Вагрич Бахчанян — необыкновенный армянский художник
Родился в Харькове 23 мая 1938 года. Через 4 года родители расстались, мальчик остался с отцом. Учился в художественной школе и в студии Алексея Щеглова, поклонника искусства начала века. В общеобразовательной школе проучился лишь до 7 класса, затем поступил на обучение в художественную студию при ДК «Металлист». Был призван в армию, потом некоторое время работал художником-оформителем в ведомственной газете Харьковского тракторного завода. В 1960 году переехал в Москву, работал в «Литературной газете». 23 мая 1965 года в день своего рождения со своими друзьями-художниками организовал и провёл в Харькове, в дворике на Сумской улице, первую в СССР неофициальную однодневную выставку картин. В истории харьковского андеграунда эта выставка именуется как «Выставка на Сумской». Дружил с Василием Ермиловым, известным авангардистом 1920-х годов. Для творчества Бахчаняна характерно изобретение новых техник и направлений, разработка связи слова и изображения. В 1972 году удостоен премии «Золотой телёнок» «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев»).
В 1974 году эмигрировал. Жил в Нью-Йорке. Участвовал во многих выставках в Европе и США. В 2003 году первый раз с момента эмиграции приехал в Москву. Его работы экспонировались в «ЭРА Фаундейшн», в галерее «Поп-Офф Арт», в Русском музее, в Stella Art Foundation, на выставке в музее имени Сахарова; его коллаж стал одной из причин возбуждения уголовного дела против директора музея имени Сахарова Юрия Самодурова и искусствоведа Андрея Ерофеева.
После операции на сердце, у Бахчаняна начались странные осложнения. Неизлечимая болезнь привела к трагической развязке, к самоубийству, 12 ноября 2009 года в Нью-Йорке. Прах по желанию художника был развеян в Армении, в Гегамских горах. В 2015 году Андрей Загданский сделал фильм-коллаж «Вагрич и чёрный квадрат». Абсурдные пьесы и перформансы Вагрича Бахчаняна были реализованы на экране либо в анимации, либо на театральной сцене. "Снимая — из года в год! — свой щедрый, богатый и многослойный фильм, Загданский открыл в творчестве Вагрича потайную дверь, которая ведёт к подсознанию художника. Лишь увидав знакомые работы и их ещё более знакомого автора на экране, я по-настоящему задумался о тайной, магической, почти зловещей природе бахчаняновского дара. Это всё равно что в Чехонте разглядеть Чехова" (Александр Генис).
"Бахчанян считается одним из столпов советского нонконформизма. Искусствоведы ставят его в ряд отцов-основателей соц-арта. Коллажи Бахчаняна стали одним из самых ярких явлений соц-арта. Изобразительное искусство, как и литературная деятельность Вагрича Бахчаняна, наполнены блистательным юмором и иронией, но никогда не «шуткой ради шутки». Это всегда высказывание думающего и образованного человека. Бахчаняна, наряду с Бродским и Довлатовым, называют важнейшим автором литературной русской Америки" (Арсен Готлиб).
"Лишний человек звучит гордо". "Мы рождены чтоб Кафку сделать былью". Автором этих и других знаменитых афоризмов является Бахчанян. Вадим Синявский называл его последним футуристом, а его американские соотечественники — эмигрантским Ходжой Насреддином, за которым все ходили гуськом. Одним из произведений Бахчаняна является имя реального человека: молодого харьковского поэта Эдуарда Савенко, которого без труда убедил взять псевдоним Лимонов. В своей книге «Соло на Ундервуде» Довлатов писал: «Как-то раз я спросил Бахчаняна: – Ты армянин? – Армянин. – На сто процентов? – Даже на сто пятьдесят. – Как это? – Мачеха у нас была армянка…»
.
.
.
Друзья, ваши подписки, лайки, репосты, комментарии помогут большему количеству людей увидеть материалы на нашем канале. Проявите пожалуйста активность!