Найти тему
Засекреченная Хроника

От мифов до технологий: как сохранить важные знания на 10 тысяч лет

До того как люди начали фиксировать свои знания в письменной форме, они передавали их устно, в виде мифов и легенд. Некоторые из этих историй передавались из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Однако насколько точными могут быть такие повествования, передаваемые из уст в уста, для сохранения важных данных? Этот вопрос вновь стал актуален с появлением ядерной физики. Когда наука столкнулась с задачей, как предупредить будущие цивилизации о том, что некоторые территории загрязнены радиоактивными отходами, возникла необходимость передачи предупреждений, которые должны сохраняться минимум 10 тысяч лет. В процессе решения этой задачи группа учёных разработала систему, включающую мегалиты из гранита с надписями, звездные карты, системы маркировки прецессии, пиктограммы, новые легенды и песни, а также предпосылки к созданию новой религии с атомным духовенством. Языки со временем меняются. Для наглядного примера можно попробовать расшифровать текст, написанный на родном языке всего 500 лет назад. Текст, который сегодня понятен вам, будет совершенно непонятен людям через 10 тысяч лет. Не говоря уже о том, что язык может быть полностью забыт, как это уже случалось с многочисленными цивилизациями до нас. Таким образом, если не в письменной форме, то каким образом можно надёжно передать информацию? В этом могут помочь мифы, древние легенды и предания. Хотя они могут изменяться со временем, суть сообщения может сохраниться через тысячелетия. Народные традиции всё больше подкрепляются точными научными исследованиями. Например, геологи подтверждают многие предания, исследуя климатические данные, отложения и рельеф.

-2

Тема религии также связана с мифологией. Когда я начал изучать мифологию, стало ясно, что в ней присутствуют элементы, которые человек не мог выдумать. В мифах о потопе различные народы рассказывают истории, согласующиеся между собой, несмотря на региональные различия. Получается интересная картина: если мы начинаем рассматривать мифологию как источник объективных данных и совмещаем её с современными научными знаниями, то мы получаем совершенно иной взгляд на древнюю историю. Не только Андрей Скляров был убеждён в этом. В одном из предыдущих видео о ковчеге из древневавилонской истории о Всемирном Потопе профессор Финкель обнаружил, что технические данные ковчега, записанные на клинописной табличке, возрастом около четырёх тысяч лет, были точны более чем на 99 процентов. Геолог Доротти Виталиана ввела термин "геомифология" для обозначения дисциплины, которая исследует такие данные. По её словам, это наука, которая ищет реальные геологические события, лежащие в основе мифов и легенд. И у учёных нет недостатка в мифах или геологических событиях для размышлений.

-3

В публикации по геомифологии Индии, исследователь Дидчандра Сякхарам упомянул предание из Махабхараты, в котором рассказывается о том, как бог Кришна после победы в битве решил покинуть город Дварака и отправиться в небесную обитель. После этого город был затоплен Аравийским морем. Долгое время это считалось мифом, но археологические исследования 1963 года обнаружили затопленный Дварака на индийском побережье Саураштры. Связывая каждую историю с конкретным геологическим событием, учёные считают, что могут датировать некоторые из преданий возрастом от 7 до 10 тысяч лет. Однако, если мы говорим о 10 тысячах лет, это 300-400 поколений. Идея того, что можно передать какую-либо информацию через 400 поколений, кажется невероятной. Ранее учёные считали, что такие легенды не могут сохраняться более 800 лет без записи. Однако лингвист Некрид из Университета Новой Англии в Австралии утверждает, что ключевую роль играет процесс перекрёстной проверки между поколениями, который может объяснить жизнеспособность историй на протяжении тысячелетий. В этом процессе отец передаёт историю своим детям, а их племянники и племянницы несут ответственность за то, чтобы их дети правильно усвоили эти предания. Но наша цивилизация никогда не сталкивалась с задачей передать знания в неизменном виде на горизонт в несколько тысяч лет. У нас просто не было ничего, что должно было бы выдержать такой долгий период времени.

