Дамы и господа, аудиофилы и меломаны, здравствуйте.
Добро пожаловать на Dzen-канал магазина Demograf Audio, посвященный аудиотехнике.
Напоминаем Вам, что ознакомиться с нашей аудиотехникой вы можете на сайте audio-tube.ru
Сегодня у нас сборная очередная, интересная статья, честно скомунизженная с просторов интернета для ознакомления нашей дорогой публики - hiendmusic.ру (источники-авторы).
Отдельно отмечаем, что мнение Demograf Audio может не совпадать с мнением автора статьи.
Итак, поехали!
Введение
По теме настройки винилового проигрывателя в сети можно найти немало материалов, но все, что попадались мне на глаза, перегружены технической информацией и создают впечатление, что настроить самостоятельно тонарм вертушки – чуть проще, чем запустить андронный коллайдер. По этой причине, некоторые виниловоды предпочитают вообще не касаться своих тонармов, убеждая себя, что «не так уж и важны эти настройки».
В то же время, многие пользуются простыми вертушками, в которых кроме прижимной силы и антискейтинга ничего не регулируется, и это порождает другое распространенное мнение – а чего там вообще регулировать, все просто. К таким проигрывателям – с тонармом фиксированным по высоте и нерегулируемым по азимуту – в принципе нельзя относиться серьезно. Они настроены с усредненными допусками завода изготовителя, все будут играть плюс-минус средне и, положа руку на сердце, тонкие настройки не сильно изменят звучание этих устройств.
Разговор пойдет о проигрывателях выше среднего уровня, для которых правильная настройка картриджа и тонарма исключительно важна! Она включает в себя минимум пять параметров, и отклонение некоторых из них буквально на полмиллиметра от единственно правильного значения драматически снижает потенциал воспроизведения. Регулировка этих параметров кажется сложной только на первый взгляд, и если отсеять технические подробности, то является приятным несложным делом, наградой за которое будет на порядок более качественное звучание.
Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию, очищенную от всех технических деталей и подробностей, не имеющих значения для результата.
Прежде всего, нужно убедиться, что картридж и тонарм согласуются по комплиансу и эффективной массе. Это отдельная тема, которой нужно уделить внимание, потому что если картридж и тонарм не согласуются, никакая настройка не поможет - хорошего звука не будет.
Если тонарм и картридж согласованы, можно переходить к настройке.
ПРИГОТОВЛЕНИЯ:
Выделите абсолютно свободный выходной день. Настройка потребует 2-4 часов сосредоточенных действий и громкого прослушивания одной и той же музыки. В идеале иметь специальный шаблон SMART VTA, но если его нет, можно обойтись без него. Подготовьте инструменты:
- Отвертку со сменными насадками малого размера. Продается в любом OBI.
- Шаблон для выставления угла положения картрижа относительно тонарма. Можно скачать или купить.
- Весы для измерения прижимной силы – можно заказать через интернет или купить в специализированных аудиомагазинах. Это совершенно необходимая вещь! Ошибка в установке прижимной массы на полграмма не только ухудшает звучание проигрывателя, но и повреждает картридж. Дешевле всего покупать такие весы на аукционе в Японии - на japex.ru их можно приобрести и за 1000 рублей с доставкой.
- Специальный пузырьковый уровень – приобретается там же, где и весы.
- Весы для измерения малых масс от 0.1 до 100 граммов - они нужны, чтобы измерять весь сборки картридж/шелл/крепеж/проводка. Если этот вес далек от оптимального, картридж будет звучать со значительными потерями.
- Если нет шаблона SMART VTA, маленькое тонкое зеркало для установки азимута.
- Стопку визиток или игральных карт из 15-20 штук.
- Пинцет и зубочистку, если планируете первый раз устанавливать или менять картридж. Кстати, давайте сразу решим этот вопрос – если картридж устанавливается впервые, то необходимо правильно подключить разноцветные проводки к нужным клеммам. Это делается пинцетом и только пинцетом, потому что обломать наконечник проводка, взявшись пальцами, ничего не стоит. На разных картриджах клеммы подключения установлены по разному, но как правило обозначаются: RS, RE, LS, LE или RS, RG, LS, LG. R/L обозначают правый и левый канал, S - сигнал, E или G - земля (Earth/Ground). Красный провод подключается к RS, зеленый к RG, белый к LS, синий к LG.
- Для более точной регулировки потребуется еще пара приспособлений, но о них поговорим в самом конце, потому что раздобыть их сложнее, чем все остальное. Можете оставить это удовольствие на потом.
