Нет ничего более постоянного, чем временное. Данная фраза, пожалуй, лучше всего подходит для описания пока еще недолгой, но исключительно яркой истории скульптуры под названием «Большая глина №4», несколько лет тому назад украсившей Болотную набережную Москвы. Ну как украсившей... Появившейся там. Все дело в том, что данное творение планировалось в качестве временного арт-объекта, установка которого была приурочена к открытию музейного пространства в отреставрированном здании ГЭС-2, одной из старейших электростанций Москвы. Но вот отгремело открытие, прошли первые выставки и мастер-классы, затем вторые, третьи... А воз скульптура и ныне там, уже четвертый год кряду. Первое время казалось, что демонтаж «Большой глины», изначально установленной, вроде как, всего на полгода, откладывается по причине пандемии и карантина. Потом нагрянули санкции и закрылись границы. Но, как оказалось, дело отнюдь не в этом: скандальную скульптуру сохраняют на ее месте с целью поддержания «дискуссии в обществе на тему современного искусства и его различных проявлений». Ну, каково?
Не так давно исполнилось ни много ни мало три года с момента установки скульптуры. Привыкли ли к ней москвичи? Скорее, смирились. Ну, невозможно же бесконечно ломать копья по вопросу какого-то там арт-объекта, экспонирование которого изрядно затянулось. К слову, до Москвы «Большая глина» уже выставлялась в Нью-Йорке и Флоренции. И если первый тоже представляет собой огромный мегаполис, вполне сопоставимый с Москвой по своим размерам, где любая скульптура может затеряться на общем фоне городской застройки, то в камерной, туристической Флоренции с ее величественной средневековой архитектурой скульптура смотрелась максимально противоестественно. Но вернемся в российскую столицу, тем более что срок нахождения в ней «Большой глины» уже втрое превысил Италию и США, вместе взятых. Интересно в этой связи еще и то, что на Википедии статья о скульптуре есть только на русском языке. То есть те же итальянцы и американцы установили ее ненадолго, убрали и забыли, а вот для нас «Большая глина №4» стала настоящим культурным феноменом.
Самой скульптуре, кстати, в этом году исполняется ровно 10 лет. Создана она была швейцарским художником Урсом Фишером еще в 2014 году, и с тех пор ее уменьшенные копии неоднократно экспонировались в различных выставочных залах по всему миру. Точнее, копии были как раз-таки увеличенными, тогда как уменьшенным был сам оригинал – куски глины, которые разминал в руках автор, должно быть, намеревавшийся приступить к лепке чего-то возвышенного и прекрасного, но затем решивший, что глина прекрасна и без дальнейшего придания ей формы. Отсюда и приписываемый «Большой глине» символизм, якобы она воплощает в себе акт творчества и созидания. Вообще современное искусство тем и «прекрасно», что любому его примеру можно приписать абсолютно любые качества, характеристики и достоинства, а кто вздумает спорить, того можно объявить ничего не смыслящим в искусстве невеждой.
Вот только спорить с «Большой глиной №4» начали с первых же дней ее установки. У большинства критиков данное изваяние вызвало ассоциации, связанные отнюдь не с глиной, а с совсем другой субстанцией. Однако, представителей возмущенной общественности тотчас же принялись успокаивать, мол, что вы переживаете, скульптура-то временная, постоит и уберем. Но, как видно, судьба распорядилась иначе. Или кто там распоряжается, будет стоять глина на своем месте или нет. Да и накал страстей к настоящему моменту все же изрядно утих. Все, кто хотели назвать скульптурой кучей «отходов жизнедеятельности», уже сделали это и переключили свое внимание на другие скульптурные и архитектурные объекты в городе. Тоже самое касается и тех, кто, заступаясь за скульптуру, упрекал ее критиков в ограниченности и отсутствии должного образования.
