Найти тему

Цифровая перезагрузка: на ВЭФ-2024 обсудили, как популяризировать культурное наследие в новых технологичных формах

Тема технологий стала одной из ключевых на полях Восточного экономического форума. Старт деловой программе дали сегодня на площадке Дальневосточного федерального университета во Владивостоке. Цифровую перезагрузку культурных проектов обсудили руководители творческих команд, которые получили гранты Президентского фонда культурных инициатив.

Для реализации своих творческих идей они подобрали инновационные подходы и решения. Примеры успешного применения мультимедийных выставок, анимации, дополненной реальности и 3D-моделирования демонстрируют, как технологии трансформируют восприятие традиционных видов искусства и делают культурное наследие по-настоящему доступным для всех.

Так, например, с использованием технологии дополненной реальности «оживили» современную татарскую сказку о подвигах нового национального героя. «В нашей сказке есть мудрец, который дает советы главному герою ­– Туган Батыру. Технологии дополненной реальности позволили «оживить» их. Анимацию юные зрители видят в своих гаджетах, вовлекаются в сюжет и хотят дочитать сказку до конца», – отметил руководитель проекта Радик Абдрахманов. Кстати, сам образ богатыря помог создать искусственный интеллект. Нейросети объединили в сказочном персонаже сотни фотографий детей со всего мира, которые откликнулись и решили поучаствовать в проекте.

Сочетание различных медиа и дополненной реальности позволили по-новому преподнести историю открытия и освоения Дальнего Востока России. Мультимедийную выставку «Невельской: плоды воображения» посетили более 10 тысяч человек. Корме того, технологию AR дали дополнительные возможности небольшим региональным музеям и сельским библиотекам. «Наше решение с использованием дополненной реальности дают им возможность как-то обновлять свои экспозиции и делать их современными. Это вдохновило на продолжение работы с детьми над подобными проектами. Так, в одной из библиотек Приморского края в городе Арсеньеве была создана студия, где дети создают свой собственный графический роман о дальневосточном исследователе. Важно, что та искра, которую мы заронили, нашла отклик и разгорелась в сердцах детей. Сейчас мы консультируем их по вопросам создания дополненной реальности», – рассказал соавтор проекта Роман Иванищев.

-2

Цифровые технологии стали важным инструментом для популяризации исторических тем. Яркий пример – передвижной музей «Поезд Победы». Он также получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В пространстве историко-художественной экспозиции запечатлены образы прошлого нашей страны — непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах. Цифровой музей включает 79 панорам, 158 интерактивных элементов и 159 фотографий экспонатов, а также саунд-дизайн с аудиогидом и звуковыми эффектами. Дополнительно для посетителей приготовили 2 игры. «За последний месяц поезд в цифровой версии посетило более 50 тысяч человек. При этом сама экспозиция существует с 2020 года. За это время поезд-музей проехал по России и Белоруссии более 200 тысяч километров, посетил 219 городов», – поделился руководитель проекта Павел Косяков.

-3

Примером использования цифровых технологий в крупных городских мероприятиях стал фестиваль света «ПРОСВЕТ». «Авторы и организаторы проекта не только выявляют лучших мультимедийных художников, подбирают музыку, контент, они еще стараются адаптировать все это под городскую среду. Они стараются найти в городе такие площадки, которые имеют потенциал и могут быть интересны жителям и гостям города, и используют мультимедийное искусство, чтобы подсвечивать такие площадки и давать им новый толчок развития», – отметила руководитель Марина Крюкова. Так, медиахудожники со всей страны объединились на площадке неиспользуемого терминала хабаровского аэропорта.

-4

На сессии также обсудили проекты компании-разработчика тренажеров для космонавтов «Земля глазами Юрия Гагарина» и технические сложности, которые стоят за грандиозным шоу «Арсеньев LIVE».

Участники дискуссии рассказали, как цифровые решения могут не только улучшить взаимодействие с аудиторией, но и расширить границы восприятия культуры и искусства. Технологии открывают новые возможности для презентации культурного наследия, позволяют сделать его доступным для широкой аудитории и способствуют развитию креативных индустрий.