Прокрастинация, страх белого листа, вечные срывы дедлайнов и другие прелести жизни копирайтеров. Редакция Pressfeed.Журнала вместе с авторами разбирается, как заставить себя писать, когда писать совсем не хочется.
Хорошая новость: большинство психологов утверждают, что лени не существует. Под этим обобщением чаще всего скрывается выгорание, страх «пустого» листа, отсутствие концентрации и плохое планирование. В итоге мы начинаем отлынивать от работы, пропускаем сроки, делаем все в последний момент — в ущерб качеству или сну. Одним словом, занимаемся прокрастинацией. В статье «16 методик для самомотивации» разбираем простые способы, как бороться с писательской ленью. А в этом материале собрали практические советы от нашей редакции, копирайтеров, журналистов и редакторов. Они пригодятся тем, кто работает с соцсетями, медиа и текстом.
Если не можете сосредоточиться на работе
Многие труженики медиа и диджитал давно ушли на удаленку, а те, кто работает на фрилансе, и вовсе забыли про существование календаря. Большинство журналистов работает на удаленке, многие из них в ненормированном графике. Примерно такая же ситуация у PR-специалистов и сммщиков.
С одной стороны, свободный график позволяет самостоятельно распоряжаться своим временем. Например, брать больше проектов, работать у моря или ходить в спортзал мимо «очередей». Ну или как минимум — высыпаться. На деле обычно «удаленщики» пытаются одной рукой печатать статью, а другой мыть полы, готовить суп и заниматься чем угодно, кроме работы.
1. Создаем расписание
Без относительно жесткого графика на удаленке делать нечего — сначала начнет портиться качество работы, а потом психика. Поэтому придется создать его самостоятельно.
Лучше всего сделать это в Google Таблицах, приложении с календарем или сервисе-планировщике. Размечаем сетку постоянных задач на месяц крупным планом, например:
- написание статей;
- интервью;
- редактура;
- верстка.
Отмечаем дни сдачи материалов, закладываем сроки на правки и сбор фактуры. Допустим, автору требуется 1 полный день на написание статьи. Перед этим надо собрать информацию — размещать запрос на комментарии стоит минимум за 1 неделю до начала работы над текстом, а лучше — сразу после получения темы.
Объединяем контент-план с рабочим графиком и личными делами. Стараемся распределить задачи так, чтобы выстроить режим: в среду и пятницу сдаем статьи, по понедельникам размещаем запросы на фактуру и созваниваемся с клиентами. Дела, из-за которых придется надолго оторваться от текста, не ставим на день сдачи и написания материала, иначе есть большой риск опоздать сразу везде. А вот «мелкую» текучку: размещение запросов или сбор информации можно в случае чего делать с телефона. Выстраиваем расписание и стараемся по нему жить — четкий режим помогает перестать метаться между разными задачами.
Чаще всего прокрастинация начинается не просто так, а из-за выгорания и усталости. Поэтому лучше всего все же выделить себе 2 выходных дня — совсем без работы и задач. Даже если у вас много проектов и нет жесткого рабочего графика на фрилансе.
Мелкие ежедневные дела записываем в списки, календарь или планировщик задач — добавляем таймер с напоминаниями. Со временем выработается привычка: если «будильник» звенит, надо отложить все и заняться делами.
2. Подстраиваемся под организм
Противостояние между жаворонками и совами существует не просто так. Один уже в 7 утра свеж, бодр и готов сворачивать горы, а другой до 10 будет сидеть, бессмысленно уставившись в экран ноутбука.
Если у вас нет жесткого графика работы, проще перестать бороться с организмом и подстроить задачи под его режим. Если вам лучше всего работается вечером, оставьте статьи на вторую половину дня, а утром делайте более простые задачи — размещение запросов на фактуру, сбор источников, верстку.
