Найти тему
Беспорядочные путешествия

Плевок в душу москвичей или гениальный, но непонятый шедевр? Разбираем печально известную скульптуру «Большая глина №4»

Нет ничего более постоянного, чем временное. Данная фраза, пожалуй, лучше всего подходит для описания пока еще недолгой, но исключительно яркой истории скульптуры под названием «Большая глина №4», несколько лет тому назад украсившей Болотную набережную Москвы. Ну как украсившей... Появившейся там. Все дело в том, что данное творение планировалось в качестве временного арт-объекта, установка которого была приурочена к открытию музейного пространства в отреставрированном здании ГЭС-2, одной из старейших электростанций Москвы. Но вот отгремело открытие, прошли первые выставки и мастер-классы, затем вторые, третьи... А воз скульптура и ныне там, уже четвертый год кряду. Первое время казалось, что демонтаж «Большой глины», изначально установленной, вроде как, всего на полгода, откладывается по причине пандемии и карантина. Потом нагрянули санкции и закрылись границы. Но, как оказалось, дело отнюдь не в этом: скандальную скульптуру сохраняют на ее месте с целью поддержания «дискуссии в обществе на тему современного искусства и его различных проявлений». Ну, каково?

Не так давно исполнилось ни много ни мало три года с момента установки скульптуры. Привыкли ли к ней москвичи? Скорее, смирились. Ну, невозможно же бесконечно ломать копья по вопросу какого-то там арт-объекта, экспонирование которого изрядно затянулось. К слову, до Москвы «Большая глина» уже выставлялась в Нью-Йорке и Флоренции. И если первый тоже представляет собой огромный мегаполис, вполне сопоставимый с Москвой по своим размерам, где любая скульптура может затеряться на общем фоне городской застройки, то в камерной, туристической Флоренции с ее величественной средневековой архитектурой скульптура смотрелась максимально противоестественно. Но вернемся в российскую столицу, тем более что срок нахождения в ней «Большой глины» уже втрое превысил Италию и США, вместе взятых. Интересно в этой связи еще и то, что на Википедии статья о скульптуре есть только на русском языке. То есть те же итальянцы и американцы установили ее ненадолго, убрали и забыли, а вот для нас «Большая глина №4» стала настоящим культурным феноменом.

-2

Самой скульптуре, кстати, в этом году исполняется ровно 10 лет. Создана она была швейцарским художником Урсом Фишером еще в 2014 году, и с тех пор ее уменьшенные копии неоднократно экспонировались в различных выставочных залах по всему миру. Точнее, копии были как раз-таки увеличенными, тогда как уменьшенным был сам оригинал – куски глины, которые разминал в руках автор, должно быть, намеревавшийся приступить к лепке чего-то возвышенного и прекрасного, но затем решивший, что глина прекрасна и без дальнейшего придания ей формы. Отсюда и приписываемый «Большой глине» символизм, якобы она воплощает в себе акт творчества и созидания. Вообще современное искусство тем и «прекрасно», что любому его примеру можно приписать абсолютно любые качества, характеристики и достоинства, а кто вздумает спорить, того можно объявить ничего не смыслящим в искусстве невеждой.

-3

Вот только спорить с «Большой глиной №4» начали с первых же дней ее установки. У большинства критиков данное изваяние вызвало ассоциации, связанные отнюдь не с глиной, а с совсем другой субстанцией. Однако, представителей возмущенной общественности тотчас же принялись успокаивать, мол, что вы переживаете, скульптура-то временная, постоит и уберем. Но, как видно, судьба распорядилась иначе. Или кто там распоряжается, будет стоять глина на своем месте или нет. Да и накал страстей к настоящему моменту все же изрядно утих. Все, кто хотели назвать скульптурой кучей «отходов жизнедеятельности», уже сделали это и переключили свое внимание на другие скульптурные и архитектурные объекты в городе. Тоже самое касается и тех, кто, заступаясь за скульптуру, упрекал ее критиков в ограниченности и отсутствии должного образования.

