Кэти Гольке "Спасая Амели"
У Кристины и Герхарда Шлик глухая дочь. А это значит, что офицер СС не может гордиться своим ребёнком, потому что девочка не соответствует высоким стандартам арийской расы. Самое правильное, с точки зрения Шлика, отправить девочку в специальный интернат, где о ней позаботятся, в том числе и обеспечив своевременную эвтаназию.
Отчаявшись, Кристина умоляет о помощи свою американскую подругу Рейчел Крамер. Рейчел, в свою очередь, являясь частью нацистского эксперимента, тоже не свободна в своих действиях. Но независимый характер и внутренний стержень позволяют девушке откликнуться на просьбу о спасении Амели. Журналист Джейсон Янг принимает живое участие в этом деле.
Книга не только и не столько о судьбе глухой девочки - центром внимания становятся в первую очередь Рейчел Крамер и Лия Гартман, сестра-близнец Рейчел, с которой они при рождении были разлучены.
Роман вызывает неоднозначные впечатления. С одной стороны, это интригующая история с романтической линией, приключениями и противостоянием добра и зла, с другой - сложно отделаться от мысли о спекулировании темой.
В книге упоминаются и оккупация Польши, и гонения евреев, и концентрационные лагеря, и преступления нацистов против человечества, и их чудовищные эксперименты над людьми. Но все дело в том, что именно упоминаются. Хоть автор в предисловии и послесловии и рассказывает читателю, на каких источниках строилась работа над книгой, хоть и даёт справку о некоторых исторических личностях, все равно остаётся ощущение поверхностного обращения с материалом. "Игра в прятки" с нацистами отдельно взятой семьи, поданная в ореоле приключенческого авантюризма, загораживает общую трагедию.
Главная героиня, воспитанная на идеалах евгеники, даже узнав о том, какую роль в экспериментах играл её приемный отец, остаётся зашоренной долгое время, а просветление под воздействием слова божьего наступает внезапно и сразу.
Религиозный акцент в книге вообще очень силён. После основного текста даже предлагаются вопросы для обсуждения, побуждающие в первую очередь задуматься о силе веры.
Откровенного отторжения при чтении не было, даже интересно было, чем история закончится, но вот то, что война служит декорацией, фоном, несколько царапнуло. Хотелось бы более сильного, глубокого эмоционального воздействия, у Гольке же все как-то очень гладко складывается, обещая обязательный хэппи-энд. Видимо, всё-таки американское восприятие второй мировой является слишком отстранённым и не несёт того нравственного заряда, которого обычно ждёшь от литературы подобного рода.
Оценка 3,5/5