дорогие друзья, если вы думали, что российский Су-30 — это такой же российский символ, как матрешка или балалайка, то держитесь крепче за свои шляпы! На сцену выходит Индия с заявлением, которое заставит вас пересмотреть свои представления о геополитике и авиации. Оказывается, Су-30 МКИ — это больше не российский истребитель, а практически чисто индийский продукт. Как вам такое?
Давайте начнем с главного. Индия решила, что ей нужно 240 авиадвигателей для своих Су-30 МКИ, и на это дело планируется потратить более 300 миллионов долларов. Впечатляет, правда? Но вот что действительно интересно — все эти двигатели будут собираться у них дома, в Индии, в уютных цехах госкорпорации Hindustan Aeronautics Limited. А вы, наверное, думали, что Индия просто приедет в Россию, сложит деньги в чемоданы и увезет их обратно на своих Су-30? Ах, как наивно!
Нет, Индия не торопится делать крупные закупки у России. Зачем? У них уже есть лицензия на сборку двигателей, и они прекрасно справляются с этой задачей сами. Вот так-то, друзья! Индия собирает свои самолеты практически из своих же компонентов, а про Россию вспоминает разве что по старой памяти.
И вот тут начинается самое интересное. Командующий ВВС Индии заявляет: Су-30 МКИ, который был модернизирован индийскими конструкторами более чем на 75%, больше не может считаться российской боевой машиной. Ну как тут не удивиться? Ведь это заявление словно гром среди ясного неба для тех, кто все еще думал, что Су-30 — это «наше все».
А теперь представьте себе: вот летит такой Су-30 МКИ над индийскими просторами. Красивый, мощный, с огненной мощью на борту. Но стоп, а где тут Россия? Ведь, как выясняется, Россия-то уже почти не при чем. Все эти двигатели, которые помогут самолетам взлететь, да и большая часть самого самолета — это уже продукт индийской инженерной мысли. Су-30 МКИ сегодня — это как айфон, собранный в Китае, но с «яблоком» на спинке. Да, он может выглядеть по-российски, но внутренности — совсем другие.
Ну а что остается делать России? Улыбнуться и сказать: «Ну что ж, молодцы, справились!». Ведь в конечном итоге, Су-30 МКИ — это теперь гордость Индии, а Россия может лишь махнуть на прощание крылом.
Так что же нам говорит этот пример? Прежде всего, о том, что в мире современных технологий и производства границы национальных принадлежностей становятся всё более размытыми. И если вы думали, что Су-30 — это безоговорочно российский продукт, то, увы, придётся признать, что сегодня это уже скорее продукт международного сотрудничества с явным акцентом на Индию.
И как тут не задуматься о том, что же будет дальше? Может, Индия в будущем начнет экспортировать эти самолеты в другие страны под брендом Made in India? Почему бы и нет! Ведь если они могут собирать самолеты на 75% сами, то что мешает им доделать остальные 25% и стать независимыми в этом вопросе?
Так что, дорогие друзья, Су-30 МКИ — это теперь уже не российская гордость, а индийская. И давайте будем честны, это не так уж и плохо. Ведь мир становится глобальнее, а технологии — доступнее. И, возможно, в этом и есть настоящая сила: в умении делиться знаниями, адаптировать их под свои нужды и создавать что-то новое на основе старого.