В ходе Восточного экономического форума было объявлено, что в некоторых регионах Дальнего Востока – там, где суммарный коэффициент рождаемости ниже среднероссийского – будет выплачиваться на третьего ребенка 1 млн рублей. Деньги можно будет направить на улучшение жилищных условий: либо на покупку квартиры или частного дома, либо на покрытие части ипотеки.
Данная мера долгое время существовала на Сахалине и несколько лет действует в Приморье. Она стала одной из ключевых при реализации так называемого "Сахалинского демографического чуда". Если кратко, о чем идет речь: в 2012-2013 гг. на Сахалине были приняты программы поддержки демографии и стимулирования рождаемости. И сейчас прошу обратить особое внимание на цифры. Если в 2014 году суммарный коэффициент рождаемости (СКР) в регионе был равен 1,55, то уже в 2018 году он составил 2,05 – практически вышел на необходимый показатель естественного прироста населения. Хотя бы выход в ноль, но главное – это динамика. Всего лишь за 4 года улучшение с 1,55 до 2,05. Такой динамики не было не то что в России – во всем мире, чтобы за 4 года произошел такой прогресс. Это, действительно, уникальный опыт.
Однако здесь сразу же возникает вопрос: а почему данный сахалинский опыт не был распространен на другие регионы? При этом необходимо отметить, что этот миллион, который на Сахалине давали и дают за третьего ребенка на улучшение жилищных условий, он в самом деле шел на улучшение жилищных условий, потому что на острове не строятся "человейники", и многодетные семьи направляли деньги либо на покупку частного дома, либо на квартиру, но куда большей площади. Суть в том, что на Сахалине просто смысла строить эти 50-60-метровые МКД – как с географической, точки зрения, так и с позиции спроса населения на данный вид жилья.
Демографический взрыв на Сахалине наглядно показывает статистика по рождаемости в России вообще за всю новейшую историю. Зеленый островок на востоке ярко выделяется из общей массы регионов:
Так почему же этот опыт не был за все эти годы ни проанализирован, ни распространен на другие регионы, если он действительно показал результат? Наши чиновники много заявляют о необходимости стимулирования рождаемости, о необходимости решения демографического вопроса. Некоторые говорят, что не знают, как его решить. Но вот вам Сахалин. Действительно, там есть особенные, уникальные условия, исходя из социально-экономического положения Сахалинской области. Но, тем не менее, как минимум проанализировать это нужно. Я знаю только одного демографа, который постарался провести такое комплексное исследование – и даже ему просто не предоставили ряд очень важных данных. Складывается такое впечатление, что это просто никому не нужно.
Но миллион за третьего ребенка на улучшение жилищных условий – эта мера, как я уже сказал, одна из ключевых. И она сейчас распространяется на все регионы Дальнего Востока, где СКР ниже среднероссийского. Но сразу возникают два немаловажных момента.
Первое: 1 млн рублей в 2014 году и 1 млн рублей в 2024 году – совершенно разные деньги. Если тогда, в 2014-15 гг, за этот миллион на том же Сахалине можно было покрыть примерно 30-40% от стоимости жилой единицы (а если речь шла о небольших населенных пунктов, то и выше 50%), то сейчас понятно, что ситуация совсем иная. Проиндексируйте хотя бы на уровень официальной инфляции – и будет уже не один миллион, а два. А если мы будем разбирать проблему еще более детально, то увидим, что за последние 4 года стоимость одного квадратного метра выросла в номинальном выражении в 2,6 раз. То есть сейчас речь по-хорошему вообще должна идти уже о трех миллионах, а не об одном.
Второе. А почему мера касается исключительно Дальнего Востока? У нас в регионах Нечерноземья, в Сибири, на Урале дела с демографией обстоят лучше? Там хорошая рождаемость или СКР выше среднероссийского показателя? Конечно, нет. И, безусловно, подобные меры, видоизмененные в лучшую сторону, необходимо распространять по всей стране, масштабировать на федеральный уровень.
И еще один архиважный момент: конечно, все это не должно касаться мигрантов. И есть ряд механизмов, как подобного избежать, начиная от ценза оседлости, заканчивая, действительно, распространением программы на те регионы, в которых СКР не велик. Там мигрантов, как правило, нет. Хотя бы эти регионы поднять сейчас необходимо.
Но вопрос сахалинского опыта, просто необходимо анализировать. Та статистика, что я приводил выше представляет собой срез на 2018 год. Сейчас уже 2024 – прошло еще 6 лет. И только сейчас обратили внимание на это "Сахалинское демографическое чудо". А что делали последние 6 лет? Неужели про это никто не знал? Знали. Но это никому не было нужно. Поэтому у нас и национальный проект "Демография", который курирует Татьяна Голикова (и который она же курировала тогда), с 2018 по 2024 годы полностью провалился. Сейчас составляется новый национальный проект, который будет курировать тоже Голикова. И где там содержатся самые удачные, самые эффективные практики из наших регионов? Их нет. Ведь речь идет не только про Сахалин. Поэтому возникает очень непонятная ситуация. С одной стороны, государство тратит огромные деньги якобы на поддержку рождаемости по демографическим статьям, но толку нет. Потому что дело не в деньгах, а в том, какие практики и механизмы наиболее эффективны, а какие имеют лишь бумажное обоснование.