Следующей нашей остановкой был храм в Мроткино, в Батецком районе Новгородской области – церковь Николая Чудотворца, основные объемы которой сооружены в елизаветинское время, в 1753 году, на средства помещика Козьмы Тимофеевича Мартьянова. До 1753 года храм в Мроткино тоже существовал, он отмечен в писцовых книгах (описях земель и имущества на них) ещё в 1724 году.
Нынешний храм много раз перестраивался, наиболее известна перестройка, осуществленная помещиком А.С. Обольяниновым в 1824 – 1831 году. Здесь забавно посмотреть, как деревянному храму XVIII века прибавили классицистической эффектности: с севера и юга пристроили портики с треугольными фронтонами, каждый о четырех колоннах. С ордером вышло интересно: деревянные колонны не имеют баз и явно относятся к дорическому ордеру, имеют они и аналог желобков-канеллюр, устроенный при помощи вертикальных досточек. Правда, канеллюры-доски – плоские, поэтому колонны кажутся гранеными, а не идеально круглыми. Это греческий дорический ордер. Такое ордерное решение в сторогом классицизме потребовало бы сверху, над колоннами, в антаблементе, триглифо-метопного фриза…
А тут над колоннами – ровный фриз безо всяких метопов, тишь да гладь.
И, конечно, в обшивке храма повсюду имитриуются квадратные ниши, окошки (явно они при помощи краски маскировались под настоящие). В имитированных нишах колокольни – имитрованные баллюстрады, как будто верх у колокольни – открытый. Да и сам охристый цвет стен, по которому идут белые элементы – это явление классицистическое. Тут налицо попытка сделать храм «под камень»: деревня считалась более богатой, если в ней имелся каменный храм. В этом, кстати, видят одну из причин упадка деревянного зодчества в XIX веке: и помещики, и крестьяне ради престижа избавлялись от старинных деревянных храмов, на их месте возводя просторные церкви из кирпича.
Основа храма – хорошо известный восьмерик на четверике, с высоким открытым интерьером и с пятистенным алтарем с востока. На фото видно, что двухскатная кровля фронтонов просто «прилеплена» к более широкой четырехскатной кровле нижнего яруса. А в восьмерике окна – не по четырем граням, а почти по всем (кроме западной и, может быть, восточной).
Трапезная же – гораздо крупнее основного четверика, квадратного в плане. Крупнее и шире. Связано это с тем, что в трапезной устроено еще два придельных храма – Никольский и Покровский. И – да, основной алтарь посвящен не святому Николаю, а Троице! Однако, видимо, Николай был столь любим в народе, что храм ассоциировали в первую очередь с ним.
Изнутри – между трапезной и церковью невероятно широкий проход, оформленный в виде арке на колонках! Колонки внутри, думается, появились тоже во второй четверти XIX века.
В 1992 году храм верх храма пострадал в пожаре, но вскоре памятник восстановили таким, каким он до пожара и был. Неясно, имелся ли первоначально карниз, разделявший восьмерик храма на две части – но в любом случае, здесь мы видим не два восьмерика одинаковой ширины, стоящих друг на друге, а один крупный, разделенный лишь мнимым образом.
Вот с таким старинным храмом – но в густой классицистической панировке (иногда доходящей до иллюзионизма) - довелось нам столкнуться на Новгородчине.
Далее мы отправились уже на Псковскую землю, о чем поведаю в ближайших же постах!
-----
Сейчас занимаюсь судьбой деревянной Воскресенской церкви в Сторожне (Псковская обл.). Буду благодарен вашей посильной финансовой поддержке для возведения навеса над церковью! О сегодняшнем состоянии храма в Сторожне подробно пишу у себя на странице в Вк: https://m.vk.com/wall168149167_573 Реквизиты для перевода: По привязанному к карте Сбера телефону +7(911)236-32-99; ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ П. Назначения платежа указывать не нужно.
Огромное спасибо всем, кто откликнется и поддержит!