- Приготовьте 2-3 любимых пластинки, звучание которых вам хорошо знакомо.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ НАСТРОЙКА:
1. Выставляем проигрыватель параллельно земле при помощи пузырькового уровня. Точнее сказать, выставляем "перпендикулярно вектору земного тяготения", но это слишком мудрено, а мы договорились, что статья будет написана простым языком. Если проигрыватель ставится на виброразвязку, то сначала выставляем развязку, а потом отдельно на ней проигрыватель.
2. Если картридж устанавливается впервые, то закрепляем его винтами на шелле, не затягивая резьбу, и насаживаем клеммы проводов на контакты при помощи пинцета. Браться нужно не за проводки, а за клеммы. Чуть насадив клемму, нужно протолкнуть ее немного дальше, но без усердия – достаточно 1.5-2 мм. Иногда клеммы приходится предварительно расширить – для этого пригодится зубочистка.
На заглавном фото показан картридж на легком шелле, интегрированном с тонармом. Чаще всего приходится устанавливать картриджи на обычные шеллы, размером около 7 см. В этом случае нужно убедиться, что кончик иглы расположен от резинового колечка хвостовика картриджа на расстоянии 50 мм. Для этого можно использовать специальный шаблон или сделать его самому, начертив на куске стекла две линии на таком расстоянии.
3. Кладем на диск проигрывателя любую недорогую пластинку и выставляем «на глаз» высоту тонарма – шелл должен быть параллелен поверхности пластинки. Более точную регулировку выполним чуть позже при помощи колоды визиток. Иногда изменение высоты тонарма всего на ОДНУ (!) карточку заметно влияет на звук, прибавляя или уменьшая ВЧ.
4. Регулируем положение картриджа относительно тонарма по нулевым точкам шаблона. Для этого кладем на пластинку распечатанный шаблон, надев его отверстие на шпиндель проигрывателя, и опускаем иглу картриджа на шаблон, предварительно установив на тонарме минимальный вес. Ослабляя и подтягивая крепежные винты и осторожно передвигая картридж на шелле вправо-влево и вперед-назад, нужно добиться того, чтобы игла попадала точно в две указанных точки на шаблоне, и в обеих точках боковые стенки картриджа должны быть параллельны вертикальным линиями на шаблоне, а передняя стенка параллельна горизонтальной линии. Добившись нужного результата, туго, но без фанатизма затяните крепежные винты.
Многие шеллы имеют фиксированные отверстия для крепежа и не дают возможности перемещать картридж. Иногда этого и не требуется т.к. вылет иглы оказывается таким, что нулевые точки показывают идеальное расположение картриджа относительно параллельных и перпендикулярных линий шаблона. На некоторых тонармах, например, SME, картридж закрепляется фиксированно, а по нулевым точкам выставляется перемещением оси тонарма относительно прорези в плинте, которая сделана с допуском 1.5 см. в каждую сторону. В любом случае, стоит иметь вариант шелла с длинными прорезями, которые позволяют перемещать картридж - кто знает, какой вылет иглы будет у картриджа, который вы хотите поставить.
Важно, чтобы перпендикулярно-параллельно линиям был выставлен именно картридж, а не шелл - иногда это создает иллюзию криво установленной головки, которая на самом деле выставлена правильно.
5. Выставляем азимут иглы. Проще всего сделать это с помощью шаблона SMART VTA. Если его нет, придется использовать зеркало положите на пластинку зеркальце и опустите на него иглу. Игла и ее отражение должны составлять идеально прямую линию, что укажет на точное положение иглы относительно поверхности пластинки – строгий перпендикуляр, 90 градусов. Если игла отклоняется относительно перпендикулярного положения, ослабьте фиксационные винты шелла и аккуратно поверните его на оси тонарма по часовой или против часовой стрелке, чтобы добиться прямого угла. Учтите, что такая регулировка все равно является приблизительной. Азимут иглы чувствителен к микронным отклонениям и выставить его точно можно только с помощью специального прибора, о котором поговорим в конце.
Вместо зеркальца полезно приобрести лазерную видео пластинку 80х годов. По размеру она соответствует LP диску и пригодится также для точной установки силы антискейтинга.
6. Выставляем точный прижимной вес – он указан в техническом паспорте картриджа и разнится для разных моделей. Если технического паспорта нет, рекомендуемый прижимной вес легко находится в интернете – достаточно ввести марку картриджа и слова «прижимной вес» или «tracking force». Для картриджей с высокой податливостью (комплиансом) прижимная сила обычно находится в диапазоне 1-1.3 грамма. Для низкоподатливых картриджей прижимная сила стоставляет 2-3 грамма.
