Найти тему
Голос Армении

ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Ашот АРАМЯН

Евразийский экономический форум в Ереване подтолкнет промышленную кооперацию в ЕАЭС

После многолетних безуспешных попыток властей Армении (если допустить, что таковые вообще предпринимались) возродить индустриальную мощь страны сейчас остается в основном уповать на активное участие нашего предпринимательского сообщества в проектах промышленной кооперации в рамках ЕАЭС, чему может придать импульс III Евразийский экономический форум, который пройдет 30 сентября – 1 октября этого года в Ереване. Он будет приурочен к заседанию Евразийского межправительственного совета и посвящен итогам 10-летнего функционирования интеграционного союза, перспективам и приоритетам его развития.

КАК ИЗВЕСТНО, МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ИЗБРАНО ПО ТОЙ ПРОСТОЙ ПРИЧИНЕ, что в 2024 году в органах ЕАЭС председательствует Армения, а главой оргкомитета форума является вице-премьер РА Мгер Григорян. Под его председательством уже состоялось в онлайн-формате заседание оргкомитета (на фото), в котором приняли участие руководитель программного комитета, министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по промышленности и АПК Гоар Барсегян, другие члены Коллегии, представители оперативного штаба ЕЭК, министерств и ведомств стран ЕАЭС.

Цель форума как раз и заключается в совершенствовании кооперационных связей на евразийском пространстве. Планируется, что в нем примут участие руководители крупного, среднего и малого бизнеса, органов государственной власти стран союза, а также третьих стран, представители международных организаций, заинтересованных в развитии взаимодействия с ЕАЭС.

 В программу включены более 30 мероприятий, в том числе пленарное заседание с участием глав правительств стран ЕАЭС на тему «Цифровизация в современных реалиях – императив для обеспечения четырех свобод». В ходе дискуссий эксперты государств-членов и третьих стран обсудят новые направления стратегического развития интеграционного союза.
В программу включены более 30 мероприятий, в том числе пленарное заседание с участием глав правительств стран ЕАЭС на тему «Цифровизация в современных реалиях – императив для обеспечения четырех свобод». В ходе дискуссий эксперты государств-членов и третьих стран обсудят новые направления стратегического развития интеграционного союза.

Немаловажным для Армении будет намеченный на площадке ереванского форума бизнес-диалог ЕАЭС-Иран, подготовку к которому обсудили на рабочей встрече 28-го августа министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев и посол ИРИ в РФ Казем Джалали. Как передает пресс-служба ЕЭК, в ходе встречи стороны выразили уверенность в том, что бизнес-диалог станет одним из ключевых мероприятий форума и позволит раскрыть возможности для углубления торгово-экономических связей бизнеса стран союза с иранскими компаниями в свете нового «Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном». «Особый интерес в части сотрудничества с партнерами наши деловые круги проявляют к сферам логистики, инфраструктуры, а также вопросам упрощения торговых операций, включая осуществление платежей», - подчеркнул А. Слепнев. Помимо этого, участники встречи обменялись информацией о ходе ратификации полноформатного соглашения о свободной торговле и планах по развитию взаимодействия ЕЭК с Ираном в текущем и следующем году.

Кроме того, в рамках ереванского форума состоится награждение победителей и финалистов II Международного климатического конкурса «Зеленая Евразия».

ЕСЛИ ОБРАТИТЬСЯ К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, в которых кооперационные связи наиболее возможны и желательны для Армении, то это прежде всего легкая промышленность. Кстати, заместитель директора Департамента промышленной политики ЕЭК Георгий Арзуманян, на днях принявший участие в пленарном заседании II Евразийской выставки-конгресса легкой промышленности «ЛЕГПРОМ СНГ+» (на фото), отметил, что легпром является приоритетным направлением промышленного сотрудничества для стран ЕАЭС на среднесрочную перспективу. «Вместе с тем все еще остается ряд существенных проблем, таких как обеспечение качественным сырьем, в том числе в части переработки первичного сырья, налаживания производства химических волокон и нитей, развития технического текстиля, отсутствия на территории ЕАЭС производства основного оборудования и вспомогательных материалов - в первую очередь, станков, продукции малотоннажной химии. Решение этих вопросов требует усиленного внимания, более системного подхода и комплексной поддержки со стороны государственных органов наших стран», - отметил Г. Арзуманян.

Помимо легпрома, для утратившей свои компетенции в автомобилестроении Армении после ликвидации Ереванского автозавода «ЕрАЗ» (в переводе на русский – «сон», «мечта»), несомненно, будет небесполезным попробовать восстановить хотя бы некоторые из них, для чего ЕАЭС также предоставляет определенные возможности в рамках межстрановой кооперации. Так, «ГА» в свое время уже отмечал, что, учитывая текущие мировые тенденции в части производства и популяризации электротранспортных средств, в ЕЭК ведется работа по разработке проекта «Евразийский электробус», формируется интерактивная карта (с указанием мест нахождения объектов) зарядной и сервисной инфраструктуры для автомобильного электротранспорта на территориях государств-членов.

На недавно прошедшем в Москве автомобильном форуме представитель ЕЭК Галина Мартинкевич сказала: «Межотраслевая кооперация в автомобилестроении в ЕАЭС осуществляется путем поставок как готовой продукции, так и в части производства и поставок компонентов и их частей для сборочных производств на территории союза. К этим проектам могут присоединиться и другие заинтересованные производители, в том числе для повышения уровня локализации и развития автокомпонентной базы». По ее словам, основными задачами государств-членов в сфере автомобилестроения на ближайшую перспективу будут являться повышение локализации сборочных производств, освоение выпуска новых видов транспортных средств, развитие направления автокомпонентов и материалов, стимулирование производства и использования транспортных средств с электродвигателем, выпуск национальных брендов транспортных средств на территории ЕАЭС.

Как и в случае с легпромом, так и в автомобилестроении все выступавшие неизменно подчеркивали возможности нового механизма и наднационального инструмента финансового содействия совместным кооперационным проектам в ЕАЭС, о чем «ГА» писал не раз.

Подписывайтесь на наш канал!