Найти тему
Роман Рабинович

Школа продактов по модели Центра экспертизы

Оглавление

В рамках внедрения продуктового подхода и управления изменениями CHANGE внутри компании запускается Школа продактов. В ней проходят подготовку HI-PO сотрудники компании, стажеры и становятся Владельцами продуктов, продактоунерами, проще говоря, продактами.

Именно продакты отвечают за создание новых продуктов, ориентированных на растущие клиентские сегменты с острой проблематикой, базирующиеся на продуктах бизнеса и имеющие добавленную клиентскую ценность.

Есть две важных составляющих внутрикорпоративной Школы продактов.

  • Первая – образовательная часть. Будущие продакты проходят входную и итоговую аттестацию, получают все необходимые знания и навыки.
  • Вторая – бизнес-часть. Будущие продакты над реальными инициативами (бизнес-идеями) и отвечают за их бизнес-эффект. Эта работа происходит в партнерстве с бизнес-оунерами.

Эти части реализуются параллельно. Благодаря такой синергии сразу после окончания Школы продактов выпускники могут эффективно работать над зарабатыванием доп. EBITDA для бизнеса.

Школа продактов по модели Центра экспертизы
Школа продактов по модели Центра экспертизы

Обучение во внутрикорпоративной Школе продактов происходит по модели Центра экспертизы, модели обучения по бизнес-роли.

Бизнес-роль – это описанный образ результата, образ готового «продакта».

Те, кто проходят подготовку по этой роли, называются практиками. Потому что они учатся, практикуя, на реальных рабочих проектах, а не оторванных от операционки гипотетических задачах.

Бизнес-роль «Product owner» - это оцифровка всего, что она должна знать и уметь.

Это артефакты (мини-продукты ее деятельности), например, «Карточка инициативы» (или продуктовый канвас), знания, которыми она должна обладать («Продуктовый подход», «Продвижение инициативы по фреймворку»), практики, которыми она должна владеть (например, Демо продукта, Глубинное интервью). А также это навыки, которыми в той или иной степени должен обладать подготовленный Product owner. Например, это умение проверять гипотезы и т.д.

Практики осваивают не какую-то усредненную бизнес-роль «Product owner», а адаптированную под компанию – и работают над оцифрованными с учетом специфики компании артефактами.

Они нарабатывают именно навык создания этих артефактов, сначала улучшая их с помощью Peer-to-peer сессий, то есть взаимного обучения практиков; далее с помощью экспертизы во стороны внутренних и внешних экспертов.

Они образуют Сообщество практиков, в котором они получают помощь и поддержку друг от друга.

Во всех этих процессах им помогают тьюторы, аккуратно ведущие их по пути освоения бизнес-роли.

Таким образом, в Школе Product owners используется модель Центра экспертизы с ее экосистемой сервисов.

Школа продактов по модели Центра экспертизы
Школа продактов по модели Центра экспертизы
Задача продактов – реализовать портфель инициатив, соотнесенных со стратегическими приоритетами, разработанными бизнес-оунерами. Они принимают участие в формировании портфеля.

Бизнес-оунеры определяют направления, в которых в рамках внедрения изменений CHANGE должна зарабатываться дополнительная EBITDA для бизнеса.

Страт. приоритеты – это измеримые показатели продвижения к успеху в этом направлении, то есть метрики.

От этих метрик продакты выстраивают метрики по своему продукту.

Продакты и бизнес-оунеры, как уже сказали – партнеры в получении бизнес-эффекта инициатив. Бизнесоунеры помогают продактам получить необходимые ресурсы на реализацию MVP инициативы.

Продакты реализуют инициативы по фреймворку, инструменту для управления инициативами в продуктовом подходе.

Обычно в рамках Школы продактов их задача – дойти до этапа Design, проектирования и защитить MVP проекта на Управляющем комитете.

Продакты осуществляют предпродажи и продажи создаваемых продуктов.

В процессе работы над инициативой они выявляют блокаторы инициатив и с помощью бизнес-оунеров их разрешают на Комитетах по блокаторам, инициируя улучшение бизнес-процессов компании и запуск функциональных инициатив.

Регулярный мониторинг бизнес-эффекта инициатив, предпродажи/продажи осуществляется с помощью дашборда PMO, бизнес-оунера, отвечающего за успех подготовки продактов.

Очень важно получить заявленный бизнес-эффект Школы продактов, чтобы стейкхолдеры проекта продвигали его и дальше и Школа продактов развивалась.

Школа продактов по модели Центра экспертизы
Школа продактов по модели Центра экспертизы

А развивается Школа продактов следующим образом.

После того, как завершается так называемая «первая волна» Школы продактов, запускаются следующие.

Некоторые продакты, закончившие обучение, становятся внутренними экспертами.

Происходит масштабирование продуктовой функции за счет налаженной, работающей «машинки», фреймворка, оцифровки информации по продуктовой разработке внутри бизнеса.

Далее внутри компании развивается внутрикорпоративный Центр экспертизы – точно так же, как бизнес готовил Владельцев продуктов, он начинает готовить и других специалистов по цифровым, продуктовым ролям. Например – продуктовых аналитиков, Scrum-мастеров, data-саентистов, разработчиков, дизайнеров и т.д.

Школа продактов по модели Центра экспертизы
Школа продактов по модели Центра экспертизы

Если вы внедряете продуктовый подход, осуществляете цифровую трансформацию, готовитесь к стратегической сессии, разрабатываете стратегию внедрения изменений, хотите подготовить, обучить или просто найти продактов, мы с удовольствием вам поможем. Мы желаем вам успеха в решении задач вашего бизнеса и будем рады видеть вас на наших программах: заходите на сайт, оставляйте заявку.

Мы всегда на связи: info@neuromap.tech