Сегодня, 3 сентября 21 августа (3 сентября) по юлианскому календарю, наша Церковь празднует Явление Светописанного образа. Мне кажется, что я стал похож несколько нат попугая повторяя и повторяя историю своего знакомства с этим образом. А 1996 года нас с Валерием пригласил в келью ныне уже покойный иеросхимонах Филарет (Гачегов). Он показал пожелтевшую фотографию раздачи хлеба, на которой явственно проявилась женщина и задал нам этим загадку. Надо было признать, что либо это подделка или снято не на Афоне, а где-то еще, либо - это чудо. Мы согласились на втором. Добавлю, что фотография эта досталась ему от схимонаха Никодима Карульского.
Прошло уже много лет и образ этот размешено перед входом монастырь, и уже пишут об этом брошюры. Ихз одной такой хочу привести текст.
Отрывок из брошюры:
Монах Исихий (Святогорец)
СВЕТОПИСАННЫИ ОБРАЗ
В 1903 г., в августе месяце, из афонского про-тата на имя игумена Андрея пришло письмо, в котором содержалось нарекание священного кинота Святой Горы относительно милостыни, раздаваемой череками, что она бесполезна, особенно вредна для молодых. Говорилось, что многие злоупотребляют ею, и предлагалось заменить ее другим видом помощи, более целесообразным. В случае неисполнения кинот обещал ходатайствовать перед более высокими властями о прекращении милостыни.
Подобный упрек со стороны греков прозвучал еще во время греко-русской распри 1874-1875 гг. Вожаки возмущения требовали тогда устранить нищих, говоря, что от них больше вреда, нежели спасения. На это отец Иероним отвечал твердо, что он и его единомышленники допустить это считают за грех и боятся Божия наказания. Старец говорил, что если среди нищих и есть неблагонамеренные, то это единицы, и что если и допустить их устранение, то только не русских, имеющих полное право на помощь, текущую из родного отечества.
Наш антипросоп в киноте отец Григорий говорил, что он пытался защитить раздачу милостыни, но его не послушали. Со стороны же монастыря никакого ответа на письмо не последовало.
21 августа на большой порте перед собравшимися сиромахами было прочитано протатское письмо на греческом и русском языках. Многие слушали со скорбью, а некоторые и равнодушно. Стали подходить к портарю Алипию за череками. В это время иеромонах Гавриил снял фотографию на память. Старики шли в лохмотьях, молодых было не так много, может быть несколько десятков, и из-за них-то и должна была прекратиться милостыня. Пришли и выпившие, но единицы. Один грек долго говорил отцу Алипию, что чем теперь жить, бранили и протатских антипросопов.
Незадолго до того один сиромах-пустынник несколько раз видел женщину при раздаче чере-ков, об этом он говорил портарю, хотел было показать, но при последней раздаче ее не оказалось. Когда же проявили фотографию, то впереди колонны бедняков, покидавшей монастырь, "оказалась плачущая женская фигура в монашеском одеянии". " Греческие монахи объясняли, что это Сама Матерь Божия показала, что Она скорбит о бедняках, которых лишили помощи. Фотография эта есть и по сей день во многих монастырях на Афоне"[4].
Такое общеафонское истолкование этого чуда записал Н. Панайоти в своей брошюре "Св. Гора Афон и славяне" (Берн, 1963 г.). Также и отец Виссарион (Остапенко), бывший на Афоне в начале 1970-х гг., писал в своих стихах:
Получен снимок без обмана
Он Святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил
Скупых монахов обличала
Своей премудростью такой.
Замечательно то, что фотографию сняли при "первой подаче черека", т.е. в самом начале, когда подошел первый человек и впереди еще никого не было.
Н. Панайоти дополняет, что националисты-эллины под воздействием "русофобии" приписывали политике "захвата" широкую благотворительность русских среди греческого населения: "Русские монахи привозили каждую осень в конце XIX и начале XX столетия в беднейшие местности Греции - Агиос Николаос, Аг. Никитос, Сикия и другие - запасы пшеницы и безвозмездно раздавали нуждающемуся населению. В Русском монастыре св. Вмч. Пантелеймона на Афоне каждый четверг собирались бедняки и получали там нужные им вещи, деньги и пищу. Греки смотрели на это как на пропаганду русского имени. Протат запретил эту раздачу, ссылаясь на то, что некоторые личности употребляют полученные деньги на пьянство".
Протатские греки боялись, что через милостыню русские и. вовсе могут завладеть Афоном, и чтобы не допустить того, в Киноте даже ставился вопрос об удалении со Святой Горы кавиотов с помощью полиции.
После этого сиромахи продолжали приходить, но им выдавали только хлеб и сухари и даже не кормили обедом. Игумен отец Андрей, желая выполнить кинотское указание, отвечал сирома-хам просто: "Не велено давать вам". Многие сокрушались: чем теперь жить, хоть с Афона уезжай.
Отец Андрей оказал послушание киноту, чтобы оставаться спокойным. И хотя милостыню, по сведениям, все-таки собирались понемногу и в разное время раздавать, тем не менее старческая заповедь, которая была от Бога, оказалась нарушенной.