Найти в Дзене
ExperGROUP-полиграф

Как распознать лжеца: 8 основных подсказок – от случайного смеха до жестов подражателя

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

«Лгуны» показали, насколько могут быть искусны во лжи некоторые люди. Бывшие сотрудники спецслужб, психологи и следователи по расследованию мошенничества делятся своими лучшими советами по выявлению нечестности

Во время известной для всех передачи «Форд Боярд», в замке находилось двадцать два человека, Клаудиа Винклеман выкручивалась как сумасшедшая, несколько глупых заданий, в центре внимания почти сияющая куча денег, и nen обнажилась человеческая природа. Пытаться выделить именно то, что делает «Лгуна» такими неотразимыми, значило бы упустить суть, как пытаться проанализировать ингредиенты в пончике с кремом «Криспи».

Однако, каким бы приятным это шоу не было, но каждая серия приводит его любителей в бешенство все больше и больше. Нет смысла показывать пальцем, а тем более давать спойлеры, поэтому давайте продолжим в общих чертах: почему они (доверяющие люди) все такие глупые? Почему они не могут понять, когда им лгут? Ведь это же так очевидно!

Были опрошены три эксперта, в области распознавания лжи и почему большинство людей не могут выявить эту лож. Во-первых, это связано с тем, что доктор Линда Пападопулос, психолог, автор и телеведущая, которую люди определенного круга могут вспомнить как выдающееся открытие первого сезона сериала «Большой брат». Она как психолог данного реалити-шоу, когда оно еще находилось в зачаточном состоянии и наблюдать за взаимодействием обычных людей под микроскопом было увлекательно само по себе, добавила почти сверхчеловеческий уровень понимания чувств конкурсантов; она была в нем как телепат.

Во-вторых, Джо Наварро - автор книги «Что говорят все», «Понимание невербальных сигналов» и «Советы, почерпнутые из его карьеры агента ФБР. Габриэль Стюарт, третья, - страховой следователь на пенсии, работающий консультантом по мошенничеству в отрасли.

Эта троица не всегда соглашается, но, серьезно, вы бы не захотели лгать кому-нибудь из них. Вот их 10 советов, как распознать лжеца.

1. Следите за жестами самоуспокоения

«Проблема с мифом об обнаружении обмана заключается в том, что со времен новаторской работы Пола Экмана [психолога, чей визуальный тест «Изображения лицевого аффекта» был опубликован в 1976 году] и всех исследователей, последовавших за ним, мы знаем, что люди не более чем случайны в обнаружении обмана», - говорит Наварро.

Но это не значит, что вы ничего не можете прочитать в выражениях лиц и поведении людей. «Что делает человеческое тело – и делает оно это изысканно – это демонстрирует психологический дискомфорт в реальном времени», - говорит он. «Король Чарльз – он всегда играет со своими запонками. Так он справляется с социальной тревожностью. Принц Гарри – он всегда застегивает пуговицу, которая уже застегнута – еще одно успокаивающее поведение».

Прикосновение к лицу известно как пустышка – способ успокоить себя в стрессовой ситуации. «Прямо сейчас вы прикрываете свою надкостницу», - говорит Наварро, когда начинается наш видеочат. Другими словами, человек, а это девушка защищает свою шею, «потому что прямо перед ней мужчина». Это заставляет её хихикать, потому что ей нравятся мужчины. Но Новарро прав в том смысле, что эта девушка всегда остро ощущала опасность первых нескольких секунд интервью – «если вы все испортите, все дело пойдет прахом.» Итак, есть первый принцип: нужно обращать внимание на первые движения рук, головы и выражение лица, это может нам о многом рассказать в первые секунды-минуты разговора. Теперь нам нужно выяснить, на что именно нам стоит обратить внимание.

Исследуйте области, в которых вы обнаруживаете психологический дискомфорт, тут можно привести пример, как Наварро вспоминает поиски беглеца во время работы в ФБР. Допрашивая мать этого человека, он спросил, видела ли она своего сына. Она сказала «нет» и явно нервничала, но не было никакой возможности связать беспокойство с ответом, так как она могла говорить правду и просто была взволнована появлением двух агентов ФБР на пороге ее дома.

Он сменил тактику и спросил, возможно ли, что ее сын пробирался в дом, пока она была на работе. «Она сказала: - «Нет, это вообще невозможно», – нервно прикрывая шею, в данном случае.

