Найти в Дзене

ХИТ ВЕКА: «Give it away» - РХЧП

Все фото из открытых источников Интернета

«Give It Away» (рус. Делись этим) — песня американской рок-группы Red Hot Chili Peppers, первый сингл из альбома Blood Sugar Sex Magik.

Музыка была написана гитаристом Джоном Фрушанте и басистом Фли во время джем-сейшна за месяц до начала записи альбома.

Энтони Кидис сочинил столь узнаваемый припев, вдохновляясь идеями альтруизма и ценности бескорыстия — жизненной идеологией, приобретённой в период отношений с его бывшей девушкой Ниной Хаген.

Первоначально некоторые радиостанции отказались транслировать песню, мотивировав это тем, что ей «не хватает мелодии», но несмотря на это «Give It Away» продолжала завоёвывать международную известность.

Песня достигла вершины чарта Modern Rock Tracks в конце 1991 года, став для группы первым синглом № 1.

«Give It Away» исполнялась на концертах группы более 700 раз — больше, чем любая другая композиция Chili Peppers.

Мелодия была сыграна на нескольких выступлениях H.A.T.E.

Но и позже, когда сайд-проект был расформирован, Фрушанте и Фли продолжали верить в большое будущее трека и сочли целесообразным придержать его для нового альбома Chili Peppers.

Вокалист Энтони Кидис поддержал эту идею и во время прослушивания песни начал напевать: «делись этим, делись этим прямо сейчас».

Это фраза была одной из заготовок, предназначенных для песен нового альбома, но только услышав басовую линию, вокалист окончательно понял, что эти слова удачно на неё ложатся.

Кидис вспоминал: «Я был настолько поражён мелодией Фли, который играл на всём грифе своей бас-гитары, что тут же подскочил к микрофону со своим блокнотом. У меня всегда крутятся в голове идеи для песен или даже готовые фразы».

Песня была записана в период c апреля по июнь 1991 года на студии The Mansionв Лос-Анджелесе.

Во время записи «Give It Away» группа использовала творческий метод, который потом использовался при создании всех её следующих альбомов — совместное джемование.

Однако во время сочинения бриджа возникли трудности: Фли и Фрушанте не смогли прийти к компромиссу по поводу инструментальных прогрессий.

Так как припев и куплеты уже были написаны, надо было искать выход из этой ситуации.

Чтобы разрешить споры, музыканты придумали способ, который назвали «face-offs» (рус. поединки): басист и гитарист сходились вплотную на репетиционной сцене, потом уходили в разные комнаты, чтобы сочинять порознь.

Через пять минут группа вновь собиралась вместе, и музыканты выбирали наиболее органичный вариант, устраивающий всех.

Песня получила название в честь наиболее часто повторяющейся в ней фразы — «Give It Away» (Делись этим), которая была позаимствована из личного опыта Кидиса в период отношений с его бывшей подругой — певицей Ниной Хаген — в начале 1980-х.

Хаген была на несколько лет старше Кидиса и стала для него образцом для подражания: «Она поняла, каким молодым и неопытным я тогда был, так что она всегда делилась со мной своим опытом — давала мне ценные советы, при этом она не читала мораль — всё было по делу».

Однажды Кидис разглядывал её гардероб и наткнулся на кожаный пиджак, который ему очень понравился — он оценил его, сказав Хаген, что «это очень классная вещь».

Хаген ответила, что он может взять его себе.

Философия этого бескорыстия была связана с регулярными попытками Хаген сделать свою жизнь более приятной, и девушка объяснила Кидису: «если у тебя есть шкаф, полный одежды, и ты пытаешься всю её „скрохоборить“, то твоя жизнь будет очень мелочной. Но если у тебя есть гардероб и кто-то видит в нём вещь, которая ему нравится, и ты даришь ему эту вещь — мир становится лучше».

Эта идея задела Кидиса до глубины души, так как прежде он никогда не сталкивался с таким прогрессивным отношением к жизни.

Как у типичного обитателя Лос-Анджелеса, у него был совсем другой менталитет: вместо того, чтобы отдавать кому-либо материальные блага и воспринимать жизнь в соответствии с философией «ты отдал и тебе воздастся», вокалист полагал, что нужно взять от жизни всё, что возможно, поскольку никто не даст тебе ничего задаром.

