Найти тему
Донская газета

Узловая: город трех дорог

На гербе Узловой изображено колесо, за которым сходятся три белых полосы на зеленом поле. Это – символ трех дорог – на Тулу, Елец и Ряжск – которые положили начало сперва небольшой железнодорожной станции, затем рабочему поселку, а впоследствии и городу.

Дончане часто ездят в соседний город: кто к родственникам, кто на учебу, кто просто закупиться на местном рынке. При этом все они пересекают железную дорогу. Рядом – станция Узловая-1. Чуть дальше расположена Узловая-2. Где-то между ними находится то место, где в 1873 году, ровно 150 лет назад, начались работы по строительству новой ветки Ряжско-Вяземской железной дороги. Маленькую станцию назвали Хрущевская, по одной из близлежащих деревень.

Железо, дерево и уголь

Тульский край уникален в том плане, что значительная часть городов, составляющих его славу, были рождены промышленной революцией и индустриализацией XIX-XX веков. Сама Тула была известна как столица оружейников еще с XVII столетия. Но любую продукцию требовалось перевозить, прежние тележно-упряжные методы не справлялись со всем возрастающим потоком грузов.

Позапрошлый век подарил миру железную дорогу, которая в буквальном смысле перевернула само понятие транспортного сообщения. Мир постепенно начала опутывать паутина рельс, по которым побежали дымящие паровозы с тянущимися вереницами вагонов. Российская империя старалась не отставать от, как сказали бы сейчас, мировых трендов, и тогда над тульской землей впервые пронесся гудок «железного чуда на колесах». 15 декабря 1874 года через станцию Хрущевская открылось регулярное движение поездов. Но и инженеры, и простые работники называли ее просто: «Узел». Три года спустя начальство сдалось и «пошло навстречу трудящимся» – переименовало Хрущевскую в Узловую.

Научный сотрудник и экскурсовод Узловского художественно-краеведческого музея Илья Сазонов рассказал немало интересного об истории возникновения и становления города, родившегося из железнодорожной станции.

– Здесь выставлен подлинный станционный колокол, которым некогда «отбивали» время до прибытия или отправления поездов, – сказал он, демонстрируя одну из экспозиций. – Он также исполнял функцию набата, если требовалось оповестить жителей о чрезвычайном происшествии. А здесь – механизм железнодорожной стрелки конца XIX века. С тех пор подобные устройства мало изменились, разве что стали автоматизированными.

На строительстве железной дороги работали местные крестьяне, искавшие заработка. Труд их был нелегким. Достаточно одного взгляда на хранящиеся в музее инструменты, с помощью которых укладывались шпалы и рельсы нового рельсового пути. Но сельских жителей, в размеренную, веками отлаженную жизнь которых, гудя паровозами и стуча колесными парами, стремительно ворвался конец XIX века, привлекала возможность подзаработать. Позднее в округе обнаружили уголь, и местные жители частью подались в шахтеры, но до того центром жизни станции были паровозное депо и Базарная площадь.

Железо рельс, дерево шпал и уголь, извлекаемый из земли – вот три «секретных» ингредиента, на которых поднимался молодой поселок.

Вызовы времени

Индустриализация 20-х и 30-х годов прошлого века порождала новые промышленные города. Иногда они возникали буквально в чистом поле, как Новомосковск. Иногда – из череды шахтерских поселков, как Донской. А Узловая, соответственно, из железнодорожной станции. Когда заработали новомосковские предприятия химпрома, а шахты Донского и собственно Узловой стали выдавать на-гора такой нужный стране уголь, железной дороге стало требоваться все больше рабочих рук. Поселок рос, как на дрожжах, хотя до войны в полную силу работала лишь шахта № 2 – «Пашковская». Впоследствии она получила Орден Трудового Красного Знамени. И наконец 11 сентября 1938 года – на год раньше Донского – Узловая стала городом.

-2

– В дань уважения шахтерам мы устроили в музее диораму, которая дает представление о том, как добывали уголь, – продолжал Илья Сазонов. – Именно благодаря им мы и получили свой статус. Для работы на шахтах приезжало много людей, привозили технику, инструменты, материалы, закладывались шахты. В 1938 году население Узловой превысило 18 000 человек. Так что в этом году у нас будет два юбилея – 150 лет со дня основания и 85 лет со дня присвоения статуса города. 5 лет назад Узловая также стала городом воинской доблести.

Да, 1941 год оставил шрамы не только на теле Донского. Узловой досталось ничуть не меньше, так как транспортные узлы особенно интересовали немцев. Они стремились помешать вывозу промышленных предприятий Тульской области и эвакуации населения.

