Найти тему
Книгоед

Образ США в советской публицистике

Оглавление

Вторая половина XX века оказалась достаточно богата американскими травелогами советских журналистов. Отношения между странами стали гораздо более оживленными, нежели раньше. Культурное взаимопроникновение и взаимовлияние усилилось, что привело к гораздо большей информированности советских журналистов, а следовательно, делает их травелоги гораздо более представительными.

Период напряжённости

-2

Одним из наиболее ярких советских травелогов, в которых описывалось путешествие по Соединенным Штатам, стала книга журналистов газеты «Правда» Ильи Шатуновского и Бориса Стрельникова «Америка справа и слева». Путешествие было совершенно в 1969 г. На совещании журналистов «Правды» было решено повторить путешествие Ильфа и Петрова, с момента которого прошло тридцать четыре года.

Повествование начинается с краткого пребывания авторов в Вашингтоне, потом описывается путь в Чикаго. Далее следует активная часть путешествия с практически постоянной сменой мест и окружающей обстановки. Авторы будут наблюдать, как культура меняется от одного штата к другому.

Чикаго вызывает у авторов двойственные чувства. Их захватывает невероятная красота небоскрёбов и озера Мичиган. Но при более близком знакомстве город стал восприниматься как враждебное человеку место. Небоскрёбы, сотни тысяч автомобилей, бесконечный гул и рокот, а посреди всего этого – маленький человек, вынужденный существовать в бешеном темпе, заданном городом. Возникает символ – город не для людей, обезличенный, почти мёртвый. Впрочем, настоящий ужас поджидал авторов впереди. Они вспомнили то, что писали про Чикаго Ильф и Петров. И признали их правоту – нигде в мире рай и ад не переплетались так тесно. Районы с небоскрёбами и бесчисленным количеством автомобилей показались авторам раем, когда они попали в афроамериканский район. Это совершенно другой мир. Здесь нет ни замечательного «индейского лета», ни небоскрёбов, только нищета. Авторы отмечают парадоксальную на их взгляд ситуацию: богатые белые стараются переехать в пригороды, а афроамериканское население занимает районы ближе к центру, чего не найти во всём остальном мире. Для Чикаго второй половины XX века действительно был характерен процесс субурбанизации, но не вследствие ухудшения качества жизни. Как отмечается исследователями, это привело к повышению комфорта. Авторы делают крайне смелый прогноз: «Скоро в самом Чикаго негров будет больше, чем белых. Они переселяются сюда с глубокого негритянского юга, где механизация сельского хозяйства лишает их работы и куска хлеба. Они надеются найти работу в промышленном городе». Это верно лишь отчасти. На данный момент афроамериканское население так и не превысило белое, лишь на пару десятых процентов увеличив свое количество. Однако авторы сделали одно точное наблюдение: «…они взрывчатый материал огромной силы». Их прогнозы буквально пропитаны эсхатологическим ужасом.

Путешествуя по Среднему Западу (Иллинойс, Индиана, Айова, Канзас, Мичиган, Миннесота, Миссури, Небраска, Северная Дакота, Огайо, Южная Дакота, Висконсин), авторы отмечают, что социологический опрос, проведённый в этом районе, – это мнение «среднего американца». Выяснилось, что «среднего американца» волнуют следующие вещи:

1) экономика и страх перед кризисом;

2) социальные вопросы, касающиеся молодёжи, расовых отношений, наркомании, насилия и беспорядков;

3) война во Вьетнаме.

Именно такой описывают Америку Стрельников и Шатуновский в 1969 г. Страна живёт в постоянном страхе, её сотрясают внутренние противоречия. К тому моменту уже 3 года страна посылает солдат во Вьетнам, а 1968 год в этой войне оказался самым кровопролитным для США. За год погибло более 16 тыс. человек, не считая потерь в технике и раненых. Кроме того, массовые социальные протесты, волнения в студенческом обществе не добавляли спокойствия в американское общество.

Этническая картина страны передана рассказом о жизни и положении в обществе афроамериканского населения, а также коренного народа Америки – индейцев. Рассказывая об индейцах, авторы эмоционально обвиняют правительство США если не в геноциде, то в преступлении против них. Что, впрочем, не является чем-то необычным – Стрельников и Шатуновский были не первыми, кто высказал подобную точку зрения. Характеризуя образование индейских детей, авторы отмечают, что даже в случае получения индейцами среднего образования те вряд ли смогут стать частью американского общества. Чаще всего они уходят обратно в свои племена, где занимаются традиционными для них ремеслами – обжигом глиняных чашек, ткачеством. Позже эти вещицы продаются как сувениры в индейских лавках. В ходе бесед с местными жителями авторы узнают, что индейцы – бесправная часть общества, они постоянно эксплуатируются: американцы пользуются их наивностью и социальной неприспособленностью. При этом авторам встретились и такие американцы, которые стараются помочь индейскому населению. Миссис Элизабет Браун прожила среди индейцев племени навахо сорок семь лет, и почти все эти годы она вынуждена защищать племя от белых. «Я превратилась в юриста-самоучку», – с горькой иронией говорит о себе миссис Браун.

