4 сентября 2024 года в Музее Востока откроется выставка «Восточный музей Петра Щукина», которая впервые за сто лет, объединит предметы разрозненной со временем, коллекции. Знаток текстильной индустрии, Петр Щукин сильно интересовался собирательством различных предметов искусства. К концу XIX века его коллекция насчитывала около 22 тысяч предметов. Поэтому в 1891 году началось строительство музея, предназначавшегося для хранения предметов искусства, собранных Щукиным. Сегодня Музею востока удалось воссоединить предметы из восточной коллекции Петра Щукина. В экспозицию вошло более 200 артефактов, включающих ковры, роскошные ткани, миниатюры, древние рукописи, а также восточная мебель, вышивки, металл, камень и лаки Ирана, Турции, Индии, Китая и Японии.
Семья Щукиных славились не только предпринимательскими талантами, но и своей страстью к искусству. Благодаря этому в доме московского купца гостили художники, меценаты, а также известные представители литературных и научных кругов. Дети, окруженные творчеством с самого раннего возраста, начали проявлять живой интерес к разного рода искусству. В итоге четверо из них, Петр, Сергей, Дмитрий и Иван, стали известными коллекционерами. Каждому из них удалось собрать внушительную коллекцию произведений искусств, отразившую их эстетские вкусы и предпочтения.
Иван Щукин, младший брат известных коллекционеров, обладал обширной библиотекой, в которую вошли издания на богословские и философские темы. Кроме книг, Иван собирал живопись — картины Гойи, Веласкеса и Эль Греко, большинство из которых были подделками.
Дмитрий Щукин уже в молодости увлекся коллекционированием произведений искусства. Его коллекция начиналась с изделий Мейсенской мануфактуры, затем последовали изделия из художественной эмали, антикварные табакерки и бронзовые статуэтки. Щукин собрал крупнейшую в России коллекцию старой голландской живописи XIV–XVIII веков, в которую вошли 78 картин мастеров, включая работы Питера Брейгеля, Хендрика Аверкампа, Виллема Класа Хеда, Якоба Исаака ван Рейсдаля, а также известную картину Яна Вермеера «Аллегория веры». В 1918 году коллекция была передана Румянцевскому музею, а в 1920-х годах его коллекции были распределены между различными музеями, включая Пушкинский и Государственный музей керамики.
Коллекция Сергея Щукина начала формироваться после его переезда в особняк князя Трубецкого в 1882 году. Тогда, продав княжескую коллекцию оружия и картины передвижников, Сергей приобретает два полотна норвежского живописца Фрица Таулова. Позже его собрание пополнится работами Шарля Котте и Люсьена Симона, а также импрессионистов, таких как Камиль Писсарро и Клод Моне. Его коллекция включала значительное количество работ Поля Гогена и 51 картину Пабло Пикассо, ставшую на тот момент крупнейшей в мире. После революции коллекция была национализирована, а сам Щукин эмигрировал в Париж, решив не отсуждать свои картины, так как считал, что собирал их для своей страны и народа.
Петр Щукин, старший из братьев-коллекционеров, обладал самой обширной и разнообразной коллекцией. Первыми экспонатами собрания Щукина стали редкие книги, гравюры и рисунки, которые он приобрел во Франции. Затем в России он пополняет свою коллекцию вышивкой XV века, иконой Богоматери Одигитрии, а также рукописью Александра Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву» и письмами Ивана Тургенева. Позже он также начал собирать восточные артефакты, некоторые из которых будут представлены на выставке «Восточный музей Петра Щукина».
«Его профессиональная деятельность, связанная с текстилем, позволяла ему безошибочно определять ценность антикварных бархатов и шелков, ковров и деталей костюма. Петра Ивановича интересовал не только Восток сам по себе, но и его влияние на русскую культуру и искусство. Отдельно занимали его восточные орнаменты и символика, формы и художественные приемы», — рассказала куратор выставки Полина Коротчикова.
Посетить «Восточный музей Петра Щукина» можно в Музее Востока с 4 сентября по 17 ноября 2024 года.
Читайте по теме:
Очарование Востока в художественной коллекции графа Джузеппе Примоли
Эстетика японской гравюры: глава из книги «В пучине бренного мира: Японское искусство и его коллекционер Сергей Китаев»
Мода на русское: гид по выставке «Александр III. Император и коллекционер» в Русском музее
Наталия Семенова: «Илья Остроухов. Гениальный дилетант»
Идеальный музей Ивана Морозова: гид по выставке «Брат Иван» в Пушкинском музее