Смотрите также:
Как составить контент-план. Программы, шаблоны, выбор тем и полезные материалы
3. Изменяем дедлайны
Традиционно лучше всего пишется тогда, когда начинает «гореть» дедлайн. Если вы из тех, кому нужен адреналин от поджимающих сроков, можно попробовать обмануть наш вредный мозг. Постарайтесь стереть из памяти «правильную» дату и поставьте дедлайн на несколько дней раньше. Изменение сроков не избавит от привычки делать все в последний момент, но создаст «безопасный» буфер для опозданий.
4. Убираем отвлекающие факторы
Когда мозг не хочет заниматься работой, любое дело становится отличным способом отвлечься. Если дергаться каждые 10-15 минут, сосредоточиться на статье не получится. Проще убрать из поля зрения все раздражители, включая родственников и животных.
Например, ваш покорный редактор в приступе прокрастинации начинает изображать Золушку и намыливать все вокруг. Чтобы не отвлекаться, перед тем как сесть за работу, я убираю кабинет и рабочий стол. Хотя идея загрузить стиральную машину или полить цветы между написанием главок статьи звучит заманчиво, все «домашние» дела стоит закончить до или после работы. К примеру, разогреть обед займет всего 5 минут, а готовка посередине дня рискует затянуться надолго.
Алексей Оносов
основатель компании «Юнисофт», автор книги «100 героев бизнеса»
«Оказалось, что я наиболее продуктивен, когда работаю за чистым столом в тихом помещении и с приглушенным освещением. Теперь перед началом работы я всегда уделяю несколько минут подготовке своего рабочего места. Это помогает настроиться на рабочий лад и снижает вероятность отвлечения».
Анна Осадчая
копирайтер, автор статей, культурный аналитик
«Самое важное — избавиться от отвлекающих факторов. И главный для меня фактор — это шум. Есть люди, которые могут работать и в шуме, но я не из их числа. И это действительно проблема, потому что мои соседи — ярые любители посверлить.
Поэтому лайфхак для таких людей, как я: наушники, беруши или тихое место. Поскольку я не могу долго находиться в наушниках — начинают болеть уши или голова — то последний вариант предпочтительнее. Я предпочитаю работать в тихих кафе, но, к сожалению, их можно по пальцам пересчитать».
Если возможности быстро избавиться от раздражителей нет, проще самому уйти из дома. Кафе, коворкинги и разные пространства для творчества отлично ограничивают возможность заниматься «неположенными» делами. Смена пространства помогает сознанию разделить дом и работу.
В качестве бесплатного коворкинга просто незаменимы библиотеки. Во-первых, они есть в каждом районе, а при желании можно пойти в исторические здания в центре города. Во-вторых, там нельзя есть, пить и громко разговаривать, и это помогает сосредоточиться — главное, не открывать мемы и сторис.
Светлана Ленкова
копирайтер и маркетолог
«Многие специалисты писательских профессий работают дистанционно. Это, на мой взгляд, просто открытие современности, потому что творить с 9 до 6 в тесном опенспейсе, знаете ли, не самое эффективное занятие. Однако дистанционный формат — не равно домашний. Преимущественно я работаю дома, но, если понимаю, что с вдохновением проблемы, просто уезжаю в любимое кафе или какое-то новое местечко. Делаю глоток ароматного кофе, и вот мысли уже обретают какие-то гармоничные формы».
Смотрите также:
6 простых, но важных советов журналисту на фрилансе
5. Живем по таймеру
Бессмертный «метод помидора» рекомендует использовать для всех задач таймер на 15-25 минут. В отношении статей это не кажется удачным способом, ведь сложно сказать, сколько именно займет написание главы или вычитка текста. С другой стороны, таймеры удобно использовать, чтобы не заниматься прокрастинацией. Здесь главную роль играют голосовые помощники, которые будут следить за вашим режимом и заводить будильники.
Например, встаем и просим Алису поставить таймер на полчаса — это время на завтрак и «утренний моцион». Встаем из-за рабочего стола, чтобы размяться — засекаем 15 минут, а после сигнала садимся обратно. Это помогает избежать ситуаций, когда на минутку отвлекся полистать ленту новостей, а очнулся через два часа.