Этническая картина занимает в книге важное место. Авторы четко делят США на Север и Юг, отмечая, что даже белый северянин будет чувствовать себя на Юге как за границей. Крайне ярко подчёркиваются этнические и культурные различия между двумя частями страны. Это не совсем точно, поскольку культурно различаются не только Юг и Север, но и Восточное побережье и Западное. Даже один штат в пределах Юга может отличаться от соседнего. Для больших территорий такая фрагментация практически неизбежна.

Описывая Юг США, авторы делают акцент на расистском прошлом (а во многом и настоящем) данного региона. Пожалуй, самая эмоциональная глава – «Территория «ККК». Она полностью посвящена теме расизма на Юге США и представляет собой описание разных ситуаций, свидетелями которых стали авторы:все они говорят о том, что расизм на Юге не изжит и продолжает процветать. У авторов происходящее вызывает несомненное отвращение. Южане испытывают неприязнь не только к афроамериканцам, но и к «янки» (жителям северных штатов) и коммунистам.

Враждебное отношение к афроамериканцам ярко демонстрируется в следующей ситуации: как только у мотеля с вывеской «Места есть» остановилась машина с афроамериканской семьей,хозяин мотеля тут же сменил вывеску на «Мест нет».

Всё на Юге США напоминает о временах Конфедерации: флаги, памятники героям войны. И, разумеется, Ку-клукс-клан. Легендарная организация, которая ставила перед собой задачу по противодействию борьбе афроамериканского населения за свои права, а в 1960 годы – коммунистической идеологии. Приводятся жуткие истории о преступлениях членов «Ку-клукс-клана» против афроамериканцев и сочувствующих им. Впрочем, описывая ужасы южного расизма, авторы приводят и примеры, свидетельствующие о том, что не все южане расисты. В городке Фейетт мэр – афроамериканец Чарльз Эверс. Авторы описывают все тяготы, которые приходится сносить ему, будучи мэром города в одном из южных штатов. Хотя в этом маленьком городе 75% населения – афроамериканцы, мэр ежедневно сталкивается с угрозами. Была раскрыта местная ячейка «Ку-клукс-клана» (с помощью той части местного белого населения, которая поддерживает мэра). Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что мэр Чарльз Эверс считал, что «до него в итоге доберутся», он жив и сейчас, а в конце 1970-х даже смог пробиться в Сенат США.

В целом, характеризуя США, авторы пытаются поставить стране диагноз: «Америка больна. Тяжело больна». «Болезнь», по их мнению, заключается в следующем:самые непрезентабельные явления, а именно голод и рост преступности, настолько серьёзны, что выходят наружу и не подвергаются какой-то маскировке. Действительно, Стрельников и Шатуновский совершали свое путешествие по США в непростой период. Страну лихорадило от внутренних противоречий. Выводы, к которым приходят авторы, пессимистичны. Однако, несмотря на явное настороженное отношение к США, Стрельников и Шатуновский не обошли вниманием положительные стороны жизни американцев: восхищение вызывает у них американский сервис, дороги, гостеприимство.

Период разрядки

-3

Крайне любопытной представляется книга всё того же Бориса Стрельникова, но уже в соавторстве с журналистом Василием Песковым «Земля за океаном». Это уже не классическое путешествие по США, а скорее, собрание разрозненных воспоминаний. Или даже размышлений на тему, сумма наблюдений, сделанных за всё время работы в США. Это делает «Землю за океаном» не просто путевыми заметками, а практически художественной литературой.

В самом начале задаётся тон всей будущей книги: «Кроме близких нашему сердцу родных просторов, на земле нет государства, где бы так же далеко друг от друга стояли границы востока и запада, юга и севера. Пространства земли, рельеф, климат на характер людей влияют очень заметно. Полетите из Одессы в Эстонию – вы поразитесь различию темперамента. Итальянскую говорливость сменит скандинавская сдержанность, почти холодность. Надо полагать, именно тут кроется “сходство в характерах русских и американцев’’, о котором очень охотно говорят те и другие. И каждая сторона находит, пожалуй, что-то лестное в этой похожести».

То есть, США уже воспринимаются как почти родственная страна, население которой обладает сходными характерами. Выясняется, что об этих сходствах говорят и те, и другие. Выявляются и другие общие черты «Восток Дакоты напоминает наше Придонье», а Айдахо, Юта и Невада вызывают ассоциации со Средней Азией.

В отличие от предыдущей книги, отдельное место авторы отводят размышлениям о характере американцев: «…американцы расчётливы, экономны, но не скупы. Заметна слабость: любят похвастаться. Машиной, повышением в должности, новой покупкой, своим городком, штатом и в целом Америкой», «…время, престиж и деньги – главные ценности в жизни американца. Жизнь по этой причине – гонка без передышки».

