Найти в Дзене
Traffolgar

Рецензия "Чужой: Ромул" и сравнение с "Чужой 1-5"

Честно говоря, даже спустя годы, у меня остаётся противоречивое восприятие двух фильмов, которые Ридли Скотт создал для расширения вселенной "Чужих" — "Прометей" и "Чужой: Завет". С одной стороны, следует отдать должное Скотту, который действительно стремился развивать своё творение, а не просто извлекать из него коммерческую выгоду, пока скрежет ксеноморфа приносил бы студии прибыль. Ридли выбрал рискованный, но смелый путь, стараясь направить франшизу в более интеллектуальное русло — он предоставил зрителям возможность увидеть планету Инженеров, познакомил с взлётом и гибелью этой высокоразвитой цивилизации, а также рассказал о происхождении первых яиц, внутри которых появляются лицехваты, готовые мгновенно атаковать любого, кто решится подойти слишком близко. Он углубился в вопросы о том, как искусственный интеллект может превзойти человечество и какие угрозы это может представлять для нашего вида. В этих фильмах можно найти множество интересных идей.
С другой стороны

Честно говоря, даже спустя годы, у меня остаётся противоречивое восприятие двух фильмов, которые Ридли Скотт создал для расширения вселенной "Чужих" — "Прометей" и "Чужой: Завет". С одной стороны, следует отдать должное Скотту, который действительно стремился развивать своё творение, а не просто извлекать из него коммерческую выгоду, пока скрежет ксеноморфа приносил бы студии прибыль. Ридли выбрал рискованный, но смелый путь, стараясь направить франшизу в более интеллектуальное русло — он предоставил зрителям возможность увидеть планету Инженеров, познакомил с взлётом и гибелью этой высокоразвитой цивилизации, а также рассказал о происхождении первых яиц, внутри которых появляются лицехваты, готовые мгновенно атаковать любого, кто решится подойти слишком близко. Он углубился в вопросы о том, как искусственный интеллект может превзойти человечество и какие угрозы это может представлять для нашего вида. В этих фильмах можно найти множество интересных идей.


-2

-3


С другой стороны, в обоих фильмах имеется множество очевидных логических несоответствий, которые мешают рассматривать их как задуманные интеллектуальные работы. Особенно это заметно в "Чужом: Завет", который стал пиком этих недоразумений. Каждый раз, когда я пересматриваю этот фильм, меня развлекает напутственная речь капитана, произнесенная после пробуждения его экипажа из крио-сна. Он говорит о важности сплоченности и готовности к неожиданным поворотам событий, и это становится комичным, потому что затем команда на протяжении двух часов ярко демонстрирует полное отсутствие перечисленных качеств, ведя себя, как группа дилетантов, которых нельзя подпускать даже на расстояние пушечного выстрела к космическим судам, не говоря уже о том, чтобы отправлять их исследовать новые миры. Они принимают спонтанное решение основать колонию на незнакомой планете, хотя навигатор показывает маршрут к другому миру, о котором у корпорации "Вэйланд" были хоть какие-то данные. Игнорирование элементарных мер безопасности, таких как ношение скафандра на неизведанной поверхности, паника и хаос в действиях при любой внештатной ситуации только усугубляют ситуацию. И, наконец, поведение капитана, который постоянно подчеркивает свои христианские убеждения, но в ответственные моменты проявляет полное бесхребетие, действуя по принципу "вы сами натворили бед, а Бог пусть разбирается", становится вишенкой на этом торте абсурда.

На мой взгляд, эти логические несоответствия заденут все положительные моменты картины — невозможно создать нечто великое, игнорируя базовые аспекты. Судя по всему, руководство студии "Fox", которая после выхода "Завета" была поглощена компанией "Disney", решило, что подход Скотта был чрезмерно затратным и неэффективным. В следствие этого для дальнейшего развития вселенной "Чужих" был приглашён менее известный и амбициозный Федерико Альварес, а его проект под названием "Ромул" стал своего рода связующим звеном между первыми двумя фильмами франшизы.

Сюжет нового фильма разворачивается в одной из шахтёрских колоний "Вэйланд-Ютэни", где работники вынуждены трудиться в ужасных условиях за мизерную плату. На этой забытой Богом планете живет молодая девушка по имени Рэйн. Вместе со своим приёмным братом, неисправным андроидом старой модели, она мечтает покинуть этот мир и шагнуть в новое существование, где светит солнце. Однако её надежды разбиваются, когда руководство корпорации продлевает её рабочий контракт на длительный срок. В отчаянии Рэйн решает рискнуть и отправляется с группой таких же отчаявшихся молодых людей, желающих лучшей жизни, на заброшенную исследовательскую станцию, которая висит прямо над их колонией. Они надеются найти там капсулы для крио-сна, которых не хватает на их корабле. Это могло бы предоставить им шанс начать всё заново на планете Ивага. Тем не менее, когда они прибывают на исследовательскую станцию, Рэйн и её спутники обнаруживают, что она не так заброшена, как они предполагали.

