Для большинства людей, не знакомых с работой в доставке, курьерство со стороны выглядит очень легко и даже романтично. По своему опыту могу сказать, что смена на смену не приходится. Действительно, бывают относительно лёгкие дни, когда не происходит ничего сверхъестественного, но бывают также и смены, на которых каждый час тебя поджидает какой-то сюрприз. И для новичков, которые только решили зарегистрироваться в Магнит доставке, я решил написать эту статью, которая должна помочь преодолеть первый стресс от работы курьером, и сделать её комфортной как можно быстрее.
Так как я работаю на личном авто, мои советы будут касаться подводных камней и неприятных ситуаций именно для автокурьеров, но большинство советов также будут применимы и к другим типам передвижения. Итак, поехали!
1) Паркуйтесь оптимально для себя и других
Хорошая парковка - одна из важнейших составляющих быстрых доставок. Это касается как парковки у магазина, так и во дворах клиентов. Подъехав к точке сразу же продумывайте пути выезда. Главное правило - не паркуйтесь в карманах, откуда есть только один выезд, какой-то персонаж всегда может вас заставить и уйти в магазин или домой. Вариантов уехать должно быть обязательно 2-3. Лучше напишите себе маркером табличку под лобовое стекло, что вы курьер и будете через 2 минуты, и сами заставляйте другие машины, чем выйдете от клиента и обнаружите, что не можете продолжать смену из-за какого-то безобразно припарковавшегося "мега-мозга". Но лучше и другие машины не подпирайте, и себя не давайте. Не прожимайте статус "Заказ взят" или "Заказ передан", не убедившись в возможности беспрепятственно продолжить движение.
На днях я припарковался в кармане двора, где был продуктовый магазин, и, не поверите, человек спокойненько стал посреди дороги из кармана, загородив выезд 10 машинам, и пошёл за покупками, а я поспешил и нажал что передал заказ прямо выйдя из подъезда, в итоге я опоздал на следующий заказ на 5 минут из 7 возможных, в сумме потеряв 12 минут и был на волоске от снятия заказа. А если бы это была последняя отмена, то мне могли бы среди дня закрыть смену и я потерял бы пару тысяч рублей на ровном месте.
Паркуйтесь, по возможности, задом к бордюру - так удобнее и безопасное выезжать с парковки. Начинайте движение во дворах медленно, пешеходы, велосипедисты и дети могут появляться очень внезапно.
2) Изучите карту, чтобы легко объезжать пробки
Курьерство на авто в будни - отдельный вид мазохизма. Поэтому, чтобы не стоять в пробках, дома в спокойной обстановке хорошо изучите проезды через дворы и второстепенные дороги в своей зоне. В час-пик это сэкономит вам массу нервов и времени. В навигаторе уберите настройку "Избегать плохих и грунтовых дорог". Поставьте снизу на автомобиль пластину защиты двигателя - очень пригодится в частном секторе с бездорожьем, а то и в обычных дворах с глубокими асфальтовыми кратерами. На первых порах, особенно по ночам, в незнакомых местах вы будете регулярно ловить ямы и царапать бамперы, так что не лишним будет прикупить и набор для подкраски царапин. Зимой обязательно возите с собой лопату и буксировочный трос (меня вытаскивали уже раза 4 за осень и зиму, причём один раз из сочной осенней лужи, в которую я лихо заскочил на газоне, не найдя свободного парковочного места у магазина). Не едьте только по маршруту навигатора, т.к. часто он показывает не оптимальный путь без учёта возможности срезать по дворам.
3) Берите еду с собой
Чтобы не брать перерыв на еду, её лучше либо купить перед сменой, либо в том же Магните или Пятёрочке в отделе выпечки в момент получения заказа. Пицетта или пицца, сосиска в тесте, слойка с фруктовой начинкой и бутылка газировки - отличный рацион на смену 9-10 часов. Это в летнее время. А зимой я беру на смену бутерброды с маслом и колбасой, т.к. они не портятся в машине от жары. Есть стараюсь на длинных светофорах, или в промежутках между заказами. Не хотите тратить время на туалет на заправке - присматривайте кусты, заборы и лесопосадки :)
4) Будьте настойчивы при получении заказа в магазине
Не знаю, как будет дальше, но на конец лета 2024 года в Магните ситуация со сборщиками всё ещё очень печальна. Людей набирают на сборку, а потом они выполняют функции кассиров, приёмщиков товара, работников зала и грузчиков, ещё и сборка вешается на них, почти за бесплатно. Вроде сейчас начали вводить какие-то суммы за сборку заказа, но пока они просто смехотворны. Поэтому в основном сборщики очень медлительны, недоброжелательны, и вполне могут сказать вам ждать выдачи вашего заказа, пока они не соберут активный. А если будете спорить - ещё и скажут, что они вообще не сборщики, и это не их работа. В этом случае следует проявить настойчивость, но не грубость. Доброжелательно скажите, что курьер не должен ждать, найдите самостоятельно свой пакет с номером заказа и покажите или принесите его сборщику в зал, с просьбой прожать выдачу и дальше заниматься своими делами. Мне обычно это помогает. Будьте вежливы но настойчивы, объясните, что вам тоже нужно работать и зарабатывать, а не ждать. Найдите со сборщиками общий язык, скорее всего вам ещё долго придётся с ними работать. Если столкнулись с грубостью, неадекватом, неподписанными пакетами или ещё чем-то неприятным - обязательно напишите отзыв о магазине в бот поддержки, не оставляйте проблему без внимания. Возможно уже через час на это отреагирует руководство и с проблемными сотрудниками проведут беседу. Если приехали в магазин, а статус заказа всё ещё "В сборке" - на всякий случай сходите проверьте, действительно ли ваш заказ собирают, он вполне может уже быть готов, просто в спешке не прожат, что собран.
