Найти тему

Главные отличия современного Рэпа от Рэпа 2000г.

Современный русский рэп сильно отличается от русского рэпа 2000-х годов по звучанию, тематике и способу самовыражения артистов. Эти изменения обусловлены развитием музыкальной индустрии, влиянием западных трендов и изменением культурных и социальных реалий в России. Рассмотрим основные различия между рэпом двух эпох.

1. Звучание и продакшн

Кирилл Александрович Толмацкий, более известный под псевдонимами Децл, Le Truk и Джузеппе Жёстко — российский рэп-исполнитель, автор песен, композитор, актёр и поэт.
Кирилл Александрович Толмацкий, более известный под псевдонимами Децл, Le Truk и Джузеппе Жёстко — российский рэп-исполнитель, автор песен, композитор, актёр и поэт.

В 2000-е годы русский рэп был сильно ориентирован на западные образцы, но технические возможности продакшна были ограничены. Биты создавались на простых драм-машинах, использовались сэмплы и минимальное количество эффектов. Звучание было «сырым» и часто не слишком качественным. В это время сцена была наполнена андеграундными исполнителями, такими как Децл, Лигалайз, Каста и Bad Balance, чье звучание ассоциировалось с улицами и молодёжной субкультурой.
Современный русский рэп значительно изменился благодаря развитию технологий и доступности профессионального оборудования. Треки стали звучать намного качественнее, появились многослойные аранжировки, плотные басы и современная обработка вокала. Жанр трэп, с его характерными 808 басами и автотюном, стал доминировать на сцене. Артисты, такие как Моргенштерн, Face и Скриптонит, привнесли новый звук и эстетику в русский рэп, делая его более актуальным и коммерчески успешным.

2. Тематика и тексты

Oxxxymiron - Мирон Янович Фёдоров — российский рэп-исполнитель, поэт-песенник и гражданский активист. 
Является одним из наиболее коммерчески успешных рэп-исполнителей России. Его альбомы «Вечный жид» (2011) и «Горгород» (2015) внесли значительный вклад в историю русского рэпа.
Oxxxymiron - Мирон Янович Фёдоров — российский рэп-исполнитель, поэт-песенник и гражданский активист. Является одним из наиболее коммерчески успешных рэп-исполнителей России. Его альбомы «Вечный жид» (2011) и «Горгород» (2015) внесли значительный вклад в историю русского рэпа.

В 2000-е годы тексты русского рэпа часто затрагивали социальные проблемы, жизнь на улицах, криминал, борьбу с системой и бедность. Артисты рассказывали о своём окружении, личных переживаниях и стремлении к успеху. Такие группы, как Каста, использовали сатиру и иронию, поднимая острые вопросы российского общества. Рэп часто служил платформой для самовыражения и критики социальной несправедливости.
Сегодняшние тексты русского рэпа стали более разнообразными, но также менее «глубокими». Основные темы — это деньги, роскошь, тусовки, наркотики и успех. Часто встречается нарочитый гламур и акцент на показной жизни. Многие исполнители используют провокационные и эпатажные образы, стремясь привлечь внимание молодёжной аудитории. Однако на современной сцене остаются артисты, такие как Oxxxymiron и Noize MC, которые продолжают поднимать социальные и политические вопросы, сохраняя связь с наследием 2000-х годов.

3. Использование автотюна и вокальных эффектов

Автотюнвокала — исправление неточных нот и интонации в аудиоредакторе. Функция autotune либо уже встроена в программу, либо подключается как плагин. С помощью нее пользователь вручную или автоматически «подтягивает» звучание голоса до ближайшего правильного полутона. Также в процессе редактирования устраняют шумы, выравнивают громкость, корректируют ритм.
Автотюнвокала — исправление неточных нот и интонации в аудиоредакторе. Функция autotune либо уже встроена в программу, либо подключается как плагин. С помощью нее пользователь вручную или автоматически «подтягивает» звучание голоса до ближайшего правильного полутона. Также в процессе редактирования устраняют шумы, выравнивают громкость, корректируют ритм.

