Найти в Дзене
Vip Persony

Марат Хуснуллин: биография заместителя председателя Правительства РФ

Хуснуллин Марат Шакирзянович — российский государственный деятель, длительное время курировавший вопросы градостроительной политики сначала в Татарстане, затем в Москве в качестве заместителя мэра. С 21 января 2020 года занимает пост заместителя главы Правительства Российской Федерации. Сегодня курирует восстановления новые регионов России, включая Крым и Севастополь. Марат Хуснуллин родился 9 августа 1966 года в Казани. В раннем детстве переехал в многонациональный город Чистополь на левом берегу реки Камы. Воспитывался в уважении к культуре и традициям проживающих в регионе народов — русских, чувашей, татар. Окончил гимназию №2 города Чистополя в 1983 году. Мать Марата Хуснуллина работала судовым медиком на теплоходе. Сын с раннего детства сопровождал её. Мальчик проводил на борту речных судов большую часть свободного времени и все каникулы. Именно поэтому в детстве Хуснуллин мечтал поступить в мореходное училище и служить капитаном речного судна. Идея поступать на экономический факу
Оглавление
Марат Хуснуллин
Марат Хуснуллин

Хуснуллин Марат Шакирзянович — российский государственный деятель, длительное время курировавший вопросы градостроительной политики сначала в Татарстане, затем в Москве в качестве заместителя мэра. С 21 января 2020 года занимает пост заместителя главы Правительства Российской Федерации. Сегодня курирует восстановления новые регионов России, включая Крым и Севастополь.

Ранние годы, образование

Марат Хуснуллин родился 9 августа 1966 года в Казани. В раннем детстве переехал в многонациональный город Чистополь на левом берегу реки Камы. Воспитывался в уважении к культуре и традициям проживающих в регионе народов — русских, чувашей, татар. Окончил гимназию №2 города Чистополя в 1983 году.

Мать Марата Хуснуллина работала судовым медиком на теплоходе. Сын с раннего детства сопровождал её. Мальчик проводил на борту речных судов большую часть свободного времени и все каникулы. Именно поэтому в детстве Хуснуллин мечтал поступить в мореходное училище и служить капитаном речного судна. Идея поступать на экономический факультет пришла только в старших классах. Сразу после выпуска Хуснуллин подал документы в КГФЭИ.

На два года обучение в Казанском государственном финансово-экономическом институте пришлось прервать. В этот период были отменены отсрочки от армии для студентов очного отделения. После демобилизации Марат Хуснуллин вернулся и продолжил обучение. Восстановился он и в должности лаборанта собственном учебном заведении.

Преподаватели отмечают, что даже во время обучения в Казанском государственном финансово-экономическом институте Марат Хуснуллин постоянно занимался трудовой деятельностью. Он работал в вузе лаборантом, затем устроился бухгалтером в строительный кооператив «Темп», позднее он стал его председателем. Завершил обучение в вузе будущий госдеятель в 1990 году.

Уже в 2000 году Марат Хуснуллин был слушателем направления «профессиональный менеджмент» в Открытом университете Великобритании. В 2006 в году он защищает диссертацию и получает степень кандидата экономических наук. Темой научного исследования стало управление инвестиционной деятельностью на примере Республики Татарстан.

-2

Начало карьеры

Началом трудовой деятельности Марата Хуснуллина можно считать работу лаборантом во время обучения в КГФЭИ. Одновременно навыки управления коллективом и работу с финансовой отчётностью он осваивал в строительном кооперативе «Темп». Председателем кооператива Хуснуллин был до 1995 года. Управленческие навыки обеспечили ему приглашение в более крупную организацию того же профиля — «Интерпластсервис». В должности его руководителя Хуснуллин проработал два года.

Из «Интерпластсервиса» Марат Хуснуллин уходит в ещё более крупную компанию «Ак Барс». Этот строительная торгово-промышленная фирма занимается строительством в Казани и других городах региона. Команда под руководством нового главы успешно реализовала несколько крупных инфраструктурных проектов, серьёзно изменивших образ столицы Татарстана. О талантливом и амбициозном руководителе заговорили в правительстве региона.

-3

Профессиональная деятельность

Первые шаги на государственной службе Марат Хуснуллин сделал ещё в 1999 году, успешно избравшись в местный парламент. В должности депутата Госсовета Республики Татарстан второго созыва он продолжил решать вопросы благоустройства города и обновления ветхого жилья. Заслуги и опыт позволили рекомендовать его на руководящую должность в ГУП ПЭО «Татэнерго».

