Найти тему
Записки КОМИвояжёра

В школе постоянно не хватает учителей, но количество обязательных «мероприятий» только растёт

«Средний возраст учителя в российских школах составляет 45-47 лет. Это нормально, нас это радует», – сказал министр образования Кравцов на заседании комитета Госдумы по образованию в 2021 году. Он также сообщил, что в РФ нет нехватки учительских кадров, отметив, что «в целом ситуация по кадрам хорошая, но по каждому региону нужно смотреть отдельно».

Изменилось ли что-то сейчас?

Как минимум 20 регионов России испытывают дефицит школьных учителей — математики, русского языка и литературы, иностранных языков, физики, начальных классов, логопедов и педагогов-психологов. Две трети из опрошенных областных руководителей признали наличие проблемы: в этих регионах на конец 2023-го незанятыми оставались от 24 до 170 вакансий учителей средних школ. Как же велись уроки? А так и велись...

Столько ненужного делает учитель...
Столько ненужного делает учитель...

В департаменте образования Ярославля в конце августа 2024 г. опубликовали список школ, в которых не хватает учителей-предметников.

В школах Ярославской области также не хватает преподавателей. Об этом во время прямого эфира перед началом учебного года рассказала директор регионального департамента образования Ирина Лобода.

Самый острый кадровый дефицит наблюдается по таким предметам, как русский и английский языки, а также математика. «Часто мы решаем проблему за счет совместительства – приглашаем специалистов из других учреждений. Тесное взаимодействие налажено с педуниверситетом и педколледжами. Мы пользуемся возможностями, которые дает законодательство, и приглашаем преподавать студентов старших курсов, – пояснила Ирина Лобода.

На конец августа в школы Ярославля ищут более 220 учителей-предметников. Наибольшая потребность – в учителях математики. Всего 56 вакансий. Некоторые школы предлагают совмещать с ведением уроков информатики или физики.

Также для ярославских школьников ищут 47 учителей русского языка и литературы, требуется 7 учителей биологии, 15 физиков, три химика, а еще два историка и девять учителей, которые будут преподавать обществознание и историю.

Для преподавания иностранных языков приглашают 33 учителя английского и 5 учителей немецкого.

В этом году также требуется 12 учителей технологии, 8 учителей географии, 10 учителей музыки, 6 учителей изобразительного искусства и 6 учителей ОБЖ.

Острые проблемы появились в школе в густонаселенном районе Сокол. Родители школьников переживают, что учебный год начнется без учителей.

Позже в департаменте образования рассказали, что в Ярославской области учителей начальных классов, которых пока достаточно, будут переучивать на профильных педагогов.

Почему нехватка учителей постоянная?

Это не только российская проблема: Согласно отчёту ЮНЕСКО, дефицит педагогов в мире достиг 44 млн учителей. Именно столько специалистов, по данным организации, необходимо, чтобы образование было доступно каждому ребёнку.

Среди причин глобальной нехватки учителей называют:

· высокий уровень стресса;

· нехватку учебных материалов;

· неадекватное руководство;

· низкие зарплаты.

Выходит, проблемы везде одинаковы?

Реальная зарплата учителя, не та, о которой говорит Росстат
Реальная зарплата учителя, не та, о которой говорит Росстат

Нет, заявляет Росстат, средняя зарплата учителя в 2023 году по России оставляет 45 787 рублей, но ее размер напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы (выше 100 000 рублей) получают учителя, работающие в Москве, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах, а самые низкие — в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, где зарплата учителя не превышает 30 000 рублей. По другим регионам зарплата учителей в среднем держится в пределах 40 тысяч рублей.

Сами учителя рассказали о своих реальных зарплатах, которые значительно отличаются от статистических данных.

Напомню, что учитель высшей категории в нашей области получает за ставку (18 часов в неделю) 16 800 рублей, кроме того, ещё 5 тысяч за классное руководство.

Получается, что молодому учителю нужно взять минимум две ставки и каждый день работать в две смены с утра до вечера, а после еще проверять тетради, готовиться к предстоящим занятиям, заполнять электронный журнал и отвечать на вопросы родителей. Но это уже каторга, а не работа. Возможно, при такой нагрузке зарплата будет 40 тысяч и даже больше, но напомню горькую истину: если работать на одну ставку, то жить не на что, а если брать 2 ставки – жить некогда!

Большая нагрузка – обратная сторона маленькой зарплаты. И потому, что вынуждает учителя вести уроки сверх установленных разумных нормативов, и потому, что подавляющая часть внеурочной нагрузки не оплачивается. И речь не только об «отчётах», тут масса всего: фестивали, конкурсы, курсы, аттестации, работа в лагерях, на ЕГЭ и ВПР. Учитель всем этим занимается больше, чем своей непосредственной работой – преподаванием и общением с детьми. А ведь оплачивается-то в основном только эта, основная, работа.

Да, помимо оклада за количество часов и пятитысячной надбавки за классное руководство (размер не меняется уже много лет), у педагогов есть так называемая стимулирующая часть – это премия, размер которой каждый раз оказывается для учителей настоящим сюрпризом. Чтобы её получить, нужно подготовить определённое число учеников, которые станут победителями в олимпиадах, конкурсах, районных и областных смотрах, а также за организацию и проведение различных мероприятий в выходные, праздничные дни или каникулы. Учитель никогда не знает, какова будет сумма стимулирующих выплат – может быть и 100 рублей, и 10 000 рублей. Но возникает одна неприятность: стимулирующую часть распределяет директор (конечно, вместе с советом трудового коллектива, но всё равно директор), вот здесь начинается простор для реализации материальных выражений личных отношений, конфликтных ситуаций и негативных эмоций.

Еще один «вредный» вопрос: зачем нужны все эти конкурсы и мероприятия, от которых зачастую несёт казёнщиной? Или скучные принудительные курсы «повышения квалификации», куда учителя идут просто потому, что руководство приказало? Ответ прост: это способ заработать. Не учителям, конечно, а организаторам мероприятий.

Учитель только тратит своё время и силы. Разорвать порочный круг можно лишь сокращением армии «организаторов», «проверяющих» и поучающих, которые кормятся от системы образования по русской поговорке «один с сошкой, семеро с ложкой».