Найти тему

Дружба в мире искусства: Виллем де Кунинг и Джексон Поллок

Продолжаем серию статей, посвященных известным друзьям в мире искусства.

Абстрактный экспрессионизм, возникший в середине XX века, стал одной из самых значительных революций в истории искусства. В его центре оказались такие титаны, как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг, чьи работы не только определили движение, но и оказали глубокое влияние на развитие современного искусства.

Слева направо:  «Новости Готэма» Виллема де Кунинга (1955) и «Конвергенция» Джексона Поллока (1952)
Слева направо: «Новости Готэма» Виллема де Кунинга (1955) и «Конвергенция» Джексона Поллока (1952)

Поллок и де Кунинг, наряду с Марком Ротко, Клайффордом Стилом и другими выдающимися художниками, сформировали ядро американского абстрактного экспрессионизма. Несмотря на то, что многие считают де Кунинга лидером этого движения, именно каплевидные картины Поллока стали одним из самых узнаваемых символов этого направления. Их творческий путь был неразрывно связан с бурной жизнью Нью-Йорка, где они находили вдохновение и поддержку среди коллег.

Аршиль Горький (слева) с Виллемом де Кунингом в студии Горького, Юнион-сквер, 36, ок. 1935 г.
Аршиль Горький (слева) с Виллемом де Кунингом в студии Горького, Юнион-сквер, 36, ок. 1935 г.

Интересно отметить, что несмотря на общие профессиональные знакомства, судьбы этих художников весьма различны. Родившийся в 1904 году в Роттердаме, де Кунинг эмигрировал в Америку в поисках лучшей жизни. Поллок же, родившийся в 1912 году в Вайоминге, стремился вырваться из ограниченных возможностей своего окружения через переезд сначала в Калифорнию, а затем в Нью-Йорк. Оба живописца столкнулись с трудностями на пути к признанию, однако их упорство и талант помогли им преодолеть преграды.

Виллем де Кунинг в своей студии, фото Гарри Боудена, 1950
Виллем де Кунинг в своей студии, фото Гарри Боудена, 1950

Личность Поллока была сложной и противоречивой. Известный своими провокациями и склонностью к публичным конфликтам, он часто испытывал трудности в личных отношениях. Его дружба с Томасом Хартом Бентоном стала одним из немногих стабильных элементов в его жизни. В отличие от него, де Кунинг был более социально адаптирован и пользовался уважением среди коллег.

Джексон Поллок
Джексон Поллок

Важной фигурой в жизни обоих художников стала Ли Краснер, которая не только была женой Поллока, но и сыграла ключевую роль в его карьере. Ее организаторские способности и преданность помогли Поллоку достичь высот в мире искусства — однако это стоило ей собственной карьеры, которая была временно приостановлена ради поддержки мужа.

В 1946 году Джексон Поллок совершил значительный прорыв в мире искусства, создав свою знаменитую капельную живопись. Новаторское направление в современном искусстве, нарушившее все существующие каноны, вызвало бурю неоднозначных реакций среди критиков и художников. Однако даже его главный соперник, Виллем де Кунинг, признавал, что отчасти завидует успеху Поллока.

Ранее, в 1930-е годы Джексон Поллок (1912-1956) оставался на периферии художественного мира, перебиваясь случайными заработками, среди которых была должность смотрителя в здании, ныне известном как Музей Соломона Гуггенхайма. Его восхождение началось в 1943 году благодаря поддержке Пегги Гуггенхайм, которая представила его работы в своей галерее «Искусство этого века» и предоставила ему финансовую независимость — ежемесячную «стипендию» на развитие творчества. На своей последней выставке у Гуггенхайм в 1947 году Поллок продемонстрировал свои первые картины-жесты, или картины-действия — термин, введенный в 1950-х годах критиком Гарольдом Розенбергом. Одной из таких работ стала «Осенний ритм: Номер 30» (1950), представляющая собой грандиозное полотно размером 2,4 на 5 метров, покрытое краской, нанесенной методом дриппинга: бросания и разбрызгивания краски на ненатянутый холст.

Джексон Поллок, «Осенний ритм»: Номер 30, 1950.
Джексон Поллок, «Осенний ритм»: Номер 30, 1950.

Поллок работал над полотном с разных сторон, утверждая, что его источником вдохновения было бессознательное. Несмотря на кажущуюся хаотичность стиля, он тщательно контролировал процесс создания своих произведений. Вязкость краски, размер кисти или палочки, скорость и направление движений — все это подчинялось его строгому контролю. Он часто отвергал работы, если краска не ложилась так, как он задумывал. Энергия полотна и его масштаб подавляют зрителя; картина словно нависает, как застывшая волна, готовая обрушиться.