12 октября 1941 года город впервые бомбили. Тогда немцы ограничились путепроводом, но 26 октября бомбы полетели на железнодорожные составы, больницу, Советскую площадь, улицы и жилые дома…

Узловую обороняла та же 239-я стрелковая дивизия под командованием полковника Гайка Мартиросяна, что и Донской. Но именно оборона города трех дорог стала для этого воинского соединения местом боевого крещения. Сдержав «разбег», взятый Гудерианом после прорыва фронта, сибирские стрелки позволили выиграть время для подхода свежих частей к линии обороны Москвы.

Памятник на развилке

Оккупация Узловой длилась чуть менее месяца, с 21 ноября – «черной пятницы», как назвали этот день горожане – по 14 декабря 1941 года. Но и этого немцам хватило, чтобы устроить показательные казни «нелояльных граждан».

– Немцы могли расстрелять любого человека, зайти в любой дом и взять все, что им хотелось, – рассказал Илья Сазонов. – Здесь на стенде сохранившееся фото солдат 112-й пехотной дивизии на улице Железнодорожной. Всего за то небольшое время оккупации фашисты казнили 30 человек, среди которых были братья Лапшины – простые трудяги. Кто-то донес, что они сотрудничают с Красной армией, и немцы их казнили. В Узловой сейчас есть улица их имени.

Ранним морозным утром 14 декабря 1941 года со стороны Сталиногорска по немцам ударил 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерал-майора Белова. Конкретно Узловую освобождали бойцы 108-й кавалерийского полка под командованием Вячеслава Васильева. По воспоминаниям генерал-майора Белова, город удалось взять почти без потерь. К тому же, на станции были обнаружены вагоны с патронами и пулеметами: эти трофеи очень обрадовали советских солдат, так как пулеметные эскадроны корпуса по вполне понятным причинам испытывали недостаток и в том, и в другом.

-3

И первое, что сделала вернувшаяся в Узловую советская власть – наладила выпечку хлеба, восстановила водопровод и электричество, где это было возможно. А 1 января 1942 года в городе начались занятия в школе № 1 – в холодных еще классах, с обрывками газет вместо тетрадок.

Проезжая развилку на окружной со стороны поселка 5-я Пятилетка, каждый водитель и пассажир видит мемориал: зенитное орудие и памятник девушке в военной форме времен Великой Отечественной и с биноклем в руках. Это напоминание о том, какой ценой давалось восстановление промышленного «кластера» городов-братьев – Новомосковска, Донского, Узловой. Мемориал был установлен в память о девушках-зенитчицах, погибших в ночь с 13 на 14 мая 1943 года при защите Узловой, по инициативе и на личные средства Николая Смирнова, отца командира того расчета.

На постаменте памятника увековечены имена зенитчиц: Октябрина Смирнова, Ираида Туркина, Анна Вольфсон, Полина Субботина, Татьяна Денисова. Имена еще четверых защитниц Узловой, погибших в том же бою, установить не удалось.

-4

В узловском музее хранятся личный дневник и тетрадки Октябрины Смирновой – девушки, которая хотела стать поэтессой. Но судьба распорядилась так, что она стала зенитчицей и погибла, защищая небольшой город в Тульской области – Узловую – от последнего массированного авианалета немцев. Прах этих девушек захоронен в центре, в Братской могиле у Вечного огня. А память о них до сих пор хранит Узловую от повторения того кошмара, через который город прошел 80 лет назад.

Наши дни

Сейчас Узловая – это не только железная дорога, уголь, химзавод и машиностроение. Шахты выработаны и закрыты. Но остались промышленные предприятия, транспортный узел. А главное – люди и их память.

Город возродился буквально из пепла. Сейчас узловской музей расположен в здании 1957 года постройки. Завод аппаратуры дальней связи, швейная фабрика, «Техкожизделия», объекты культуры, торговли, жилые дома – все это построили уже после войны. Последняя шахта выработала свой ресурс и была закрыта в 2000 году. Но, как и в день своего основания, Узловая по-прежнему стоит на железной дороге, этом нерве современной логистики, одном из тысяч, пронизывающих нашу страну. Тысячи тонн грузов перевозятся через этот город во всех направлениях. И потому на ее гербе сходятся три дороги – как символ прошлого, настоящего и будущего.

Елена Спесивцева

Фото автора

Больше материалом и новостей читайте на нашем сайте "Донской газеты".

-5