Найти тему
Ингеварр

"Давай, мой друг, в пещерный век, Ведь ты — отважный человек"

Казалось бы, оружейная промышленность нынче способна удовлетворить все потребности поклонников стрелковых видов спорта и охотников, в том числе любителей метательного оружия. Однако есть ниша, куда не ступала нога производственника, - уж очень своеобразны и трудоемки техпроцессы, а востребованность готовых изделий невелика. Это вотчина рукастых энтузиастов-одиночек.

Сначала - фото:

(данное и последующие фото авторства Скотта Бестула и Стивена Девриса)
(данное и последующие фото авторства Скотта Бестула и Стивена Девриса)

Это не музейные экспонаты, а образцы "продукции" такого вот энтузиаста. А вот и он сам - Райен Гилл в своей мастерской.

-2

Началось все четверть века назад, когда еще тринадцатилетний Райен презентовал вернувшемуся с работы отцу выполненный собственноручно примитивный лук-однодревку. Обрадованный батя не поскупился, пожертвовав для самоделки фабричную тетиву со своего рекурсива от "Bear Archery".

Шло время, и уже в 21 год Джилл достиг того уровня мастерства и известности, пусть и в узких кругах, которые позволили ему открыть бизнес по продаже "доисторического" оружия и снаряжения и обучению охоте с ними (луки тоже сохранились в производственной номенклатуре).

-3

Да, в том-то все и дело, что его творения предназначены не для музейных и частных коллекций, а для реального практического применения. Сам Райен с ними добыл более пятидесяти зверей, в том числе двух бизонов - одного из лука (он на фото нижний), второго - метнув с помощью опять-таки самодельного атлатля самодельное копье, а также весьма экзотического для нас с вами, но не для жителя Флориды, аллигатора. Кстати, последний как охотничий "объект животного мира" очень специфичен: своеобразный метаболизм, высоченный болевой порог и крепость на рану делают его весьма нелегкой добычей, по крайней мере с помощью метательного оружия.

Соответствующих иллюстраций не будет - Райен, как и вышедший из «советской» традиции автор этих строк, не фанатик "трофейного летописания".

Разве что приведу ниже вот это изображение как доказательство того, что Джилл не только умеет мастерить, но и стрелять :)). Адептов классической спортивной стойки, удержания и прикладки прошу не обращать внимания на "свалку" оружия - она достаточно часто применяется как у "реконструкторов" при стрельбе из разного рода "варбоу", так и на охоте с традиционными луками. Благо в последнем случае оптимальные дистанции не превышают тридцати метров, то есть достаточно точный "интуитивный/инстинктивный" выстрел вполне реален.

-4

Сам Райен так описывает методику освоения древнего оружия:

“Мой отец научил меня стрелять из лука точно так же, как первобытный охотник научил бы своего сына. "Просто выйди и постреляй", - сказал он мне, и я так и сделал, используя приемы, которые казалась мне правильными и удобными ”.

Теперь о еще одной практической стороне творчества Джилла. Это уже больше по части археологии, палеоантропологии и прочих подобных дисциплин. Увы, в современном обществе искусство создания орудий из камня утрачено, приходится обращаться к добытым при раскопках вещественным источникам либо изучать опыт существующих ныне сообществ, ведущих первобытный образ жизни. Однако даже в последнем случае далеко не всегда удается подсмотреть все секреты такого "производства".

Товарищи вроде Райена достаточно успешно заполняют пустоты в деле научного познания. Вот, например:

-5

Сверху вниз по часовой стрелке: 1) изготовленное из джорджтаунского сланца острие поначалу будет лезвием ножа, а по мере изнашивания превратится в наконечник копья, а затем и стрелы; 2) наконечник из флоридского агатизированного коралла, отражающий стиль Кловис (12 000 - 15 000 лет назад); 3) каменный наконечник, выточенный из пенсильванской яшмы (материала, популярного от 7000 до 9000 лет назад); 4) наконечник из красного сланца, отражающий стиль Далтон (поздний палеолит, около 10 000 лет назад).

Это материалы и инструменты, используемые Джиллом при создании своих творений:

-6

А это уже сам процесс:

-7

Небольшое авторское отступление. В розовом детстве, вдохновленные в основном примером киногероев Гойко Митича, мы не один год посвятили лукам (и арбалетам), естественно, самодельным. Даже охотиться пробовали, правда, не слишком успешно. Были и попытки изготовить кремневые наконечники, причем методом научного тыка :)) достаточно быстро научились подбирать подходящий материал (был ли это именно кремень во всех случаях, другой вопрос). Но толкового ничего не вышло, изделия получались в основном не слишком прочные (по лезвиям), кривоватые, да и вообще не слишком похожие на творения древних предков, за которыми стоял непрерывный опыт десятков поколений, а главное - столь же непрерывное оттачивание собственных умений и навыков.

Райен, к счастью, не прекратил детских экспериментов и действительно за несколько лет достиг мастерства, а потом только его совершенствовал. Немудрено, что именно к нему обращались и обращаются не только любители исторической реконструкции или охотники, но и интересующиеся технологиями каменного века ученые. Зачем им это надо?

С вашего позволения, в качестве заключения сейчас будет целая главка, как раз и посвященная науке и ее попыткам воссоздать хозяйственно-бытовые условия наших далеких предков. По сути это некое повествование, созданное на основе сведений, изложенных в книге «Предки ариев. Рассекреченная история» советского и российского историка, археолога, философа и писателя А.М.Буровского (являющегося, кстати, весьма одиозной личностью для некоторых своих коллег).

И что, вот ЭТИМ - носорога!?

Итак, в 1979 году группа археологов-«некромантов» затащила в подвалы Ленинградского Зоологического института АН СССР тушу умершего в зоопарке слона и занялась совершенно удивительным делом. По имеющимся в их распоряжении древним каменным орудиям «гейдельбергского человека» и ранних неандертальцев были изготовлены современные копии и дотошно проверены на практике. Выяснилось, что замечательные кремневые «ножи»-отщепы, прекрасно режущие плоть, не способны справиться со шкурой – нужны так называемые «рубила». А сухожилия лучше перерезать также найденными на древних стоянках специальными инструментами с выемками.

Но нас интересует другое. Никаких предметов, напоминающих наконечники, в раскопах не обнаружено – на протяжении сотен тысяч лет их просто не существовало, это продукт сравнительно недавних времен. Между тем, на стоянках наших древнейших предков, пусть и двоюродных, находят костяки сотен и тысяч (!) слонов, носорогов и прочих подобных зверюшек (потому-то ученые так и обрадовались возможности потренироваться именно на слоне). Чем же их добывали? Единственным подходящим предметом были также окаменевшие копья с обожженными на огне остриями.

-8

Возник закономерный вопрос: что, вот этим – носорога!?

Тут ученые не оплошали, изготовив копии древнего оружия и вдоволь потренировавшись с ними на несчастном животном :)). Цитирую А.М.Буровского: «Так вот, деревянное копье с обожженным на конце наконечником вполне можно вогнать в тушу слона на глубину до 60-80 сантиметров. Одним ударом». Что и требовалось доказать. Конечно, слоновья туша сильно отличается от могучего и агрессивного зверя, но и современные люди (даже археологи!) во многом заметно проигрывают нашим предкам, для которых охота была непосредственно связана с выживанием, да не "книжно-диванным", а реальным.

* * *

P.S. Скотту и Стивену - отдельное спасибо!

P.P.S. В заголовке использована строка из песенки "Каменный век" (слова: Римма Ахмадуллина, музыка: Михаил Чертищев).