Мария Вылегжанина
генеральный директор MDK Creative
«Когда человек прокрастинирует, он не может сосредоточиться на тексте и занимается чем угодно, кроме него. Справиться с этим состоянием поможет так называемый «метод помидора». Название этой известной технике дал кулинарный таймер в виде помидора, на котором выставлялось максимальное время в 25 минут. Вы, конечно, можете использовать любой таймер, в том числе тот, который есть в телефоне.
Нужно поставить его на 25 минут, и на это же время отключить входящие сообщения, уведомления, звонки и все, что может вас отвлечь. Можно просто поставить телефон в авиарежим. И в течение этих 25 минут вы занимаетесь только текстом, только своей задачей, ни на что не отвлекаясь.
Если задача большая и требует больше времени, выделите столько, сколько нужно или разбейте ее на небольшие этапы. Например, первая часть: поиск фактуры и контекста, просмотр ссылок, определение интересных моментов или вводных. Вторая часть — написание самого текста».
Если не получается начать статью
Одно дело, когда прокрастинация начинается из-за отсутствия режима дня на удаленке. Совсем другое — страх пустого листа, когда вы избегаете текста и в целом не можете к нему подступиться. И дело здесь совсем не в отсутствии вдохновения — причин может быть много: от синдрома самозванца до перфекционизма.
6. Убираем страх белого листа
Готовим сани с вечера. Если сесть за статью мешает страх белого листа, надо убрать эту пустоту — хотя бы символически. Это поможет преодолеть психологический барьер перед новой задачей.
Вероника Чурсина
коммерческий автор, интернет-маркетолог
«Я почти 20 лет работаю с текстом и пришла к мнению, что прокрастинация и боязнь чистого листа — часто это одно и то же.Вот как я борюсь с прокрастинацией. Представим, что завтра мне нужно будет написать большую и сложную статью.Сегодня я завожу папку для статьи, делаю «вордовский» файл, в котором буду писать, и переношу туда техническое задание. Если есть запал, то делаю базовый план статьи — сама или с помощью нейросетей. Они очень прилично справляются с этим при хороших промтах и декомпозиции задач. Занимает это все не больше 15 минут. При этом у меня нет чувства, что я работаю, что впереди сложная задача. С точки зрения психики, я просто механически готовлю задел на завтра и ни о какой сложной задаче пока не думаю.Помните, как говорила героиня «Унесенных ветром» Скарлетт О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». А завтра получается, что никакого чистого листа уже нет, работа не начинается с нуля, а продолжается. Продолжать же всегда легче, чем начинать. Способ этот работает безотказно».
Анастасия Донскова
копирайтер Pressfeed
«О, этот великий и ужасный страх белого листа. Я открываю файл и просто пишу первое, что приходит в голову. Каждая новая мысль с нового абзаца. Необязательно это должно быть что-то связное или ценное в плане информации: просто мысли, шутки, авторские окказионализмы. Это помогает решить одну важную задачу — ты сам себя приводишь к тому, что тебе становится интересен процесс создания текста. Разжигаешь котел, так сказать».
Смотрите также:
6 самых эффективных способов побороть страх чистого листа
7. Обманываем мозг развлечением
Есть большая разница: садиться за компьютер ради любимого сериала или ради работы. В приступе прокрастинации даже подойти к ноутбуку бывает сложно, вокруг него появляется настоящая зона отчуждения. Попробуйте обмануть психику: «Мы просто посмотрим последний эпизод сериала или позалипаем в мемы», и постепенно приближайтесь к рабочим вкладкам и файлам.
Можно начать с простого: разместить запросы на комментарии на Pressfeed, вычитать и поправить готовую статью, начать мониторить материалы конкурентов. А потом уже перейти к написанию статьи.