Заняв должность заместителя генерального директора, директора по материально-техническим ресурсам «Татэнерго», Марат Хуснуллин продемонстрировал компетентность и трудолюбие. Предложенные им идеи дали реальные результаты, что было отмечено не только в рамках самой компании, но и на уровне руководства региона. Во время формирования нового министерского кабинета региона один из постов получил Хуснуллин.

Работа в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан заставила Марата Хуснуллина снять с себя полномочия депутата. С 11 мая 2001 года в его ведении оказались вопросы строительства и реновации жилья целого крупного региона, на тот момент дотационного. Именно с приходом в управление строительством нового министра начались кардинальные изменения в облике Республики Татарстан — глобальное строительство в регионе.

Хуснуллин начал активную работу по привлечению в Татарстан денег из федерального бюджета. Своими главными задачами на первом этапе он назвал расширение города, появление доступного комфортного жилья, реновацию отрезанных от качественной инфраструктуры микрорайонов. Именно Хуснуллин стал решать проблемы Казани в комплексе — от дорог до организации детских садов в шаговой доступности от жилья.

Стремительный рост строительства в этот период наблюдался не только в самой Казани, но и в соседних Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске. Хуснуллину удалось убедить инвесторов и найти средства на возведение целого ряда крупных микрорайонов, куда были переселены граждане из ветхого и аварийного жилья. Высотность построек позволила часть квартир выставить на продажу и вернуть в бюджет средства, а также направить их на строительство дорог и проектов социального значения.

Новшество, которое появилось при Хуснуллине, — запуск строительства проектов по одному архитектурному плану. До его вмешательства каждый из микрорайонов проектировался и согласовывался отдельно, что занимало много времени, сил и денег. Согласование одного типового плана позволило строить быстрее и дешевле. Высвобожденные средства министр направлял на расширение не справляющихся с автопотоком дорог и создание зелёных зон в жилых секторах.

Вопросами строительства и инфраструктуры Татарстана Марат Шакирзянович занимался до 2010 года. Этот период самими жителями региона называется пробуждением республики. Столица и крупные города разрослись на 30—50%, появились новые современные микрорайоны, количество аварийного жилья было сведено к минимуму. Казань избавилась от своих вечных пробок благодаря новым транспортным развязкам и увеличению количества полос на основных проспектах.

Сами жители Казани отмечают, что только при Марате Хуснуллине город стал застраиваться грамотно и продуманно. Прекратился стихийный самострой, новые микрорайоны проектировались с учётом запаса на ширину дорог, дополнительных развязок и запасных выездов. Каждый квартал заранее обеспечивался необходимой инфраструктурой, от медицинских и детских образовательных учреждений до заведений общепита.

Отдельными вехами в работе Марата Хуснуллина стали глобальные проекты по подготовке к празднованию тысячелетия Казани и проведению Всемирной летней универсиады. Как крупный туристический город с историческим прошлым Казань нуждалась в появлении новых объектов для размещения и досуга туристов. Не хватало в мегаполисе и современных спортивных объектов. Проведение Универсиады позволило городу получить такие объекты.

Спроектировав, запустив и своевременно сдав в кратчайшие сроки, Хуснуллин обеспечил появление в городе таких знаковых для него объектов, как дворец единоборств «Ак Барс», универсальный спортивно-оздоровительный комплекс «Триумф», волейбольный центр «Санкт-Петербург», крытый плавательный бассейн «Акчарлак» и др. Дополнительно были построены тренировочные базы для пловцов и боксёров, а также Деревня Универсиады.

Два объекта из тех, которые были спроектированы к празднованию тысячелетнего юбилея Казани, сейчас являются её визитными карточками. Главный символ — мечеть Кул-Шариф, которая возвысилась над белоснежными стенами Казанского кремля. Это здание было возведено на пожертвования горожан, сейчас является одним из важных религиозных центров в стране. Практически одновременно появился и новый вантовый мост Миллениум — глобальная транспортная развязка, которая является частью Малого Казанского кольца.

В этот же период реставрации подверглись и практически все здания исторического центра. Был частично восстановлен и выбелен кремль. За ним появилась красочная набережная с современной подсветкой и работающими круглосуточно кафетериями. Напротив неё заиграл всеми огнями главный городской ЗАГС, сделанный в виде огромной чаши. Вложение в эти проекты стали оправдываться ростом туристического потока уже в первые же годы после проведения реконструкции.