Как утверждает Новарро - «Для этого не было причин, верно? Все, что ей нужно было сказать, это: - «Я не знаю». Таким образом, невербальная демонстрация нервозности в сочетании с нелогичным ответом намекали на обман. Конечно же, агенты сделали предварительные выводы, что ее сын был в доме.

Не принимайте очевидные жесты за чистую монету.

Некоторые поразительные невербальные подсказки уходят корнями в архаичный инстинкт самосохранения человека. Мы прикрываем рот, когда видим что-то шокирующее или ужасное, потому что «это мешает нам уловить наш запах, который могут уловить хищники», - говорит Наварро.

Проблема в том, что чем очевиднее жест, тем легче его спланировать и имитировать. Итак, каждый раз, когда в «Предатели» голосовали против невиновного игрока, все верующие в ужасе прикрывают рты, но и Предатели тоже. Масштабные мероприятия, на которых все изображают одно и то же лицо или жест, вероятно, мало что вам скажут.

2. Ищите несоответствия

Линда Пападопулос улавливает разницу между невербальным и вербальным – несоответствие между словами и жестами: «Человек говорит: «НЕТ», но в это же время киваешь головой». Данный признак еще называется «не конгруэнтность», то есть не совпадение вербальных и не вербальных признаков, слова не совпадают с движениями головы.

Габриэль Стюарт прислушивается к акустическим различиям в речи, исследует, когда меняется высота тона. Лживые люди дополняют историю элементами правды, что, вероятно, разумно, за исключением того, что, когда они доходят до лжи, «они ускоряются и говорят на более высокой ноте», - утверждает Стюарт. «Голос говорит: - «У меня когнитивная перегрузка».

3. Учитесь принимать, а не передавать

«Способность активно слушать, чем и занимаются психологи, встречается на удивление редко. Многие люди думают о том, что они собираются сказать дальше, вместо того чтобы слушать», - говорит Пападопулос. Мы также забываем, как много от себя привносим во взаимодействие; если мы напряжены или встревожены, нам труднее обнаружить или расшифровать стресс у других.

Пападопулос описывает, как попалась на удочку мошенников, когда переживала семейный кризис: «Я пишу об этих вещах – я знаю свое дело, – но в тот момент меня обманули. Если бы я играл в свою игру, это было бы гораздо менее вероятно. В этом вся основа психологии: мы думаем через свои эмоции, и это снижает качество нашего мышления». Вывод, один человек, поддавшийся эмоциям, не сможет контролировать действия других людей, это не под силу даже профессионалам, поэтому нужно научиться контролировать себя и свои эмоции.

Не игнорируйте влияние, которое ваш тон оказывает на беседу (памятка для игрока Диана из «лжецов»): «Если вы воспринимаетесь как обвиняющий, это влияет на реакцию людей», - говорит Наварро. «Я никогда этого не делал, поскольку это вынуждает людей защищаться и начинает маскировать поведение, за которым мне нужно наблюдать».

Также не надо делать поспешных выводов. Классические способы распознать лжеца – такие, как неопределенность или выигрыш времени, говорит Пападопулос, – могут означать нечто совершенно иное. «Это могло означать, что они на самом деле не слушали», - говорит она. Если вы слишком быстро решите, что раскрыли обман, это исключит другие возможные объяснения. В данной случае всегда надо действиям человека оправдательные версии, которые могли бы оправдать его поведение.

4. Заставьте их рассказать свою версию истории

Стюарт, которая проводила свое страховое расследование по телефону, говорит: «Структура разговора является ключевой. Необязательно делать это лично, когда разговариваешь с кем-то, но у любой истории есть начало, середина и конец. Обычно это выглядит так - 30% повествования состоит из подготовки, 40% содержание сути вопроса, 30% — это последующие мысли и размышления. Лживый разговор не будет придерживаться этой структуры, потому что на самом деле люди они не захотят вам говорить вам 40% о содержании сути вопроса. Наиболее распространенная структура лжи — это 80% повествования и подготовки, затем они расскажут вам очень-очень быстро, что произошло и в последующем также быстро захотят покончить с этим разговором.

Как утверждает Стюарт – «Я бы записала событие, используя временные рамки и маркированные пункты, на альбомной бумаге, затем провела линию, по которой, как мне кажется, я прошла от начала до середины и до конца. Почти у каждого мошенника в повествовании будет очень длинное начало, дурацкая середина и дурацкий конец.»