Полина Дьячкова
редактор, копирайтер-фрилансер
«Чтобы побороть прокрастинацию, я себя обманываю. Говорю себе, что сажусь за ноутбук, чтобы посмотреть любимое кино. Это помогает открыть ноутбук.Немного посмотрев кино, открываю рабочий файл. Если это — текст, который нужно продолжить или завершить, начинаю его вычитывать, редактировать. Таким образом увлекаюсь и включаюсь в работу.Если это «чистый лист», и совсем не пишется, применяю такой способ. Ставлю таймер на 20-30 минут, и ровно столько времени пишу обо всем, что творится в голове, в душе, вокруг меня. Это позволяет расписаться и незаметно перейти к рабочей задаче».
8. Боремся с перфекционизмом
Популярная проблема, из-за которой сложно сесть за написание текста, это страх, что материал получится неидеальным. Корни его уходят в синдром самозванца.
Смиритесь, что не бывает идеальных текстов. Любой материал можно доработать, и редакторские правки — это рутина, а не кара небесная. Лучше написать хоть какой-то текст, «переспать» с ним и перечитать на следующий день. То же касается и «идеального» начала, отсутствие которого мешает начать работу над текстом. Чаще всего лид пишется уже после основного текста.
Алексей Оносов
основатель компании «Юнисофт», автор книги «100 героев бизнеса»
«Самым сложным для меня всегда было довести работу до конца. Мой внутренний перфекционист требовал бесконечных улучшений, я мог часами шлифовать один и тот же текст, не решаясь завершить его. Я понял, что нужно что-то менять, иначе ни один проект не будет завершен вовремя.Тут мне на помощь пришли жесткие дедлайны с публичной декларацией обязательств. Я начал открыто сообщать знакомым и в соцсетях, когда планирую закончить работу. Это создавало дополнительное давление, но именно оно помогало мне собраться и завершить проект в срок. Когда ты публично обещаешь сделать что-то определенному сроку, отступать уже некуда.Еще один важный урок, который я усвоил за годы работы — не бояться несовершенства. Раньше я мог часами сидеть перед пустым документом, пытаясь придумать идеальное начало. Теперь я просто пишу, что приходит в голову, зная, что всегда смогу отредактировать текст позже. Лучше написать что-то и потом улучшить, чем не написать ничего из-за страха ошибки. Я постоянно напоминаю себе, что каждый текст — это шаг к совершенствованию мастерства».
Смотрите также:
Где писать автору. 7 блокнотов и онлайн-редакторов текста на все случаи жизни
9. Ищем вдохновение у нейросетей
Начать писать текст бывает трудно из-за сложной или непонятной темы, когда не знаешь, с какой стороны к ней подойти. Снять барьер можно с помощью нейросетей — попробуйте поболтать на эту тему с «Алисой» или задайте вопросы ChatGPT. Они могут быстро собрать данные, введут в курс дела и укажут на инсайты. Конечно, информацию от ИИ нужно перепроверять, но нейросети отлично подойдут, чтобы «безболезненно» войти в тему и нащупать направление для работы.
Светлана Ленкова
копирайтер и маркетолог
«Я не воспринимаю нейросети как замену копирайтингу, потому что без грамотного управления ИИ не просто не сформирует экспертный материал, но даже может привести к казусным ситуациям. Однако ChatGPT время от времени подкидывает неплохие инсайты, например в плане подготовки структуры будущей статьи. Ее можно взять за основу и сдвинуться с мертвой точки.Иногда же, на мой взгляд, работу нужно просто отложить, если это возможно, и «переспать» с мыслью о материале. Возможно, идеи и вдохновение придут сами собой. Иногда даже среди ночи, так что блокнот я тоже держу под рукой».
Смотрите также:
Подборка статей про нейросети на все случаи жизни
Что в итоге?
Писательская прокрастинация — это не просто лень. Причиной ее может стать как страх белого листа или отсутствие рабочего режима, так и более серьезные проблемы: выгорание, хроническая усталость.
На наш взгляд, работа над текстом не должна зависеть от эфемерного вдохновения — во всяком случае, когда речь идет о коммерческих редакциях и СМИ. Поэтому в первую очередь надо организовать жесткий режим работы, распределить задачи и постараться обмануть мозг, преодолев барьер из первых строк текста.