Мать - фигура в представлении общества почти святая. Свое дитя она обязательно любит безгранично и никогда не испытывает к нему ни ревности, ни завести, ни злости.
Неудивительно, что во многих сказках хорошие матери умирают, после чего появляются злые мачехи. Невозможно представить, что мать может испытывать амбивалетные чувства к ребенку, поэтому в народном творчестве ее образ расщепляется на два противоположных.
Мультфильм "Спящая красавица" начинается с торжественного бала в честь рождения Авроры, на который позвали всех кроме Малефисенты. Добрые феи наделяют принцессу дарами доброты, красоты и музыкального таланта. Но не успевает последняя из них закончить свои слова, как врывается Малефисента.
- Я была немного огорчена, не получив приглашения.
- Его и не посылали, - отвечает одна из добрый фей.
А дальше происходит то, что вы и сами прекрасно помните - Злая Ведьма пророчит Авроре вечный сон от укола веретином, когда ей исполнится 16 лет.
Малефисента воплощает тень матери — её страхи и тревоги, связанные с взрослением и женственностью дочери. Не пригласив её на праздник, родители Авроры отвергают эту часть материнства, отказываются признать, что рождение дочери может вызывать не только радость, но и целый букет чувств, которые в обществе принято скрывать.
Но что, если бы на бал в честь рождения Авроры пригласили не только добрых фей, но и Малефисенту?
Если бы матери разрешили испытывать амбивалентные чувства — не только радость, но и страх перед взрослением своих дочерей?
Кажется, что изгоняя страшные чувства, человек не избавляется от них, а лишь на время замораживает.
Но в какой-то момент они возрождаются и становятся такими интенсивными, что их уже невозможно скрывать.