Регулировка прижимной силы выполняется перемещением противовеса на хвостовике тонарма. На некоторых тонармах регулировочных грузов два - большим противовесом в таких случаях выставляется абсолютное равновесие, а перемещением маленького груза регулируется прижимная сила. На одноопорных тонармах положение противовеса также регулирует азимут - смещение груза в форме эксцентрика по оси наклоняет трубку тонарма в ту иои иную сторону, изменяя наклон иглы.
Выполнив первые 6 пунктов инструкции, вы закончили грубую настройку тонарма: шелл параллелен пластинке, игла опускается точно в две контрольные точки на шаблоне, картридж параллелен вертикальным линиям на шаблоне и перпендикулярен горизонтальным, игла строго перпендикулярна лежащему на пластинке зеркалу, прижимной вес соответствует паспортному. Выставьте среднее значение антискейтинга, и перейдем к более тонкой настройке.
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА
1. ВЫСОТА ТОНАРМА – УГОЛ VTA. Поставьте хорошо знакомый тестовый трек и вслушайтесь в звучание, отмечая степень детальности и тональный баланс – соотношение НЧ, СЧ и ВЧ. Теперь возьмите стопку визиток и вложите ее в пространство между основанием проигрывателя и тонармом такимобразом, чтобы в случае ослабления крепежных винтов, тонарм остался на картах и не изменил положения по высоте. Вам нужно сделать так, чтобы удалив из стопки одну карточку, вы опустили тонарм ровно на эту самую высоту – на высоту одной карты. Точно так же, добавив одну-две карты к стопке, вы поднимите тонарм на высоту добавленных карт.
Запомните количество карт (лучше запишите), при котором тонарм остается в первоначальном положении – «на глазок» параллельно пластинке. В конце-концов это положение может оказаться самым правильным, и вы всегда сможете к нему вернуться.
Изменение высоты тонарма на несколько десятых миллиметра (высоту одной карты), изменяет на микроны угол положения иглы относительно канавки (угол VTA), и эта микроскопическая разница влияет на звук! Чем выше поднимается тонарм в основании, тем больше наклоняется вперед игла, смещая тональный баланс в сторону ВЧ. Чем ниже тонарм опускается, тем больше игла наклоняется назад, и тональный баланс смещается в сторону НЧ. Слишком низкое расположение тонарма снижает детальность – пластинка начинает бубнить, теряет ВЧ. Слишком высокое расположение тонарма может порадовать в первый момент звоном тарелочек, но недостаток НЧ и завышенные средние частоты быстро омрачат эту радость. Перемещая тонарм вверх-вниз на высоту 1-2 карт, можно добиться оптимального звучания.
Такое положение тонарма, при котором шелл выставлен параллельно пластинке, можно считать правильным приблизительно. На самом деле, задача состоит в том, чтобы кантеливер иглы находился по отношению к пластинке под углом 20 градусов, а игла под углом 92 градуса. Такой точности можно добиться только с помощью шаблона SMART VTA и хорошей лупы. Для некоторых картирджей рекомендованный угол VTA может отличаться от 20 градусов. Например, паспортное значение VTA для популярного картриджа DENON DL103 - 15 градусов.
Учтите, что пластинки имеют разную толщину – более старые пластинки 60х-70х заметно толще более поздних дисков 80х годов. Это значит, что абсолютно точное выставление высоты тонарма (соответственно угла VTA) будет являться таковым только для пластинок определенной толщины. Проще говоря, правильный угол для пластинок 70х получится чуть неправильным для пластинок 80х и наоборот. Подстраивать тонарм по высоте каждый раз под разный тип пластинок – муторно, поэтому проще установить его один раз под более толстые пластинки 70х, а под тонкие пластинки подкладывать специальный тонкий мат или вообще не париться.
Некоторые прецизионные тонармы, например, Tri-Planar или Moerch DP8, имеют винтовую регулровку высоты тонарма, и угол VTA можно корректировать "на лету", буквально под каждую пластинку.
После корректировки высоты тонарма имеет смысл еще раз точно выставить по весам прижимной вес!
2. АЗИМУТ – ТОЧНАЯ УСТАНОВКА. Даже если зеркало показывает, что ваша игла стоит перпендикулярно поверхности диска, это еще не говорит о том, что азимут выставлен точно. Добиться абсолютно точной установки азимута можно только с помощью специального прибора – фозгометра и тестовой пластинки. Глаз никогда не уловит микронные отклонения азимута иглы вправо или влево, а эксперименты с картами и высотой тонарма должны были вас убедить, что такие отклонения реально влияют на звук.
