Вновь я с экспрессионистами. На этот раз Эмиль Нольде. В свое время меня поразили его яркие акварели в одной, ныне неподходящей для нас, сети.
Меня заинтересовали плотные цвета, свобода видения художника, умение использовать свойства акварели, ее прозрачность и светоносность.
Любопытный факт
Эмиль Нольде участник выставки "Дегенеративное искусство", о ней я писала в разборе фильма "Работа без авторства". Более 1000 работ Нольде были конфискованы, часть из них уничтожена несмотря на то, что он состоял в национал-социалистской партии (НСДАП). Пытался как-то себя реабилитировать, написав письмо Геббельсу, что не сильно помогло.
В 1941 году Нольде запретили писать. Художник уединился в своём доме, писал небольшие акварели, которые потом закапывал в землю. Впоследствии назвал их своими "ненаписанными картинами".
Ненаписанные картины
Я бы рассмотрела серию этих закопанных работ акционизмом. Вижу глубокий смысл в таком действии. Возможны разные углы зрения. Уничтожение произведений искусства, "дегенеративного" искусства по мнению Гитлера (и не только), по сути закапывание дара, таланта в землю. Думать, в негативном ключе можно и иногда полезно. Тем более, что такое фатальное восприятие событий может являться тем самым дном, опорой, от которой человек отталкивается и взлетает. В этот момент закапывание картин похоже на посев семян. Символизирует устремление в будущее. Ту работу, которую делает каждая семечка, пробиваясь сквозь толщу почвы к свету. Впрочем, художник вряд ли об этом думал.
Художник не стремится за счет умения работать с тонкими переливами цвета в акварели создавать реальный мир. Я писала о Сергее Андрияке и о Елене Базановой, мастерах стремящихся максимально передать реальность. Нет. У Нольде свой мир. Экспрессивно преувеличен, выпячен. Насыщен эмоциями. Они осознанно заострены художником.
Грозовая туча почти черная, вбирает в себя оттенки багровеющего в преддверии бури кровавого солнца.
Автопортрет
Же подчеркнуто контрастен и почти абстрактен. Иллюзорен. Мы видим отношения светлой и темной стороны как творческое кредо художника. Мы видим контраст, плотный, насыщенный как борьбу и одновременно единство противоположностей.
Полистайте галереи его картин. Вместе с густым, насыщенным цветом возникает вдруг ощущение погружения в это захватывающее богатством цвета пространство.
Странно и отчасти страшно, что это пространство так непохоже на наш обычный обыденный мир. Оно живет по своим законам. Подчинено чему-то другому. Тому, что поглощает художника, когда он прикасается кистью к бумаге, набирает ею краску.
Может быть, даже и желая написать похожий на модель портрет, в какой-то момент художник теряет свою цель и идет за кончиком кисти, захваченный вдруг проявляющейся эмоцией, сочетанием цвета, фактуры, пятна. Так, что остается где-то добавить линию, штрих и вот уже на листе происходит чудо.