Найти тему
Простые рецензии

Спорные сюжеты №4. "Эклиптика" 18+

Бенджамина Вуда вполне можно назвать современным писателем. Свою первую книгу автор опубликовал в 2012 году и почти сразу стал номинантом и победителем различный литературных премий. В 2015 году он выпускает свой втором роман "Эклиптика", который также попадает в различны шорт-листы и о котором мы сегодня поговорим.

Книга посвящена тому, как переживающая творческий кризис художница Элспет Конрой удалилась в элитный закрытый пансионат для того, чтобы попробовать найти в себе силы для продолжения творчества.

Повествование выполнено нелинейно и начнётся история с прибытия в этот пансионат 17-ти летнего парня, за которым героиню, как одну из старожилов, попросят присмотреть. Правда парень оказывается несколько диким и особо на контакт не идёт. Художница слегка переживает за мальчика, но всё-таки больше сосредоточена на своей работе. Тем более ей удалось найти отличную краску - она высушивает какие-то местные грибы, из которых получает светящийся пигмент.

Однако быстро выясняется, что парень страдает лунатизмом и в этом состоянии ведёт себя агрессивно и неадекватно. Он то разбивает окна, то бегает голым, а в конце ещё и уничтожает часть грибных запасов героини. Художница раздумывает над тем, как можно помочь парню, но необходимость в этом отпадает. Паренёк умирает, поскольку во время очередного приступа утопился в ванной.

Смерть мальчика подталкивает героиню к размышлениям о своей жизни и начинается флэшбек. Мы видим, как мисс Конрой постепенно, шаг за шагом, продвигалась по карьерной лестнице. Она обладала талантом и упорством, которые в конечном счёте позволили ей стать относительно богатой и знаменитой художницей. Здесь стоит отметить, что мужчиной, который помог ей освоиться в арт бизнесе, был художник по имени Джим Калверс. Он разглядел в ней талант и свёл с нужными людьми, а потом, имея серьёзные проблемы с алкоголем, тихо исчез из её жизни, уехав в неизвестном направлении.

На этом, интригующие и хорошие моменты в повествовании заканчиваются и начинается дурь. Многие аналитические статьи к данному произведению говорят, что это роман о выгорании, о творческом кризисе, о проблемах людей искусства. Я же считаю, что ко всем вышеописанным проблемам, этот роман отношения не имеет, потому что всё происходящее с героиней - это результат откровенно глупых и дегенеративных решений, которые мы сейчас разберём.

Итак, на один из очередных модных ужинов приходит молодой и дерзкий критик. Он видит, что художница не в полной мере удовлетворена своими работами и понимает их суть. Правда использует он свои знания, чтобы подкатить к ней и переспать. Героиня кстати не против и проводит с ним одну ночь. Вот только оба почему-то забывают о существовании презервативов. С критиком всё понятно, он ведёт себя как высокомерный мудак, но о чём думала героиня я не представляю.

Результат такой поведения оказывается закономерным. Художница беременеет, но узнаёт об этом тогда, когда критик уже уехал в неизвестном направлении. Героиня скрывает беременность и отправляется вместе со своей бизнес партнёршей в небольшой круиз. Эта же подруга даёт ей лекарство от морской болезни, которое, сюрприз, также считается средством для абортов. Догадаетесь о том, что произойдёт дальше? Я, конечно, не беременная женщина, но всё равно изучаю побочные эффекты неизвестных мне лекарств, почему этого не сделала находящаяся в положении героиня, мне неизвестно.

И вот мы имеем разбитую и сломленную героиню, которая ходит к психологу Виктору Йеллу, чтобы хоть как-то наладить свою жизнь. В целом получается неплохо, главное не забывать вовремя принимать таблетки.

На похоронах одного из своих учителей, она выясняет, где живёт бывший наставник Джим Калверс. Встретившись с ним, она узнаёт, что он победил свои проблемы с алкоголем и снова может писать картины. Он рассказывает о том самом закрытом пансионате, в котором к нему вернулась возможность творить. Психическое состояние героини потихоньку ухудшается и она принимает решение о поездке в этот пансионат.

История возвращается к актуальным событиям. Директор решает скрыть смерть мальчика ради сохранения репутации, а потому местный сторож топит тело в море. Героиня не хочет мириться с таким подходом и обыскивает жилище мальчика, чтобы лучше разобраться в ситуации. Найденные предметы приводят её к неожиданному выводу - мальчик это сын её психолога Виктора. Они были знакомы и паренёк действительно был слегка странным. Героиня решает, что она должна рассказать о случившемся Виктору.

Кроме того, смерть мальчика наконец-таки дала ей нужный творческий импульс и она смогла закончить свою "грибную" картину. Теперь остаётся лишь увидеться с директором, объявить о выходе из творческого кризиса и вернуться домой. Однако лёгких путей художница не ищет, а потому вламывается в кабинет директора и пытается позвонить в офис Виктора, чтобы рассказать о смерти его сына.

Директор данный поступок не оценил и, фактически, сажает героиню по домашний арест, и намекает ей на то, что, если она не согласится молчать о случившимся, то её работу могут уничтожить, а заодно и подпортить её резюме, указав, что она так и не смогла преодолеть кризис. Впрочем, художницу это не пугает, она забирает свою картину, устраивает поджог и сбегает из пансионата. Правда побег сопряжен с трудностями, по итогам которых она бьётся головой о камни и теряет сознание.

Очнувшись в больнице героиня не совсем понимает, где она и что происходит. Она в какой-то больнице, а рядом находится Виктор. Здесь вскрывается невероятный сюжетный поворот - оказывается, что вся история, начинающаяся после похорон учителя, это просто галлюцинации главной героини, то есть 2/3 романа просто оказалось "сном собаки". Выясняется, что героиня просто нашла заброшенный дом, где потихоньку умирала от истощения и рисовала ту самую "грибную" картину. Конец.

Такой вот получился роман. Как можете заметить, он не имеет никакого отношения к творческому кризису или выгоранию. Результат, к которому пришла молодая успешная и богатая художница, целиком и полностью обусловлен её идиотскими решениями. Разочаровывает и финал, который полностью обесценивает самую интересную часть произведения, поскольку загадки и недосказанности закрытого учреждения оказались лишь галлюцинациями душевно больной.

Знаете, не так давно я обозревал роман лауреата Гонкуровской премии Джона-Антуана Но «Враждебная сила». Данная книга тоже была посвящена приключениям шизофреника, но в ней читателю хотя бы предоставляли возможность увидеть постепенное разложение мозга и результат действий больного. В "Эклиптике" же ничего подобного нет, есть только слезливая история, в основании которой лежит нежелание пользоваться средствами контрацепции.

Соответственно, я без понятия, что такого уникального и интересного в этом романе увидели критики, что включали его во всевозможные премии. Лично я никому не советую тратить время на данное произведение.