Крайне любопытен способ организации текста: практически в каждой главе есть слово или словосочетание, вокруг которого и строится тот или иной фрагмент текста. Вокруг этих слов и словосочетаний выстраивается цепь размышлений авторов на ту или иную тему.

«Величественный/великий». Первый пункт в ассоциативном ряду авторов. США – великая страна, пейзаж – величественный, культура – величественная. Используется противопоставление: пейзажи их Родины – лиричны, пейзажи США – величественны. Даётся определение сразу двум явлениям – природе и культуре (в данном частном случае – литературе). Величественность – фундамент Америки, если верить авторам. Если сеть автомобильных дорог, то на всю страну и высочайшего качества, если реформы в сельском хозяйстве, то масштабные.

«Главный». Употребляется в основном по отношению к городам. США – страна урбанистическая. Города и городская культура там развиты очень сильно. Правда, американская городская система несколько отличается от других: столицы (всей страны или отдельного штата – городки достаточно небольшие), а финансовые и культурные центры расположены в условной «провинции». Возможно, с этим и связано восприятие каждого города как главного. Это, по мнению авторов, во многом роднит Америку и СССР. Каждый город осознаёт свою индивидуальную значимость, а каждый отдельно взятый житель тоже ощущает собственную индивидуальность. Отсюда постоянные призывы: «Это очень хорошее место. Не проезжайте, как будто вы торопитесь в ад».

«Доброжелательность». Намеренно или невольно авторы открывают причину, по которой книга носит гораздо более доброжелательный характер, чем предыдущая: «Американцы понимают, что прошли времена, когда Америка жила далеко от всего мира и могла быть сама по себе. Сейчас судьбы народов связаны. Потепление отношений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами простые люди Америки приняли одобрительно. На эту тему говорили охотно, с этого начиналось большинство разговоров: “Хорошая идея!”, “Нам надо ладить”, “Давно пора!”».

Доброжелательность и гостеприимство рядовых американцев и раньше отмечалось, но в данной книге это преподносится с теплотой. Если узнают, что авторы – русские, то сразу же стремятся пожать руку, поговорить, помочь чем-то, приютить. Авторы отмечают, что «общий тон многочисленных встреч: доброжелательность».

«Индустриализация». Сельское хозяйство США получает высокие оценки. Конвейер, механизация, химизация, тщательная селекция – всё это вызывает у авторов восторг. Правда, они не могут не обратить внимание и на негативные последствия данных процессов: «Первая драматическая плата за успехи агробизнеса – разорение огромной массы американских фермеров». В сравнении с предыдущей книгой критике уделяется не так много места, как похвалам в адрес американского сельского хозяйства.

«Эльба». В предыдущей книге не вспоминались те моменты истории, которые связывают США и СССР. В «Земле за океаном» авторы возвращаются к тем воспоминаниям, которые обладают очевидно позитивной коннотацией, могут служить объединительным фактором в отношениях если не двух стран, то двух народов. Ранним утром в городке Ла-Кросс, что на реке Миссисипи, авторы встретили служащего мотеля Ганса Даммиана, американца норвежского происхождения, который обрадовался тому, что ему довелось встретиться с русскими. После короткого разговора выяснилось, что Ганс служил шофёром во время Второй мировой войны. После чего все трое, не ожидавшие встретить на Миссисипи боевых товарищей, предались воспоминаниям о том дне, когда советские и американские войска встретились на реке Эльба. Вся книга написана крайне доброжелательно, но эта глава обладает особой живостью. Подчёркивается важность подобной встречи, которая показывает: да, у Советского Союза и США есть общее прошлое, не омрачённое «холодной войной».

Итог

-4

В целом образ США в советской публицистике послевоенной эпохи и времён «холодной войны» неоднозначен. Америка продолжает восприниматься как идеологический противник, понять которого крайне трудно. Динамика восприятия США и американского образа жизни советскими журналистами в их травелогах меняется с течением времени. На это неизбежно влияют как политические события, так и тот факт, что общество тоже меняется, сталкивается с одними проблемами и решает другие. Борис Стрельников с Ильей Шатуновским настроены критично, и это вполне объяснимо, поскольку 1955 г. – непростое время в отношениях двух сверхдержав. Этим обуславливается критический взгляд на США в книге «Америка справа и слева» Б. Стрельникова и И. Шатуновского.

Совершенно другой по характеру текст создан в 1975 году, в период «разрядки». Отношения между двумя странами если не дружественные, то достаточно тёплые. В 1973 г. Л. И. Брежнев побывал с визитом в США, в самом 1975 г. произошла стыковка «Союза» и «Аполлона». Соответственно, книга Бориса Стрельникова и Василия Пескова «Земля за океаном» характеризуется доброжелательным отношением к США. Если раньше при описании страны и американского образа жизни выявлялись негативные черты, то теперь акцент делается на позитивных сторонах.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!

Больше фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед"