Автор: Людмила Белогорская
Как-то так получилось, что почти вся родительская любовь, почти всё внимание в семье досталось старшей дочери, Ирине. Обычно больше всего балуют младшеньких, но в их случае вышло с точностью до наоборот.
Когда родилась Танюшка, Ирочке было пять лет. И она, Ирочка, очень болезненно восприняла появление младшей сестрёнки. Капризничала, плакала, швырялась игрушками. Мама, чтобы не травмировать свою принцессу, старалась без необходимости не подходить лишний раз к кроватке малышки. Благо, Танюшка была очень спокойным ребёнком и не требовала ежеминутного внимания. Ирочка ревниво следила за тем, чтобы родители все купленные игрушки отдавали только ей. Сестра обходилась старыми, теми, что уже были, изрядно надоевшими Ирочке.
Первоначально маленькая Танечка тянулась к старшей сестре, пытаясь получить от неё хоть чуточку внимания. Но, несколько раз встретив грубый отпор, оставила попытки сближения и нашла удовольствие в тихих играх с куклами и конструктором. Став немного постарше, девочка пристрастилась к книгам.
С раннего детства она слышала папино и мамино:
-Таня, ты девочка уже большая, сильная и здоровая. А Ирочка у нас слабенькая, часто болеет, надо во всем уступать ей…
Так и повелось, что нормой жизни для Тани стали постоянные уступки старшей сестре. Девочка не обижалась – для неё это было так же естественно, как, например, дышать. Она не завидовала красивым куклам и нарядам сестры – знала, что когда-нибудь это перейдёт к ней. Конечно, ей тоже хотелось новое красивое платье, но мама с папой считали, что добротной одежды, из которой выросла старшая дочка, для младшей вполне достаточно.
После окончания школы Ира с одобрения родителей поступила в кооперативный институт на платное отделение. Таня в этот год перешла в седьмой класс. Училась девочка усердно, мотивация у неё была серьезная – отец с матерью заявили, что ещё одно платное обучение они не потянут…
Незадолго до окончания обучения в школе девочка поделилась с мамой своей мечтой – ей хотелось в будущем стать журналистом. Мама, однако, её признание всерьёз не приняла. Она категорично заявила:
- Статьи на хлеб не намажешь. Журналистов тысячи, а зарабатывают нормально единицы. Будешь всю жизнь копейки считать. Оставь свои глупости, думай лучше, как экзамены на отлично сдать!
После этого откровенничать с родителями девочке больше не хотелось. Сестра же вообще смотрела на неё как на пустое место, ни о каких доверительных беседах не могло быть и речи. А как порою хотелось Тане, чтобы мама хоть иногда интересовалась, чем живет, о чём думает младшая дочь. Хотелось просто прижаться к маме, чтобы та обняла её и погладила по голове, как маленькую…
Как заклинание, в таких ситуациях Таня повторяла:
-Я сильная, я справлюсь!
К концу обучения в школе девушке, надеявшейся на чудо, стало окончательно ясно, что родители не намерены поддерживать ее мечту. Документы она подала в финансово-экономический, неожиданно легко сдала все экзамены на «отлично» и прошла на бюджет. Постепенно учеба по выбранной специальности захватила её, и Таня с головой окунулась в новую стихию. Она давно приучила себя любое дело выполнять с полной отдачей. На работу её, единственную из всего выпуска, взяли в престижный банк, в котором она когда-то проходила практику.
Сестра Ира к этому времени уже растила двоих мальчишек. Жила с мужем в райцентре, в шестидесяти километрах от родного города.
Родители, как и прежде, не уставали повторять:
-Таня, ты сильная, целеустремлённая, ты хорошо зарабатываешь, поэтому должна помогать сестре. Ирочка у нас такая хрупкая, не приспособленная к жизни…
Подруга Женька, с которой Татьяна дружила с первого класса, не одобряла того, что Таня практически содержит семью сестры.
-Танька, не будь дурой! – с присущей ей грубоватой откровенностью увещевала она подругу. – Они же сели тебе на шею и ножки свесили, неужели ты этого не понимаешь? Твоя сестра не больная, не увечная…
Таня, конечно, это понимала, но привычка во всём подчиняться родителям была сильнее её.
Ей было уже двадцать семь, когда она познакомилась с Сергеем. Через полгода он сделал ей предложение. Мама, узнав об этом, пришла в ужас.
-Ты не можешь так с нами поступить! – кричала она. – Ты собираешься устраивать свою личную жизнь, бросив нас отцом, оставив сестру без помощи! Какая ты после этого дочь?!
Сергей не мог понять, почему любимая девушка должна отказываться от любви, от создания семьи в угоду эгоистичным родственникам. Их отношения продержались еще некоторое время, а потом, так и не поняв друг друга, двое любящих людей расстались.
Родители погибли, когда в очередной раз ехали к Ирине, битком набив багажник продуктами. Как всегда, та накануне долго жаловалась на нехватку денег и невозможность нормально питаться. Погибли от лобового столкновения – пьяный водитель на грузовике неожиданно выехал на «встречку».
Несколько месяцев после их гибели Таня провела как во сне. Автоматически выполняла свою работу, что-то делала по дому. Потом появилась Ирина.