-4

Однако всё изменилось с развитием ядерной энергетики и её токсичных отходов. Проблема с радионуклидами заключается в том, что они остаются опасными на протяжении очень длительного времени. Например, период полураспада плутония-239 составляет 24 тысячи лет. Это означает, что пройдёт, по крайней мере, 240 тысяч лет, прежде чем он распадётся до относительно безопасного уровня. Возникла задача: как помочь людям будущего распознать серьёзные опасности, которые будут представлять угрозу на протяжении тысячелетий? Нужно ли создавать систему маркеров или других знаков, которые смогут выдержать испытание временем? В результате команда учёных разработала решения, включающие надписи на гранитных мегалитах, звездные карты, системы прецессионной маркировки, пиктограммы и даже новую религию. Мало кто работал над этой проблемой так усердно, как Грегори Бенфорд, физик и писатель-фантаст. В 90-х его пригласили участвовать в пилотном проекте по изоляции отходов — WIPP. WIPP представляет собой крупное хранилище радиоактивных отходов на юго-востоке Нью-Мексико, организованное Министерством энергетики США. Бенфорда привлекли для помощи в разработке системы маркировки, которая будет оставаться там столько, сколько хранилище будет опасным, примерно следующие 10 тысяч лет. Но как создать что-то, что просуществует 10 тысяч лет? Любой общественный институт? Нет ни одного, разве что можно привести примеры католической церкви или основ иудаизма, что также подсказывает, какие структуры могут сохраняться долго.

-5

Однако даже символы не защищены от разрушительного воздействия времени. Как и язык, их значение может со временем меняться. Например, весёлый Роджер — символ, который не подошёл бы для маркировки радиоактивной угрозы в WIPP. Череп и скрещенные кости изначально не были символом смерти, а символизировали возрождение. Самые ранние примеры их использования встречаются в религиозных картинах и скульптурах Средневековья. У подножия креста, на котором распят Иисус, лежит череп с костями в форме креста, а не буквы "Х". Считается, что череп принадлежит Адаму, но сейчас мало кто помнит первоначальное значение этого символа. Так как же указать на длительную опасность универсально для всех языков? В 70-х годах инженеры, антропологи, физики и бихевиористы предложили различные решения этой проблемы. Одна из стратегий заключалась в том, чтобы поместить символы в контекст и перейти от текста к пиктограммам, иллюстрируя причину и следствие в трёхчастных иллюстрациях. Исследователи упоминали древнеегипетское искусство в качестве примера, утверждая, что египетское погребальное искусство успешно передавало сложную информацию в пиктографической форме на протяжении трёх тысяч лет. Они предполагали, что специально разработанные пиктографические знаки, стратегически нацеленные на людей будущего, могут быть даже более успешными. Однако это вызывает сомнения, так как такой вид визуальной коммуникации всё ещё делает много предположений о пользователе: что он будет читать слева-направо, что он поймёт причинно-следственную связь между кадрами и, конечно же, что сами рисунки выдержат тысячелетия.

-6

Многие из этих проблем были решены в древнеегипетском художественном рисунке, который эффективно использовал принципы промышленного черчения. Египетский художник старался передать объективную информацию о реальном предмете. У него плоскостной стиль, потому что это было не живопись, а черчение. Профессор Раушенбах предложил термин "египетское художественное черчение" для описания этого явления. Именно поэтому они избегали иллюзий пространственности или движения, которые глубоко чужды любому чертежу. Поэтому другие дизайнеры начали думать о создании предупреждений без использования символов, изменяя форму самого пространства. Результатом стали идеи полей с шипами, запретных блоков, гигантских пирамид. Эти конструкции призваны вызывать у людей инстинктивный страх и дискомфорт, которые должны отпугивать их. Но и это не даёт полной гарантии — архитекторы не могли быть уверены, что эти формы будут восприняты как пугающие, а не как притягивающие. Итак, как можно передать предупреждение без символов, иллюстраций или физических конструкций? Более философский подход предложил лингвист Томас Сибиок. В 1984 году немецкий журнал "Семиотики" опубликовал серию решений, среди которых Сибиок предложил создать "атомное духовенство" — элитную группу, которая будет использовать собственные ритуалы и мифы для сохранения информации о радиоактивных зонах. Хотя это может показаться безумным, другие учёные, такие как Франсуа Бастит и Паула Фабри, предложили создать генетически модифицированный вид кошек, которые будут менять цвет в присутствии радиации. Эти кошки, выпущенные в дикую природу, могли бы служить живыми индикаторами радиации. Затем мы бы создали фольклор, сочиняли песни и рассказывали истории о светоизменяющихся кошках, предупреждая, что при их изменении цвета нужно бежать как можно дальше.

-7

Примечательно, что современные попытки обойти время привели к решениям, аналогичным тем, которые использовали древние цивилизации. Это вдохновило нас обращаться к древним мифам и легендам, гранитным мегалитам, системам маркировки прецессий, пиктограммам и религии как к мощной самоподдерживающейся системе, способной выдержать испытание тысячелетиями. Даже в век высоких технологий и научных достижений мы вынуждены создавать собственные мифы, подобно тем, которые создавали древние цивилизации, чтобы сохранить свои знания для будущих поколений. Что думаете?