Если говорить откровенно, вы когда-нибудь задумывались, почему "Чужой: Ромул" был представлен как связующее звено между первыми двумя фильмами?

-4



Причина в том, что для его создателей это оказалось удобным вариантом. Я не случайно озаглавил свою рецензию "Чужой 1.5", поскольку этот фильм никак не может считаться самостоятельным произведением. Он скорее напоминает яркого паразита, подобного лицехвату, который агрессивно впился в предыдущие части франшизы и фактически не способен существовать без них. Да, у Скотта в его проекте далеко не всё пошло гладко, но ему определенно нельзя было упрекнуть в творческой трусости. Напротив, создатели "Ромула" выбрали путь наименьшего сопротивления.

Федерико Альварес, поклонник известного режиссера Сэма Рэйми, добился успеха в создании малобюджетных ужастиков и триллеров. В контексте нового проекта о Чужих он не стал изобретать что-то новое, а четко обозначил свои сильные стороны как режиссера и не собирался выходить за них. По сути, он просто перенял атмосферу мрачного камерного хоррора из первого фильма "Чужой" и элементы напряженного космического боевика "Чужие", смешав их в один мощный коктейль. В результате появился "Чужой 1.5", который во многих сценах и поворотах сюжета повторяет своих легендарных предшественников.

Федерико Альварес
Федерико Альварес

Не собираюсь умалять заслуг Альвареса, который при создании этой части делал акцент на практических эффектах, а не на компьютерной графике.

Федерико делился в своих социальных сетях видео с большим подвижным аниматроником, созданным в образе Чужого специально для съемок — это действительно впечатляет. В фильме также есть несколько захватывающих сцен с атаками полчищ лицехватов, и каждое появление ксеноморфов в узких коридорах космической станции по-прежнему вызывает восторг.

Однако, к сожалению, все эти технические достижения лишь маскируют обыкновенную сценарную лень. Снова в сюжете появляется несчастная жертва, в которую лицехват успевает отложить личинку; снова Чужие устраивают гнездо в укромном уголке космической станции и быстро размножаются; снова главной героиней становится женщина, которая, преодолевая страх, решает разрушить это гнездо, чтобы спасти своих друзей (хоть Кэйли Спэни и симпатична, её старания создать образ сильной женщины на фоне Сигурни Уивер смотрятся весьма неубедительно); и снова в разгар противостояния между людьми и Чужими всплывают алчные руководители "Вэйланд-Ютэни", которым срочно нужны ДНК ксеноморфов, и они всеми силами препятствуют их уничтожению (правда, на этот раз их планы выглядят откровенно неубедительно).

-6

Добавить к этому можно еще и то, что герои прописаны настолько поверхностно, что когда кто-то из них попадает в лапы Чужого, даже сочувствовать им не хочется — они кажутся не полноценными персонажами, а всего лишь потенциальными жертвами. Однако настоящим пиком сценарной импотенции стало то, как авторы решили обыграть сюжетную линию главного злодея: вместо того, чтобы проявить хоть каплю креатива, они в очередной раз воскресили с помощью CGI одного из знаковых персонажей франшизы, который вновь, полон восторга, восклицает: "Совершенный организм!"

Да, создатели всё же решили рискнуть и показали новую гибридную особь ксеноморфа, обладающую не только животными инстинктами, но и высоким уровнем интеллекта. Однако в остальном "Чужой: Ромул" представляет собой блуждание по лабиринтам памяти. Всё в этом проекте, начиная от основного сюжета и заканчивая дизайном помещений космической станции, а также знакомыми мелодиями в музыкальном сопровождении от Бенджамина Уоллфисча, направлено исключительно на то, чтобы погрузить фанатов этой вселенной в атмосферу ностальгии, а не предложить какой-то новый неожиданный поворот. Признаюсь, после выхода из кинотеатра я тоже оказался под влиянием этой ностальгии. Но на следующий день, когда это чувство улеглось, я понял, что не узнал ничего нового о пришельцах с кислотой вместо крови.

К сожалению, "Чужой: Ромул" остался просто необязательным связующим звеном между двумя поистине великими фильмами. Хотя это промежуточное звено и не портит общую цепь, есть понимание, что она могла бы обойтись без него. Для мгновенной финансовой выгоды проект оказался удачным — поклонники успели соскучиться по ксеноморфам, а этот фильм явно нацелен на отсылки к двум самым значимым частям франшизы. Однако о какой-либо долгосрочной перспективе развития вселенной здесь говорить едва ли уместно. Как бы мне ни было приятно снова видеть Чужих на большом экране, "Ромул" явно не закладывает фундамент для нечто масштабного; это всего лишь небольшая локальная работа, создатели которой изначально боялись выйти за рамки привычного. Возможно, этот фильм впечатлит тех, кто не знаком с миром кислотнокровных пришельцев, но для меня, как давнего поклонника, он оставил скорее равнодушие, чем разочарование.

Пишите в комментариях ваше мнение после просмотра фильма, ставьте лайк и я очень буду рад вашей подписке!