Стиль Поллока был слишком уникальным для того, чтобы породить многочисленных последователей, так что именно де Кунинг стал художником, который вдохновил целое поколение живописцев, хотя десятилетиями он тихо занимался искусством в нью-йоркском Гринвич-Виллидж. Первый успех пришел к нему в 1948 году благодаря выставке в галерее Egan. Однако истинный фурор он произвел в 1953 году на выставке в галерее Сидни Дженис, где представил картины с женщинами — вызвавшими шок на контрасте с абстрактным экспрессионизмом того времени.

Джексон Поллок и Ли Краснер в студии
Джексон Поллок и Ли Краснер в студии

Де Кунинг неоднократно переписывал «Женщину I» на одном холсте, создавая сотни вариаций образа. Летом 1952 года он создал множество других картин с изображением женщин. Процесс создания был почти столь же важен, как и сам результат — своего рода ритуальный катарсис. Финальная фигура в «Женщине I» — самая жестокая и угрожающая из всей серии. Де Кунинг был удивлен тем, что зрители не уловили юмора в его фигуре с широко раскрытыми глазами и рычащим выражением лица. «Женщина I» была вдохновлена одновременно современной рекламой моделей с сигаретами Camel и древними богинями плодородия, такими как палеолитическая Венера Виллендорфская.

Виллем де Кунинг, Женщина I, 1950-1952.
Виллем де Кунинг, Женщина I, 1950-1952.

В отличие от стремительного успеха Джексона Поллока, путь Виллема де Кунинга к признанию был более постепенным и сложным. Хотя его работы высоко ценились в узких кругах художественной элиты, он долгое время оставался в тени своего коллеги и соперника, не получая должного внимания со стороны галерей и широкой публики. В то время как Поллок сделал смелый шаг к исследованию живописи действия, де Кунинг, вдохновленный его примером, разработал собственный уникальный стиль, который впоследствии стал его визитной карточкой. Первая персональная выставка де Кунинга состоялось лишь в 1948 году, спустя пять лет после дебюта Поллока. Несмотря на умеренный успех выставки и положительные отзывы критиков, Поллок почувствовал угрозу со стороны растущей популярности де Кунинга.

Виллем де Кунинг. Валентин, 1947
Виллем де Кунинг. Валентин, 1947

С этого момента карьера обоих художников начала стремительно развиваться. В 1949 году Поллок провел свою вторую персональную выставку, после которой его имя появилось на страницах престижного журнала Life. В интервью для этого журнала он выделил де Кунинга как одного из своих любимых художников, что стало важным признанием для последнего. В 1950 году оба художника представляли США на Венецианской биеннале — событии, которое стало важной вехой в их карьерах. Вместе с ними страну представляли такие художники, как Джон Марин и Аршил Горки, под кураторством Альфреда Барра и Альфреда Франкфуртера. Поллок к тем годам достиг статуса знаменитости, в то время как де Кунинг продолжал совершенствовать свой стиль и завоевывать признание критиков.

Виллем де Кунинг. Раскопки, 1950
Виллем де Кунинг. Раскопки, 1950

Однако слава принесла с собой и проблемы. Пьянство Поллока стало причиной частых ссор и разладов в отношениях с женой Ли Краснер, что привело к его изоляции от художественного сообщества. Его попытки расширить границы искусства начали работать против него в коммерческом плане, и к середине 1950-х он начал терять популярность. Это усугубило его неуверенность в себе и привело к еще более деструктивному поведению.

К 1956 году Поллок оказался в творческом тупике, а его зависимость от алкоголя достигла критической точки. Его роман с Рут Клигман только усугубляла изоляцию. В августе того же года трагическая авария унесла жизни Поллока и Эдит Метцгер, пассажирки его автомобиля.

После смерти Поллока отношения между де Кунингом и Клигман стали еще одной драматичной главой в истории искусства. Де Кунинг продолжал свой путь к славе и коммерческому успеху, однако вскоре столкнулся с теми же проблемами, что и Поллок — алкоголизмом и давлением славы. В итоге его расцвет был недолгим, так как на горизонте уже появлялся поп-арт.

Таким образом, работы Поллока и де Кунинга стали не только символами абстрактного экспрессионизма, но и важными вехами в истории искусства XX века, демонстрируя невероятное разнообразие подходов к творчеству и интерпретации человеческой эмоции через живопись. Их взаимоотношения служат ярким примером того, как сложные человеческие связи могут стать источником как разрушения, так и творческого подъема.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Кошки в искусстве: от классики до наших дней

Хокусай — отец современной манги?

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