Покупка фозгометра и тестовой пластинки обойдется в 350-400 долларов. Для устройства, которым вы будете пользоваться примерно раз в год, это недешево, но если вы хотите добиться от проигрывателя максимальной отдачи, то фозгометр – необходимая вещь и, его нужно купить хотя бы вскладчину на 2-3 виниловодов. ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: перед использованием прибор необходимо откалибровать. Подробности в статье КАЛИБРОВКА ФОЗГОМЕТРА.
Очень немногие проигрыватели имеют винтовые регулировки азимута, которые позволяют отклонять иглу вправо-влево на десятые доли миллиметра (а именно о такой регулировке идет речь). Если вы планируете регулировать азимут с помощью фозгометра, просто поворачивая шелл на тонарме пальцами, то шансы выставить его точно равны шансам попасть никой в игольное ушко с вытянутой руки. Мой личный рекорд такой регулировки три минуты, но это было случайным попаданием, и порой приходиться возиться около часа.
Регулировка азимута с помощью фозгометра улучшает детальность, делает глубже сцену, выявляет послезвучия и обертона, которые раньше не считывались. Пластинки звучат живее, прозрачнее – так, словно никакого проигрывателя нет вовсе – только вы и музыка. Выполняется регулировка следующим образом:
RCA терминалы фонокабеля подсоединяются к прибору, и поочередно ставятся два трека тестовой пластинки – тестовый сигнал 1 kHz только для левого канала и точно такой же сигнал для правого. Стрелочный индикатор должен показать одинаковые значения для обоих каналов. Если правый канал показывает большее значение, то фонокартридж необходимо «повернуть» по часовой стрелке (если смотреть спереди); если большее значение показывает левый канал – требуется «поворот» против часовой стрелки.
Слово «поворот» не случайно взято в кавычки, так как речь идет о микронных значениях. Для иллюстрации тонкости этой настройки приведу пример одноопорного тонарма Mayware Formula IV. Изменение показателей прибора происходит от перемещения винтика в сердцевине противовеса даже на 2-3 оборота. Как вы думаете, насколько изменяется угол иглы относительно пластинки при изменении положения оси тонарма в результате перемещения пятиграммового винта в сердцевине сорокаграммового противовеса всего на 2-3 миллиметра. Даже удивительно, что прибор вообще считывает такую разницу!
После точной установки азимута имеет смысл еще раз попробовать поднять или опустить тонарм на высоту одной карты – результат может измениться.
3. ТОЧНЫЙ АНТИСКЕЙТИНГ Для установки точной силы антискольжения вам понадобится большая лазерная видеопластинка 80х годов. Опустив на нее иглу, вы увидите, как тонарм устремится к центру, если сила противоскольжения недостаточна, или наоборот к внешней стороне диска - если она слишком велика. Регулируйте силу противоскольжения до тех пор, пока тонарм не будет оставаться на месте – не смещаясь ни к наружной стороне диска, ни к его центру. Еще более точно можно установить силу антискейтинга с помощью тестовой пластинки - на ней есть для этого специальный трек. Если антискейтинг выставлен правильно, проигрыватель должен чисто отыграть весь этот трек от начала до конца. Сразу скажу, что с такой задачей в моей практике справились только самые лучшие тонармы.
СВЕРХТОЧНАЯ НАСТРОЙКА ТОНАРМА И КАРТРИДЖА ПО КОМПЬЮТЕРУ
Пластинка, игла, картридж и тонарм — сложная резонансная система, от соотношения параметров которой звучание проигрывателя может меняться от хорошего — чистого, сбалансированного, прозрачного и вовлекающего к плохому — плоскому, невыразительному, глухому или, наоборот, слишком резкому.
Прогресс не стоит на месте, и теперь появилась возможность выжать из проигрывателя винила еще больше — с помощью специальной программы AnalogMagik достичь абсолютного максимума.
Компьютерная настройка пока еще вызывает у многих корифеев винила скепсис. «Что такого может компьютер, чего я не могу добиться ушами?» - говорят они. Может, и еще как!
Дело в том, что основных параметров настройки довольно много: угол захода иглы, высота тонарма, вертикальный угол иглы по отношению к телу картриджа (SRA), азимут, угол VTA, прижимная сила, антискейтинг — и все эти параметры взаимосвязаны.