-4

Сам я выскажу, возможно, непопулярную точку зрения. На мой взгляд, скульптуры и арт-объекты, подобные «Большой глине №4», вполне имеют право на существование. Лично у меня она не выражает какого-то резкого отвращения. В конце концов далеко не все памятники и сооружения в городе, а равно и любые новые объекты монументально-декоративного искусства обязаны вызывать всеобщий восторг. Спорить и обсуждать – это нормально. Но, кажется, в данном случае степень общественного негодования все же превысила допустимый предел. Игнорирование подобной реакции сродни провоцированию. Да и потом, если планируемый срок установки арт-объекта изначально составлял полгода, то, вероятно, его и стоило придерживаться. Да, по каким-то причинам он мог увеличиться до года или даже полутора лет. Но ведь скульптуре-то уже три, и ничего не предвещает ее скорый демонтаж и замену на что-либо новое.

-5

Очевидно, инициаторы ее установки и сохранения на нынешнем месте и сами прекрасно понимают, что довольны скульптурой далеко не все, а потому от греха подальше установили небольшую информирующую табличку со словами «Внимание! Объект под охраной». А то мало ли чего... Хотя и без всяких подписей понятно, что попытка сломать любую городскую скульптуру, написать на ней что-либо или любым другим противозаконным способом проявить собственное неприятие, не принесет исполнителю сего действа ничего хорошего. Но тут на видеоконтроле все же решили акцентировать внимание.

-6

И, кстати, само место установки скульптуры после реставрации трехлетней давности вышло вполне удачным. Все-таки в современной Москве с ее автомобильными набережными есть не так уж много мест, где можно в тихой, спокойной обстановке отдохнуть около воды, и общественное пространство на Болотной набережной стало одним из них. Вполне удачным, на мой взгляд, получился и проект реконструкции ГЭС-2, разве что на общем фоне несколько выбиваются длиннющие синие трубы, но смириться можно и с ними. На фото ниже – ГЭС-2 незадолго до открытия, с пустующим постаментом, еще без установленной на нем «Большой глины №4». По-моему, было бы отличной идеей каждые полгода-года устанавливать на этом месте новый скульптурный объект, тем самым как раз-таки поддерживая в обществе дискуссию на тему современного искусства. Какие-то объекты будут нравиться москвичам больше, какие-то меньше, что абсолютно нормально. Всяко лучше набившей оскомину алюминиевой глины.

-7

Но вообще за последнее время в прессе и без «Большой глины» было немало упоминаний острова Балчуг, в частности территории близ стрелки «Красного Октября». Совсем скоро здесь должен вырасти новомодный городской квартал с элитным жильем, пятизвездочной гостиницей, кафе и ресторанами высокой кухни. И хорошо еще, если сохранят хоть что-то из исторических сооружений кондитерской фабрики. Уже сейчас по другую сторону от Патриаршего моста во всю идут строительные работы на месте ранее снесенных построек. Место тут в девелоперском (да и не только) отношении более чем примечательное: до Кремля рукой подать, а парковая зона Музеона так и вовсе расположена на другом берегу Водоотводного канала, через который совсем недавно был перекинут новый пешеходный мост. Так что, надо полагать, совсем скоро пространство между Патриаршим мостом и памятником Петру I изменится до неузнаваемости.

-8

И кстати о Петре. Самому высокому памятнику России в этом году исполняется целых 27 лет. Да, он изначально устанавливался в качестве постоянного, а не временного, однако скандалов вокруг него было уж точно не меньше, чем вокруг «Большой глины». Да и сегодня время от времени звучат призывы убрать памятник императору из самого центра российской столицы, и кто знает, не увенчаются ли они в конечном итоге успехом. Пока же можно с уверенностью констатировать, что 98-метровый памятник Петру I благополучно преодолел стадии отрицания, гнева и торга со стороны московской общественности и в настоящее время находится где-то между депрессией и принятием. Этому во многом поспособствовала и «Большая глина №4», переключившая весь гнев на себя. Надолго ли? Ответ на этот вопрос покажет время...

-9

И на этом о скульптуре «Большая глина №4» на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.