В разговоре у человека возникают проблемы с памятью — это признак, того, что происходит что-то важное, очень сложно забывать об этом. Даже если кто-то неправильно запомнил или воспринял эту деталь, в памяти не останется пустоты там, где она должна быть.

5. Прислушивайтесь к временам и диссоциации

«Мы используем совершенно другой язык, когда лжем», - говорит Стюарт. «Действительно известный пример - президент Никсон. Его спросили напрямик: - «Вы знали об Уотергейте?», и он ответил: «Президент никогда бы такого не сделал». Наверно вспомнили, это «Уотергейтский скандал», который закончился отставкой Никсона.

Вот как это комментирует Стюарт: - «Во-первых, у него разобщенность, что очень распространено. В лживом рассказе не хватает «Я» и «МОЁ», потому что мы хотим отодвинуть ложь от себя. Значит, он перепутал времена». Правдивый человек, у которого, например, угнали машину, скажет: - «Я оставил ее здесь, вернулся через час, а ее уже не было». Лживый рассказ может перейти в настоящее время в непрерывном виде: - «Я иду по дорожке, ищу свою машину и думаю ...»

6. Будьте внимательны к странным звукам или случайным словам

Стюарт говорит об «утечке эмоций». Лжец может случайно начать смеяться, но это не будет похоже на веселье. Звуки, заполняющие время, - обычное дело. «Говорить неправду - дополнительная когнитивная нагрузка», - говорит она. «Это все равно что гладить себя по голове и потирать живот одновременно. Таким образом, они будут настороже и не вынесут тишины. Вы услышите покашливание или цепочки слов, которые не обязательно произносить.» С этим связан ни к чему не обязывающий язык, или «лингвистическая подстраховка» – такие слова, как «вероятно» и «возможно». «Они похожи на заявления об отказе от ответственности, например: - «Я не хочу связывать себя обязательствами, используя этот язык».

7. Задавайте вопросы о персонаже

В 80-х годах в США, было разработано несколько тестов для набора в полицию, которые были предназначены для установления честности кандидатов. Одним из этапов в данных тестах нужно было ответить на такие вопросы: «Вы женаты? У вас когда-нибудь был роман? Вы когда-нибудь думали о том, чтобы завести роман?»

Если опрашиваемый отвечал «ДА» на первое, то не имело значения, что ответит на второе, до тех пор, пока он отвечал «НЕТ» на третье, так как так или иначе об этом думали все. Чтобы применить этот тест в вышеуказанной игре, игрок может спросить другого игрока: «Ты находишь Зака раздражающим?» Если человек говорит: «НЕТ», это не доказывает, что он лжет, но он определенно относится к тому типу людей, которые лгут. Также и в жизни, никогда испорченное мясо не будет нравиться человеку, и он будет совершенно честно давать отрицательный ответ.

8. Спросите себя: правильно ли вы смотрите в телескоп?

Каждая из этих подсказок - вербальная, невербальная и промежуточная – зависит от: дискомфорта лжеца. Не все будут чувствовать себя неловко из-за лжи; некоторым людям это понравится. «Известно, что 1% любого населения –, в Америке, их может быть намного больше – психопаты», - говорит Наварро. «Эти люди могут лгать весь день напролет. В их префронтальной коре есть структуры, которые просто не функционируют». Добавим к этому, «4% населения антисоциальны; это люди, которые живут преступной деятельностью», - говорит он. Даже если они не были рождены для обмана, они привыкнут к нему.

Многим людям приходится лгать ради работы. Наварро упоминает шпионов и врачей (к категории можно приплюсовать менеджеров по продажам, политиков), но подчеркивает более широкий момент, что все мы используем ложь «как инструмент социального выживания». Неизбежно, у некоторых из нас в конечном итоге это неплохо получается. Но что мы пытаемся пережить? Мы хотим оставаться членами группы и боимся исключения. В культуре, где ценится ложь – политика, предатели, – акт лжи может заставить вас выглядеть более уверенным, а не менее.

Итак, если вы сопоставили вербальные и невербальные сигналы, а затем переработали тесты, чтобы они стали достаточно хорошими для выявления честного нервного человека, вы могли бы определить, кто лжет, методом исключения; даже если у них это хорошо получается с точки зрения психопатии, это не имело бы значения.

Чтобы вам не стать жертвой обмана и насмешек, Компания ExpertGROUP-полиграф предлагает вам услугу по проведению проверки на полиграфе. Стоимость услуги вы можете узнать, перейдя на страницу Услуги и цены, где все подробно расписано.