Возьмем прижимную силу. Казалось бы, достаточно посмотреть указанные в характеристиках картриджа значения, установить с помощью весов средний показатель и немножко подстроить на слух. Но соотношение прижимной силы и высоты тонарма напрямую влияет на SRA. Представим, что тонарм находится в идеальном положении по высоте и допустим, что в этом положении картридж с податливостью 18 идеально звучит с прижимной силой 1.4 гр. - рисунок 1. А теперь чуть опустим тонарм - прежняя прижимная сила станет избыточной. Она будет прогибать кантелевер таким образом, что угол SRA станет отрицательным - игла отклонится назад, и ее положение перестанет быть оптимальным - рисунок 2.
При таком положении тонарма картридж будет звучать лучше с прижимной силой 1.2 - меньший прижим станет меньше прогибать кантелевер, и угол SRA достигнет оптимального положения. Зато прижимная сила окажется для картриджа недостаточной, и он зазвучит менее глубоко и сбалансированно чем в самом первом случае - рисунок 3.
Если же тонарм чуть приподнять, то прижимная сила 1.4 окажется недостаточной, чтобы прогнуть кантелевер на нужную глубину, и угол SRА получится положительным - игла будет наклонена слишком вперед - рисунок 4. При таком положении тонарма достижение оптимального угла SRA возможно с увеличением прижимной силы, допустим, до 1.6 гр - рисунок 5. Но теперь картридж будет чуть перегружен, и мы снова не получим идеального соотношения, достигнутого в первом случае.
Выставляя прижимную силу по весам и на слух без предварительной оптимизации положения тонарма по высоте, вы все время будете получать конфигурацию, при которой "нос вылез, хвост увяз" - одна неточность будет уравновешивать другую — более слабый прижим станет исправлять угол SRA при слишком низком положении тонарма или более сильный прижим исправлять SRA при слишком высоком положении. Причем «слишком» в данном вопросе — буквально десятые доли миллиметра, и никакими шаблонами самого оптимального положения тонарма не добиться.
Картриджи имеют допущения в параметрах настройки и то тех пор, пока значения высота/прижим остаются в рамках дозволенного, можно получать удовлетворительное звучание, но лучшим оно будет при одном-единственном положении высоты тонарма и, соответственно, единственном значении прижимной силы. А ведь это всего два параметра из нескольких!
Минимальные отклонения трех-четырех параметров от абсолюта создают отрицательную синергию и далеко уводят картридж от идеальной настройки, способной раскрыть его полностью. Напротив, установка идеального значения для каждого параметра в отдельности, создает положительную синергию — картридж звучит настолько хорошо, насколько вообще способен, а любое минимальное отклонение любого из параметров разрушает достигнутый результат.
Добиться синергии «ручными» методами и на слух теоретически можно. Вероятность этого примерно такая же, как подбор пятизначного кода, две цифры которого известны, две - нет, а пятая находится в пределах четырех-пяти единиц. Вопрос в том, сколько это займет времени и сколько владельцев проигрывателей не поленятся тратить это время в кропотливой возне.
К счастью, в начале 2019 года появилось революционное решение — программа AnalogMagik. Комплект представляет из себя тестовый диск, флешку-ключ, без которой скаченная с официального сайта программа не запустится, и АЦП (аналогово-цифровой преобразователь) который приобретается отдельно. Лучше всего использовать модель, рекомендованную производителем.
Как это работает.
Программа устанавливается на компьютер, к которому через АЦП подключается проигрыватель винила. Лучше подключать напрямую, а не через фонокорректор, тк АЦП по сути является и фонокорректором тоже.
В управляющем окне появляются в порядке установленной очередности более десяти различныхпараметров - прижимная сила, азимут, антискейтинг, высота тонарма, резонансная частота и даже такой экзотический параметр, как вибрация. Один задругим воспроизводятся тестовые треки, и задача настройки — добиться, чтобы каждый параметр показал определенное числовое значение. Как правило, нужно получить наименьшее из возможных или две равных пары.
Шаг за шагом коридор настройки сужается, и в конечном итоге, все параметры складываются в синергию, в результате которой звучание картриджа преображается настолько, что кажется, будто заиграла голова на порядок более высокого класса.
ПО ССЫЛКЕ выложены несколько парных оцифровок, записанных в формате dsd. Для их воспроизведения можете скачать FOOBAR с предустановленным DSD плагином. Первый трек в каждой паре записан с проигрывателя, тонарм которого был отрегулирован обычным способом - по шаблонам. Второй трек - тонарм отрегулирован с помощью программы Analog Magik.
AnalogMagik является на сегодня лучшим способом настроить проигрыватель, и единственным недостатком программы является довольно высокая цена - 900 долларов за комплект с учетом отдельно приобретаемого АЦП (800 долларов программа и 100 долларов аналогово-цифровой преобразователь).