Лето закончилось.
Сентябрь.
Пора задуматься о том, что нас ждет через 9 месяцев. А скучать нам не дают - это точно, поэтому каждый год вносят изменения в КИМы. Правда, в этом году проект предполагает не столь существенные изменения, как раньше.
Более того, я бы сказала, что все «новое» несколько упростило и подготовку к экзамену, и проверку работ.
Что было безусловно самым сложным при написании сочинения?
Определить проблему – основную. Эту задачу нам упростили: проблема сформулирована в самом задании (здесь и далее примеры приведены из демоверсии ФИПИ):
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста: «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?»
Фактически задание стало напоминать сочинение 11.3 в 9 классе.
Вчитаемся теперь в задание 27 и в критерии проверки.
Критерий 1. «Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме». За верный ответ – 1 балл. Соответственно, если авторская позиция не определена как надо, за первые три критерия выпускник получит 0 баллов (собственно, так и было).
Критерий 2. «Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведенными примерами-иллюстрациями». Максимальный балл – 3
Ни в требованиях, ни в критериях проверки практически ничего не изменилось (за исключением того, что примеры мы подбираем не к проблеме, а к позиции автора, но это практически одно и то же).
Таким образом, мы должны будем написать САМ пример – пересказать нужное, затем его ПОЯСНИТЬ, то есть прокомментировать, проанализировать, что можно сделать, опираясь на художественные средства, которые использует автор. Обязательно указать СВЯЗЬ и ее тоже прокомментировать, то есть написать, ПОЧЕМУ автор подбирает одинаковые примеры или, наоборот, противоположные.
Нового здесь только то, что фактическая ошибка, которую допускает выпускник при анализе текста, не влияет на оценивание данного критерия: теперь снимается один раз в критерии 4. Раньше это был критерий 11.
Критерий 3. «Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт». При этом четко указано, ЧТО нельзя использовать в качестве примера: комиксы, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.
Критерии проверки отражают и то, как должна выглядеть эта часть сочинения:
- выразить согласие или несогласие с автором;
- написать АРГУМЕНТ, доказательство, почему согласны или не согласны с автором;
- привести конкретный пример из литературы или жизненного опыта.
Увеличили на 1 балл критерии «Соблюдение грамматических и речевых норм».