Существенным изменениям подверглась и транспортная система города. Во-первых, появился второй железнодорожный вокзал, вынесенный за пределы центра. К нему протянулась дополнительная линия метро. Во-вторых, Казань обзавелась ещё целым рядом подземных станций. Это сделало привлекательными отдалённые районы города.

Изменения, которые происходили в Казани, нельзя было не заметить. Реализация планов по подготовке к Универсиаде курировалась непосредственно президентом. Отметив личный вклад министра строительства в эту работу, московское правительство решило пригласить Хуснуллина к себе. В 2010 году Марат Шакирзянович получил предложение стать заместителем мэра российской столицы.

Чиновник стал работать в непосредственной связке с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Одно из первых поручений, которое дал заместителю глава города, — избавление столицы от самостроя. Эта проблема сильно портила облик Москвы ещё с 1990-х годов.

Параллельно с борьбой с незаконными постройками, часто принадлежавшими выходцам из криминальной среды девяностых, Хуснуллин начал заниматься проблемой пробок. Перед своей командой он поставил задачу расширить основные городские магистрали и увеличить их проходимость — сделать реальной возможность перемещения по городским улицам даже в часы пик. Это потребовало и запуска межведомственного сотрудничества с транспортниками.

Важным направлением для Марата Хуснуллина стала работа над расширением московского метро. За время реализации этого проекта на карте столичного метрополитена добавилось более 100 км новых линий.

Одновременно новый вице-мэр наводил порядок и в документообороте в отрасли строительства. Под его кураторством значительная часть процессов была переведена на цифровую основу. В результате автоматически проводимых проверок были серьёзно уменьшены сметы и снижены дополнительные расходы на выполнение государственных заказов.

За время работы Хуснуллина столица приобрела обширные территории, которые сейчас называются Новой Москвой. К площади Москвы официально были прибавлены 1480 км², названные Троицким и Новомосковским административными округами. Объединение не стало формальным — благоустройство этих округов было выведено на общий московский уровень.

Кроме того, вице-мэр занимался вопросами строительства жемчужины Москвы — комплекса зданий «Москва-Сити». Реконструкцию дорожной инфраструктуры делового квартала вице-мэр курировал лично, требуя от подрядчиков высоких темпов и качества всех проводимых работ. Это самый глобальный проект в новой истории российской столицы.

21 января 2020 года Марат Шакирзянович, согласно указу президента Российской Федерации Владимира Путина, занял пост заместителя председателя Правительства РФ. В ведомство нового вице-премьера были переданы вопросы ипотечного кредитования и строительства —особенно важные для страны направления. Также Хуснуллину было доверено управление государственной недвижимостью.

В 2021 году вице-премьер стал куратором Южного федерального округа, также ему были вверены вопросы сотрудничества с Абхазией и Южной Осетией. В зону ответственности попал и вошедший ранее в состав России Крым. Чиновнику предстояло решить много задач, направленных на развитие вверенных ему российских регионов.

В 2024 году, когда после президентских выборов было собрано второе правительство премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина, Марат Хуснуллин стал одним из тех, кто практически единогласным голосованием сохранил свой пост. Это позволило не прерывать начатую работу и продолжить запущенные проекты. В этот период активно пришлось заниматься восстановлением разрушенных городов Херсонской области, Донбасса и Запорожья.

-4

Марат Хуснуллин сейчас

Продолжая работать в должности вице-премьера, в настоящее время Хуснуллин занимается вопросами развития логистики на юге России — созданием беспрепятственного выхода к необходимому для активной торговли Каспийскому морю и странам Центральной Азии. Приоритетом работы его команды является строительство новых качественных комфортных дорог.

С целью развития торговых отношений Хуснуллин постоянно сотрудничает с коллегами и высшим руководством соседних центральноазиатских стран — Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. На всех уровнях отмечается его серьёзный подход к делу, ответственность и умение работать на перспективу. Те же подходы чиновник реализует и в работе в новых российских регионах.

-5

Семья и личная жизнь

Женат Марат Хуснуллин был только один раз. В браке родились трое детей — сын и две дочери. В 2018 году в прессе появилась информация о разводе чиновника. Сегодня информацию о своей личной жизни государственный деятель не разглашает, на официальных мероприятиях традиционно появляется один.

-6