У каждого писателя есть как любимые темы, которые проходят красной нитью через всё его творчество, так и любимые тропы и мотивы, с упорным постоянством пробивающие себе лазейки в его творениях. Например, у Ольги Ярошинской я вдруг обнаружила большую любовь к «Красной Шапочке», потому что уже во второй из пяти прочитанных её книг встречаю отсылку к этой сказке: сперва в романе «Огня для мисс Уокер!», а теперь вот — в «Поцелуе на краю ночи». Однако абсолютно схожими их назвать нельзя: на этот раз Ольга Ярошинская предлагает мистический детектив не в викторианском стиле, а в нуарном, да ещё с вампирами и супергероями в придачу.
Сюжет романа «Поцелуй на краю ночи» Ольги Ярошинской
Провинциальный Таноро́к всегда окутывали мрачные тайны, сколько Роксе́на Медо́у себя помнила и даже больше. Ведь двадцать два года назад, вскоре после её рождения, была убита мать девушки. Истерзанное тело Анны Медо́у нашли в старом городском парке в луже крови. К сожалению, преступление осталось не раскрытым, так и застыв безликой строчкой в списке «висяков» местного полицейского участка. Чудовищно несправедливо! И именно это чувство стало главным мотиватором в жизни Рокси. Если в ней кто-то нуждался — она всегда спешила на помощь. Потому, когда полтора года назад её бабушка — Сеси́лия Медоу́ упала с лестницы и попала в больницу с переломом бедра, Рокси не задумываясь отказалась от мечты стать хореографом, бросила колледж искусств и вернулась домой, чтобы ухаживать за единственным родным человеком.
С тех пор Танорок — «царство теней и сумрака», как будто уснул, прикрыв свои большие и маленькие секреты пеленой бесконечных холодных дождей. Рокси устроилась работать тренером по пилатесу и даже попыталась обустроить личную жизнь, начав встречаться с местным красавчиком Кри́стофером Пра́йсом. Правда, её любовь быстро закончилась разочарованием. И тут случилась новая трагедия — убийство Луи́зы Па́ркер — полноватой добродушной хохотушки, которая дважды в неделю посещала занятия Рокси. На следующий день в газетах написали, что кто-то заманил бедняжку в городской парк и нанёс ей раны, несовместимые с жизнью. Хотя досужие сплетни быстро дополнили картину произошедшего — на шее девушки имелись следы клыков. Однако Рокси не поверила в версию с хищником. Тело Луизы было найдено на том же самом месте, что и тело её матери. А ещё оно точно так же лежало в огромной луже крови. Два совпадения в деталях преступления определённо свидетельствовали о чьём-то злом умысле. Только вот кого? Способен ли такое сотворить человек, сымитировав животное? Возможно, чуть больше ясности могли бы внести полицейские отчёты, но ей их никто не даст. На помощь пришёл Его Величество случай.
Желая отомстить своему бывшему, Рокси среди ночи отправилась к его дому, что располагался рядом с главной трассой, ведущей в Танорок, и принялась высаживать цветы в придорожной клумбе в форме нецензурного слова. За этим занятием её и застал специальный агент Лю́тер Фо́сберг, приехавший для расследования убийства Луизы Паркер. Он не стал скрывать ни своего интереса к девушке, ни своей профессии, с удовольствием ткнув удостоверение сотрудника Бюро в её хорошенький носик. Но оно возымело совершенно другой эффект! У Рокси мгновенно созрел гениальный план!
Следующим же утром она направилась в участок и предложила шефу полиции Дже́ю о’Ко́ннелу способ наказать её за нарушение общественного порядка — приставить к мистеру Фосбергу в качестве помощницы-секретаря и гида. Тот с радостью согласился, надеясь, что приезжий коп из столицы в первую очередь займётся «окучиванием» занозы-Рокси и не станет лезть, куда не надо. Вдобавок сбагрил на него сержанта-недотёпу — Пе́рсиваля Гри́на, помешанного на предсказаниях, приметах и гороскопах. Откуда же ему было знать, что стихийная команда из вампира, цветочной суперменши и любителя мистического фольклора разворошит в Танороке всё притаившееся в нём зло?
