Найти тему

Николаевский (Троицкий) храм в Мроткино

Следующей нашей остановкой был храм в Мроткино, в Батецком районе Новгородской области – церковь Николая Чудотворца, основные объемы которой сооружены в елизаветинское время, в 1753 году, на средства помещика Козьмы Тимофеевича Мартьянова. До 1753 года храм в Мроткино тоже существовал, он отмечен в писцовых книгах (описях земель и имущества на них) ещё в 1724 году.

От Хоченей до Мроткино - всего полчаса пути на машине. По пути также иногда встречаются борщевичные коровы.
От Хоченей до Мроткино - всего полчаса пути на машине. По пути также иногда встречаются борщевичные коровы.

Вид на храм из-за ограды, 4 августа 2024 года
Вид на храм из-за ограды, 4 августа 2024 года

Нынешний храм много раз перестраивался, наиболее известна перестройка, осуществленная помещиком А.С. Обольяниновым в 1824 – 1831 году. Здесь забавно посмотреть, как деревянному храму XVIII века прибавили классицистической эффектности: с севера и юга пристроили портики с треугольными фронтонами, каждый о четырех колоннах. С ордером вышло интересно: деревянные колонны не имеют баз и явно относятся к дорическому ордеру, имеют они и аналог желобков-канеллюр, устроенный при помощи вертикальных досточек. Правда, канеллюры-доски – плоские, поэтому колонны кажутся гранеными, а не идеально круглыми. Это греческий дорический ордер. Такое ордерное решение в сторогом классицизме потребовало бы сверху, над колоннами, в антаблементе, триглифо-метопного фриза…

Триглифы - это вертикальные трехчастные штучки, метопы - небольшие квадратные плоскости, в которых часто размещают рельеф. Триглифы и метопы чередуются друг с дружкой.
Триглифы - это вертикальные трехчастные штучки, метопы - небольшие квадратные плоскости, в которых часто размещают рельеф. Триглифы и метопы чередуются друг с дружкой.

А тут над колоннами – ровный фриз безо всяких метопов, тишь да гладь.

Один из портиков. Видны и колонны с имитацией канеллюр.
Один из портиков. Видны и колонны с имитацией канеллюр.

И, конечно, в обшивке храма повсюду имитриуются квадратные ниши, окошки (явно они при помощи краски маскировались под настоящие). В имитированных нишах колокольни – имитрованные баллюстрады, как будто верх у колокольни – открытый. Да и сам охристый цвет стен, по которому идут белые элементы – это явление классицистическое. Тут налицо попытка сделать храм «под камень»: деревня считалась более богатой, если в ней имелся каменный храм. В этом, кстати, видят одну из причин упадка деревянного зодчества в XIX веке: и помещики, и крестьяне ради престижа избавлялись от старинных деревянных храмов, на их месте возводя просторные церкви из кирпича.

Вид на колокольню с запада
Вид на колокольню с запада
Тут по низу восьмерикового яруса колокольни пущена баллюстрада - перила на колоночках
Тут по низу восьмерикового яруса колокольни пущена баллюстрада - перила на колоночках

Основа храма – хорошо известный восьмерик на четверике, с высоким открытым интерьером и с пятистенным алтарем с востока. На фото видно, что двухскатная кровля фронтонов просто «прилеплена» к более широкой четырехскатной кровле нижнего яруса. А в восьмерике окна – не по четырем граням, а почти по всем (кроме западной и, может быть, восточной).

Фото 2013 года с сайта "Соборы", где видно, как двускатный фронтон упирается в углы шрокой четырехскатной кровли
Фото 2013 года с сайта "Соборы", где видно, как двускатный фронтон упирается в углы шрокой четырехскатной кровли

Трапезная же – гораздо крупнее основного четверика, квадратного в плане. Крупнее и шире. Связано это с тем, что в трапезной устроено еще два придельных храма – Никольский и Покровский. И – да, основной алтарь посвящен не святому Николаю, а Троице! Однако, видимо, Николай был столь любим в народе, что храм ассоциировали в первую очередь с ним.

Весь храм - на ленточном каменном фундаменте
Весь храм - на ленточном каменном фундаменте

Изнутри – между трапезной и церковью невероятно широкий проход, оформленный в виде арке на колонках! Колонки внутри, думается, появились тоже во второй четверти XIX века.

Фотография прохода из трапезной в храм, сделанная через окошко
Фотография прохода из трапезной в храм, сделанная через окошко
Видно, хотя и размыто - что и восьмерик открыт вовнутрь храма!
Видно, хотя и размыто - что и восьмерик открыт вовнутрь храма!

В 1992 году храм верх храма пострадал в пожаре, но вскоре памятник восстановили таким, каким он до пожара и был. Неясно, имелся ли первоначально карниз, разделявший восьмерик храма на две части – но в любом случае, здесь мы видим не два восьмерика одинаковой ширины, стоящих друг на друге, а один крупный, разделенный лишь мнимым образом.

Фото 1992 года из материалов Д. Дроздецкого. Видно, что и до пожара восьмерик разделялся карнизом как бы на две части.
Фото 1992 года из материалов Д. Дроздецкого. Видно, что и до пожара восьмерик разделялся карнизом как бы на две части.

Вот с таким старинным храмом – но в густой классицистической панировке (иногда доходящей до иллюзионизма) - довелось нам столкнуться на Новгородчине.

-12
Если присмотреться, то можно предположить, что по антаблементу сверху идет некая надпись - возможно, посвятительная? Пишите ваши догадки и версии!
Если присмотреться, то можно предположить, что по антаблементу сверху идет некая надпись - возможно, посвятительная? Пишите ваши догадки и версии!

Далее мы отправились уже на Псковскую землю, о чем поведаю в ближайших же постах!

-----

Сейчас занимаюсь судьбой деревянной Воскресенской церкви в Сторожне (Псковская обл.). Буду благодарен вашей посильной финансовой поддержке для возведения навеса над церковью! О сегодняшнем состоянии храма в Сторожне подробно пишу у себя на странице в Вк: https://m.vk.com/wall168149167_573 Реквизиты для перевода: По привязанному к карте Сбера телефону +7(911)236-32-99; ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ П. Назначения платежа указывать не нужно.

Огромное спасибо всем, кто откликнется и поддержит!