5) Следите за правильной геолокацией в телефоне
Во многих городах сейчас временами неправильно работает геолокация. А для получения заказов и прожатия статусов в приложении вам придётся держать её в актуальном состоянии. Если приложение пишет, что вы находитесь далеко от точки, а вы стоите на правильном адресе, есть несколько вариантов проблемы. Либо вы приехали слишком быстро и сразу пытаетесь прожаться, а локация буквально не успела за вами обновиться несколько секунд и находится метрах в 300-400, в этом случае будет достаточно подождать 10 секунд и попробовать снова. Если не получилось и в этот раз - откройте шторку смартфона, выключите Локацию, подождите 5 секунд и включите снова. Ещё можно попробовать включить авиарежим на 20-30 секунд и перезапустить локацию. Если и в этом случае приложение долго думает и в конце концов сообщает, что вы всё равно не на месте - нажимаете и удерживаете палец на иконке Магнит Курьера, выбираете (i) во всплывающем меню, заходите туда и принудительно останавливаете приложение. Ждёте 5 секунд и запускаете его заново. Должно помочь. Если и это не помогло - проверьте по Гугл картам или Яндекс Навигатору, что указатель вашего местоположения не уехал на несколько кварталов в сторону, из-за средств РЭБ в некоторых точках местности локация вообще никогда не определяется правильно, и помогает только отъехать оттуда на 100-150 метров в сторону и попытаться прожаться ещё раз. Если не помогло даже это - пишете в телеграмм бот техподдержки и присылаете фотоподтверждение, что вы на адресе. И вам прожимают статус вручную.
6) Танцуй, как будто никто не видит, езди так, как будто таймера не существует...
Ездите в темпе, но аккуратно. Вроде бы банальный совет. Но поверьте, по таймеру и без таймера мозг старается ездить по разному. Ваша задача научиться ездить по таймеру так, как будто его не существует. Спешка сами знаете где помогает, но уж точно не на дороге. Принцип работы курьера заключается в том, чтобы ездить и работать как можно дольше, а не быстрее, но в ущерб автомобилю, вашему здоровью, а то и жизни. Лучше опоздать на 3-5 минут на заказ, чем попасть в ДТП. На данный момент опаздывать можно на столько, сколько вам дали времени по таймеру. Так что, по сути, времени - вагон. Не торопитесь и не суетитесь, пока не изучите зону и будете твёрдо уверены в безопасности маршрута и своих водительских навыках. Не отвлекайтесь на сообщения в телефоне во время движения, у вас будет на это время в лифте по пути от клиента. Перед поездкой проверяйте исправность авто и уровень антифриза, чтобы не "закипеть" в пробке.
7) Будьте вежливы с клиентами
Старайтесь оставить после себя у клиентов хорошее впечатление. Большинство из них уже постоянные, или могут им стать. Постоянный спрос на заказы зависит в том числе от того, насколько быстро и качественно вы их доставляете. Делайте это так чтобы клиентам хотелось заказывать снова - так вы обеспечите себе хороший поток заказов на сменах в своей зоне, а значит больше заработаете. Если у вас есть гарнитура и это не отвлечёт от вождения - звоните клиентам частных домов за 2-3 минуты до приезда, чтобы они уже выходили вас встречать в дни высокого спроса. Записывайте гостевые коды от шлагбаумов и калиток, если часто ездите в одни и те же жилищные комплексы, чтобы каждый раз не тратить время на звонки.
8) Обязательно отдыхайте и высыпайтесь
В погоне за постоянными слотами и деньгами многие курьеры теряют голову и не дают себе передышки, из-за чего потом страдает их здоровье, концентрация и самочувствие. Заказов хватит на всех, люди хотят есть каждый день. Это значит, что после 3-4 дней полных смен по 10-12 часов стоит взять 1-2 выходных, даже если очень хочется поработать. Лучше спокойно восстановиться, выйти и работать в полную силу, чем еле доползать домой вечером, допускать ошибки в заказах, а тем более в вождении.
Если вам выпал мультизаказ с суммарным весом более 25 кг, целесообразно не тащить всё это в руках, а взять тележку. Несколько дней боли в суставе, мышце или связке вам вообще не нужны.
Берегите себя!
Хороших смен, коллеги! А кто ещё не с нами - добро пожаловать на регистрацию!