Особенности романа «Поцелуй на краю ночи» Ольги Ярошинской
Роман «Поцелуй на краю ночи» одновременно и традиционен для Ольги Ярошинской, и имеет новшества. Например, местом действия в истории вновь является маленький провинциальный городок, похожий на «дряхлую старуху, нацепившую на себя свадебные украшения». Жители его эксцентричны, хитры и изворотливы, умело пускают пыль в глаза и каждый имеет в запасе персональный шкафчик со скелетами. Но как их ни охраняй, рано или поздно случайные обстоятельства неизбежно опрокидывают один из них навзничь и выбрасывают неприглядное содержимое наружу. Для Танорока очередным таким потрясением стало убийство Луизы Паркер (подобно убийству Лоры Палмер в сериале «Твин Пикс»), которое приезжает расследовать специальный агент из Бюро по контролю за альтернативными Лютер Фосберг. Он вампир, но не классический, хоть и обладает способностью обращаться в стаю воронов (как трансильванец Влад Цепеш из фильма «Дракула», 2014), а созданный в рамках эксперимента сто лет назад. И вот здесь рамки традиционного для Ольги Ярошинской мистического фэнтези дополнительно обретают границы научного фэнтези! Кроме того, события переносятся в современную альтернативную реальность, окрашенную нуарным флёром.
Лютер Фосберг быстро смекает, что в Танороке есть не учтённый Бюро вампир: «Старый, сильный, умеющий менять погоду и заметать следы. Хитрый лис, забравшийся в курятник и прикрывший перьями наглую морду». А ещё в захолустном городишке феноменально расплодились оборотни: кто-то оборачивается полностью, кто-то лишь частично, а один альтернативный даже стабильно отсыпается в полицейском участке каждое полнолуние! Значит, многие местные в курсе происходящего! Однако обилие зацепок вовсе не означает быстрого и лёгкого расследования. Благо специальному агенту повезло. В ночь приезда на него с коварной целью «положила глаз» загадочная Цветочница Рокси Медоу — девушка с глазами дракона (но не факт), способная одним прикосновением заставить биться его мёртвое сердце! А утром в их компанию влился ещё один участник «спецоперации без прикрытия» — внук местной ведьмы Персиваль Грин, у которого в голове тяга ко всему мистическому на профессиональной почве удачно срослась со статистикой несчастных случаев Танорока.
Таким образом, роман «Поцелуй на краю ночи» — это история в духе американских детективов 80-х годов о спецагентах, но показанная через призму иронии и сарказма. Своеобразная пародия, которую Ольга Ярошинская ещё и сдобрила забавно обыгранными штампами и клише о вампирах и оборотнях. Потому расследование периодически смещается в сторону бытовых или физиологических особенностей альтернативных («если сердце уже мёртвое, зачем в него втыкать осиновый кол?»), но неизменно возвращается в русло поимки главного злодея, душегуба и кровопийцы. Причём любыми средствами, включая проверенные народные («полить город святой водой и посмотреть, кто начнёт дымиться») и новые ультракреативные («пасхальным яичком в лоб»). Оттого полицейский процедурал местами напоминает бредовый, но комичный сон, который в итоге навещает контуженую голову Лютера Фосберга:
Параллельно детективной линии в романе с первой же главы начинает развиваться и любовная. Естественно, тоже с изюминкой, потому что бунтарка Рокси Медоу обладает необычным даром. Раскрывать его суть не буду, ибо это жуткий спойлер, но одной из форм его проявления является способность девушки при прикосновении возвращать вампира на время в живое состояние. И для Лютера Фосберга, не раз за прошедшее столетие пожалевшего о своём выборе, возможность через Рокси снова испытать все человеческие удовольствия (в том числе естественные мужские) становится настоящим подарком судьбы! Вскоре и Цветочница обнаруживает у себя потребность в близости с вампиром, правда, по другой не менее пикантной причине. Потому в результате супергерои образуют своеобразный симбиоз. Однако физиология не становится во главу их отношений. Приняв нестандартность своего союза, они максимально стараются привнести в него нотки нежной романтики, милого флирта, а в ряде случаев изворотливости и забавного прохиндейства:
Второстепенные герои не менее пикантны. Они блистают практически в каждой главе: пугая, интригуя, внося хаос, заставляя дружески умиляться или рыдать от смеха. И всё же пьедестал почёта среди них я безоговорочно отдала куратору Лютера — Дже́ссике Джоне́й, излишне драматичной, истеричной женщине и абсолютно некомпетентной в своей области. Это лучший шарж на всех диванных психологов и коучей, расплодившихся сегодня на просторах интернета со своими уникальными методиками!
Рекомендации к чтению
Роман «Поцелуй на краю ночи» — это необычный фэнтезийный мистический детектив с научной огранкой, в котором ищется не только преступник, но и смысл жизни, ужастик с изрядной долей сарказма и иронии, а ещё любовный супергеройский роман, замешанный на мистике и крови. В общем, отличный жанровый коктейль, чтобы встряхнуть привычные ромфантовские реалии и классно пощекотать себе нервишки.
Оценка: 5/5