В 2000-е годы автотюн был малораспространённым инструментом в русском рэпе. Вокал был более естественным, а артисты не стеснялись демонстрировать несовершенство голоса. Это придавало трекам определённую аутентичность и искренность.
Современный русский рэп активно использует автотюн и другие вокальные эффекты. Артисты создают узнаваемые мелодичные линии, даже если их вокальные данные далеки от классического представления о пении. Эффекты стали неотъемлемой частью звучания жанра, и слушатели привыкли к «плавающему» звуку, который ассоциируется с трэпом и новой волной рэпа.

4. Образы и имидж артистов

«Каста» — российская рэп-группа из Ростова-на-Дону. 
В состав группы входят Влади, Шым, Хамиль, Змей.
В 1995–1997 годах группа носила название «ПсихоЛирик».
В 1997 году «Психолирик» и ростовские рэперы создали объединение под названием «Каста».
«Каста» — российская рэп-группа из Ростова-на-Дону. В состав группы входят Влади, Шым, Хамиль, Змей. В 1995–1997 годах группа носила название «ПсихоЛирик». В 1997 году «Психолирик» и ростовские рэперы создали объединение под названием «Каста».

В 2000-е годы образ рэпера был связан с уличной эстетикой: спортивные костюмы, кепки, массивные цепи. Рэперы стремились выглядеть как представители «улицы» и часто подчеркивали свою связь с реальной жизнью. Имидж был простым и брутальным, отражающим суровую действительность.

Pharaoh - Глеб Геннадьевич Голубин — российский рэп-исполнитель. 
Бывший участник Grindhouse и YungRussia, ныне — лидер творческого объединения Dead Dynasty.
Pharaoh исполняет музыку в жанрах хип-хоп, трэп, клауд-рэп, эмо-рэп.
Pharaoh - Глеб Геннадьевич Голубин — российский рэп-исполнитель. Бывший участник Grindhouse и YungRussia, ныне — лидер творческого объединения Dead Dynasty. Pharaoh исполняет музыку в жанрах хип-хоп, трэп, клауд-рэп, эмо-рэп.

Современные рэперы больше фокусируются на эксцентричности и самовыражении. Они активно используют элементы высокой моды, неоновые цвета, татуировки и яркий макияж. Артисты, такие как Моргенштерн и Pharaoh, не боятся экспериментировать с внешним видом, сочетая уличный стиль с роскошью и даже гротеском. Это отражает тенденции глобальной культуры и стремление выделяться на фоне конкурентов.

5. Роль интернета и социальных сетей

-6

В 2000-е годы продвижение русского рэпа было сложной задачей. Основные каналы распространения — это аудиокассеты, диски, радио и редкие появления на телевидении. Популярность приходила медленно, и часто путь к успеху был тернистым.
Сегодня интернет и социальные сети кардинально изменили правила игры. Артисты могут мгновенно стать известными благодаря YouTube, Instagram, TikTok и другим платформам.Молодые исполнители, такие как Big Baby Tape и Boulevard Depo, смогли взлететь на вершины чартов, просто выложив свои треки онлайн. Рэперы больше не зависят от крупных лейблов и могут самостоятельно управлять своей карьерой, что привело к взрывному росту новых имён на сцене.

6. Эмоциональность и самовыражение

Русский рэп 2000-х годов часто был агрессивным и серьёзным. Артисты выражали протест и старались казаться жёсткими, что соответствовало времени и запросам аудитории. Личная лирика встречалась, но в меньших количествах, чем сегодня.
Современный рэп стал более эмоциональным и открыт к различным проявлениям чувств. Новое поколение рэперов активно говорит о личных переживаниях, депрессии, тревоге и проблемах психического здоровья. Эмо-рэп, популяризированный на Западе, нашёл отклик и среди русских исполнителей, добавив в жанр больше искренности и разнообразия.

Заключение

Русский рэп за последние двадцать лет прошёл огромный путь от андеграунда до одной из ведущих музыкальных сил страны. Он изменился вместе с обществом, адаптировался под новые реалии и стал ближе к массовому слушателю. Несмотря на критику за поверхностность и эпатаж, современный рэп продолжает развиваться и остаётся важной частью культуры, отражая дух времени и настроения нового поколения.