-Надеюсь, ты понимаешь, что квартира должна принадлежать мне? – заявила она. – Родители всегда об этом говорили, вот только завещание не успели оформить…
-А как же я? – растерялась Таня.
-А ты себе заработаешь. Тем более у тебя и семьи-то нет. Так что, будь добра, поищи себе жилье, у тебя целый месяц для этого.
Таня даже не нашлась, что сказать.
Женя уговаривала её принять положенную по закону долю наследства, продать квартиру и поделить деньги на двоих. На половину суммы, вырученной от продажи четырёхкомнатной квартиры, можно было купить неплохую однушку, ещё и на мебель бы хватило. Но Таня упёрлась: она понимала, что, будь живы родители, они не одобрили бы такой шаг.
Девушка сняла маленькую квартирку неподалёку от работы. Ничего, кроме своей одежды и книг, она из дома не взяла. Приехавшая забрать ключи сестра внимательно наблюдала за её сборами – мало ли что, вдруг лишнее прихватит?
Огромным усилием воли Татьяне удалось сдержать слезы.
-Я сильная, я справлюсь, - стиснув зубы, мысленно повторяла она.
Не было бы счастья, да несчастье помогло – после оформления на себя квартиры сестра перестала с Таней общаться. Зато Татьяна никому не отдавала теперь заработанные деньги. Девушка бережно откладывала их, она уже давно привыкла обходиться в повседневной жизни необходимым минимумом.
Через два года, получив возможность оформить льготную ипотеку, Таня купила себе просторную двухкомнатную квартиру. Постепенно приобрела мебель, необходимую домашнюю утварь. Теперь она могла, наконец-то, пригласить к себе подругу с семьёй, могла завести себе кошку, о которой так мечтала. Туго сжатая пружина внутри неё внезапно ослабла. Девушка поняла, что она очень устала быть сильной. А ещё она познакомилась с Леонидом. Поспособствовала этому знакомству неугомонная Женька. Ну не могла она спокойно смотреть, как в одиночку мучаются два хороших человека!
Лёня оказался очень спокойным, уравновешенным, добрым человеком. В первом браке ему не повезло – жену интересовали лишь наряды и украшения, а муж, не способный ежемесячно удовлетворять всё возрастающие потребности супруги, ей оказался не нужен. Долгое время после развода Леонид боялся заводить серьёзные отношения. Но, встретив Таню, понял, что это человек, с которым он хотел бы прожить всю жизнь. Похожие ощущения испытывала и Таня.
Во вторник Татьяна решила подольше поваляться в постели – на этот день она взяла отгул. В одиннадцать часов они встречаются с Лёней и идут подавать заявление в ЗАГС.
В начале восьмого в дверь позвонили.
-Кто это может быть? – недоумевала Таня. – Лёня вряд ли, он бы предупредил.
Пока Таня одевалась, дверной звонок, не умолкая, настойчиво верещал. Таня открыла дверь и от неожиданности сделала шаг назад. Вслед за ней в квартиру вошла старшая сестра.
-Ну, здравствуй, дорогая сестрёнка, - Ирина неловко обняла Таню.
Сказать, что Таня была удивлена, - это ничего не сказать. Она была поражена до глубины души. Это оказались первые в их жизни объятия. До сих пор при встречах Ирина ограничивалась высокомерным кивком или безликим «привет» сквозь зубы.
-Что, даже чаем не напоишь сестру? – приподняла бровь Ирина.
-Проходи, - растерянная Таня пошла на кухню ставить чайник.
Вернувшись, обнаружила, что сестра внимательно изучает обстановку в квартире.
-Неплохо устроилась, - похвалила Ирина сестру. – Я же говорила, не пропадёшь.
Таня промолчала. Что толку объяснять, каким трудом ей всё досталось? Всё равно ведь не поймет.
-Как ты меня нашла? – спросила Таня.
-Мир не без добрых людей, - усмехнулась сестра. – Позвонила на твою работу, объяснила, что потеряла адрес. Люди всегда готовы помочь сестрам вновь обрести друг друга.
Таня разлила чай по чашкам. Разговор за столом не клеился. Девушка не знала, о чем можно говорить с человеком, всю жизнь игнорировавшем её.
-Я вот что хотела тебе сказать, - обозначила, наконец, цель своего визита сестра. – У меня ведь Виталька школу окончил, поступать сюда приедет. Я вот сегодня посмотрела, квартира у тебя шикарная, думаю, вдвоём вам не тесно будет…
-Не поняла…, - опешила Таня от такой наглости. – При чём тут моя квартира? У тебя есть своя, четырёхкомнатная…
-Родительскую квартиру я давно продала, нам нужны были деньги на покупку дачи и новой машины, - пояснила Ирина. – Согласись, не может же мальчик жить в общаге или снимать жильё, когда у него есть родная тётя?
Неожиданно для себя Таня разозлилась.
-Не соглашусь, Ира! Мальчик может жить где угодно, но только не здесь!
-Как? У тебя хватит совести отказать родной сестре? – возмутилась Ирина.
-Хватит, Ира, хватит, - кивнула Таня. – Слишком долго я была безотказной.
Возмущённая старшая сестра, не попрощавшись, со злостью хлопнула дверью. Таня, сказав, наконец, то, что должна была сказать давным-давно, не чувствовала ничего, кроме облегчения.
-Я сильная, и я смогла! – заявила она своему отражению в зеркале.