Сам я выскажу, возможно, непопулярную точку зрения. На мой взгляд, скульптуры и арт-объекты, подобные «Большой глине №4», вполне имеют право на существование. Лично у меня она не выражает какого-то резкого отвращения. В конце концов далеко не все памятники и сооружения в городе, а равно и любые новые объекты монументально-декоративного искусства обязаны вызывать всеобщий восторг. Спорить и обсуждать – это нормально. Но, кажется, в данном случае степень общественного негодования все же превысила допустимый предел. Игнорирование подобной реакции сродни провоцированию. Да и потом, если планируемый срок установки арт-объекта изначально составлял полгода, то, вероятно, его и стоило придерживаться. Да, по каким-то причинам он мог увеличиться до года или даже полутора лет. Но ведь скульптуре-то уже три, и ничего не предвещает ее скорый демонтаж и замену на что-либо новое.
Очевидно, инициаторы ее установки и сохранения на нынешнем месте и сами прекрасно понимают, что довольны скульптурой далеко не все, а потому от греха подальше установили небольшую информирующую табличку со словами «Внимание! Объект под охраной». А то мало ли чего... Хотя и без всяких подписей понятно, что попытка сломать любую городскую скульптуру, написать на ней что-либо или любым другим противозаконным способом проявить собственное неприятие, не принесет исполнителю сего действа ничего хорошего. Но тут на видеоконтроле все же решили акцентировать внимание.
И, кстати, само место установки скульптуры после реставрации трехлетней давности вышло вполне удачным. Все-таки в современной Москве с ее автомобильными набережными есть не так уж много мест, где можно в тихой, спокойной обстановке отдохнуть около воды, и общественное пространство на Болотной набережной стало одним из них. Вполне удачным, на мой взгляд, получился и проект реконструкции ГЭС-2, разве что на общем фоне несколько выбиваются длиннющие синие трубы, но смириться можно и с ними. На фото ниже – ГЭС-2 незадолго до открытия, с пустующим постаментом, еще без установленной на нем «Большой глины №4». По-моему, было бы отличной идеей каждые полгода-года устанавливать на этом месте новый скульптурный объект, тем самым как раз-таки поддерживая в обществе дискуссию на тему современного искусства. Какие-то объекты будут нравиться москвичам больше, какие-то меньше, что абсолютно нормально. Всяко лучше набившей оскомину алюминиевой глины.
Но вообще за последнее время в прессе и без «Большой глины» было немало упоминаний острова Балчуг, в частности территории близ стрелки «Красного Октября». Совсем скоро здесь должен вырасти новомодный городской квартал с элитным жильем, пятизвездочной гостиницей, кафе и ресторанами высокой кухни. И хорошо еще, если сохранят хоть что-то из исторических сооружений кондитерской фабрики. Уже сейчас по другую сторону от Патриаршего моста во всю идут строительные работы на месте ранее снесенных построек. Место тут в девелоперском (да и не только) отношении более чем примечательное: до Кремля рукой подать, а парковая зона Музеона так и вовсе расположена на другом берегу Водоотводного канала, через который совсем недавно был перекинут новый пешеходный мост. Так что, надо полагать, совсем скоро пространство между Патриаршим мостом и памятником Петру I изменится до неузнаваемости.
И кстати о Петре. Самому высокому памятнику России в этом году исполняется целых 27 лет. Да, он изначально устанавливался в качестве постоянного, а не временного, однако скандалов вокруг него было уж точно не меньше, чем вокруг «Большой глины». Да и сегодня время от времени звучат призывы убрать памятник императору из самого центра российской столицы, и кто знает, не увенчаются ли они в конечном итоге успехом. Пока же можно с уверенностью констатировать, что 98-метровый памятник Петру I благополучно преодолел стадии отрицания, гнева и торга со стороны московской общественности и в настоящее время находится где-то между депрессией и принятием. Этому во многом поспособствовала и «Большая глина №4», переключившая весь гнев на себя. Надолго ли? Ответ на этот вопрос покажет время...
И на этом о скульптуре «Большая глина №4» на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.