В пубертатном (подростковом) периоде важно понимать то, что все направленность подростка акцентирована на дистанцирование от родительской опеки и заявления о себя как о взрослой полноценной личности, дополнительно способствует этому биологическое развитие, однако поскольку психофизиологическое развитие происходит неравномерно, то как следствие мы получаем “ребенка во взрослом теле”. В этот период происходит активное построение “телесного Я” той мужской или женской идентичности которую для себя видит подросток. Здесь необходимо ответить то, что многочисленные исследования показывают что образом для подражания подростки выбирают тех героев которые внешне соответствуют признаку здоровья, если это мужчина, то он обладает крепким телосложением является лидером мнений и тд. Если это женщина, то она стройная, внешне привлекательная и обладает всеми принятыми признаками женственности в обществе. Но тут нужно отметить также то что здесь также оказывает немалое влияние и культурно-социальный аспект, так как признаки женственности в разных культурах могут быть разные, но все так или иначе отталкиваются от биологической детерминации, то есть биологических признаках здоровья. К примеру мужчина выбирает в качестве своей потенциальной жены выбирает женщину с привлекательным видом кожи, разумеется этот критерий не единственный, но является одним из факторов отбора, так как гладкая красивая кожа сигнализирует об общем здоровье и может быть носителем здорового потомства. По аналогичному принципу работают механизмы выбора и у женщин, так же должен отметить что этот процесс биологически детерменирован и происходит бессознательно. Поэтому внешнему виду подростки уделяют часто главенствующее значение, сопровождаясь драматическими переживаниями по этому поводу, сводя по сути все возникающие проблемы проблемы с проблемой своего внешнего вида, например девочка не ответила взаимностью потому что я слишком худой. Нередко этот период связан с возникновением психического расстройства при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Так телесность или “телесное Я” занимает центральное место в сознании подростка и через телесность он связывает со всеми своим достижениями, что по сути является еще детским признаком когда одна оценка распространяется на оценку всей своей личности.
В процессе когнитивного развития, характерным является формирование абстрактного мышления. Когда подросток начинает активно демонстрировать свой интеллект, как бы показывая что ему теперь доступно большее понимание мира, его рассуждения часто основаны на отвлеченных рассуждениях не подкрепленные и проверяемые опытом, ему нравится резонерство (бесплодное мудрствование), часто получает удовольствие от процесса демонстрации своего интеллекта, что безусловно также является частью процесса когнитивного развития подростков.
В процессе социализации происходит смещение подростка из внутреннего мира во внешний мир, когда влияние семьи постепенно заменяется группами сверстников, которые выступают для подростком образцом поведения и завоевания определенного статуса в обществе.
Фаза влечений характеризуется переживанием подростками новых эмоций, желаний и интересов. На этой стадии у подростков формируются личностные качества, они начинают ориентироваться на общество и искать свою роль в нем. Они часто принимаются за новые занятия, экспериментируют с новыми видами поведения и общения.
В фазе интересов подростки начинают сознательно выбирать свои интересы и направления развития. Они начинают задумываться о своем будущем и стремятся к самореализации. Эта фаза является важным этапом формирования личности, так как на этой стадии подростки начинают осознавать свои потребности и желания, а также развивать навыки самостоятельности и ответственности.