Теперь же он разделял философию Хаген: «Это было откровением — кто-то захотел отдать мне свою любимую вещь. Это чувство осталось со мной навсегда. Каждый раз, когда я думал: „Оставлю себе“, тут же вспоминал, как заповедь: „Нет, напротив — поделись“. Когда я начал посещать собрания анонимных алкоголиков и наркоманов, одним из принципов, которые я изучил, было то, что ты способен сохранять свою собственную „чистоту“, поделившись ею со своим „коллегой по несчастью“. Каждый раз, когда ты отдаёшь энергию из своего „душевного сосуда“, её заменяет новая, свежая энергия».

Мелодия, сочинённая Фли, напомнила Кидису об этом инциденте, и вокалист решил, что музыка отлично сочетается с лирикой.

Во время сочинения текста Кидис сфокусировался не только на идее бескорыстия — он пел о множестве вещей, в том числе о своём друге Ривере Фениксе и музыканте Бобе Марли и о различных сексуальных темах, включая фертильность и похоть.

Продюсер Рик Рубин оказал значительное влияние на звучание Blood Sugar Sex Magik, отказавшись от реверберации и гитарного овердаббинга, характерных для предыдущего альбома группы — Mother's Milk.

Благодаря этому в записи наличествовали простые и сухие гитарные и басовые аккорды, которые не были пропущены через гитарные эффекты, а ту её часть, где это было сделано, записывали на аппаратуре производства 60-х и 70-х годов.

На «Give It Away», наряду с остальной частью альбома, Рубин стремился достичь атмосферы, которая была похожа на записи из 60-х, сделанные без расчёта на прибыль или желания угодить публике, и ограничить «помпезность» звучания: «В том, что вы слышите, почти нет „фокусов“. Многие музыканты добиваются как можно более крутого звука, с рядами гитарных усилителей и огромными барабанами. Но я думаю, что эти вещи не имеют большого значения».

Песня придерживается традиционной структуры куплет-припев-куплет; когда Кидис начинает петь, Фрушанте «врывается» с сочным фанк-риффом, который повторяется на протяжении всего куплета, в это время Фли играет сложную бас-партию, по ходу которой он использует практически весь гриф.

По словам Стива Хьюи из Allmusic, «неожиданным контрастом с обычной гиперактивностью Кидиса звучало медленное соло, записанное заранее и проигранное задом наперёд поверх ритмической дорожки».

Гитарное соло было записано с первого дубля, потому что Фрушанте стремился добиваться как можно более быстрого результата и звучания а-ля «гаражный саунд»; по словам Фли: «Мы делали очень мало корректировок материала. Философия Джона заключалась в том, что он будет играть соло лишь дважды. Он играл его один раз, и если нам не нравилось, он играл его снова — но совсем по-другому. И на этом всё».

В 1994 году песня была включена в символический список Зала славы рок-н-ролла «500 песен, которые сформировали рок»; в 2002 году журнал Kerrang! поставил «Give It Away» на 67-е место в своём списке «100 величайших синглов всех времён»; в 2004 году журнал Q включил её в свой список «1001 песня, которую вы должны иметь в своей коллекции!»; в 2009 году телеканал VH1 присудил песне 50-ю позицию в списке «100 величайших хард-рок песен».

Стоимость музыкального видео составила 140 000 долларов.

Когда клип был готов, Кидис и Фрушанте находились в европейском промотуре альбома.

По словам вокалиста, впервые увидев видео, он был «в настоящем восторге, это были лучшие визуальные кадры из всего того, что мы делали прежде».

Однако боссы Warner Bros. были обеспокоены тем, что содержание клипа выглядело «слишком странным» и «слишком вычурным» для широкой аудитории, они выступили за создание более «традиционного варианта», в отличие от этой экспериментальной работы Седнауи.

Тем не менее, видео было выпущено без цензуры лейбла и с тех пор считается одним из важнейших факторов в успехе Red Hot Chili Peppers и «значительно возросшей международной популярности группы».

Журналист Джефф Аптер отозвался о клипе следующими словами: «фанковый винегрет — фриковая визуализация, тонкий навязчивый хук, „кружевная“ бас-линия Фли и облегающие шорты Кидиса — сделал этот клип очень популярным на MTV на протяжении последнего квартала 1991 года».

Стив Хьюи из Allmusic прокомментировал клип в своей рецензии: «MTV переплюнул всех с этим ни на что не похожим клипом».

На церемонии MTV Video Music Awards-92' клип был выдвинут на соискание шести наград: «Лучшее альтернативное видео», «Лучший монтаж», «Лучшая кинематография», «Лучшая режиссура», «Лучший художник-постановщик» и «Видео-прорыв», в итоге выиграв две последние номинации.

Российская панк-группа «Сектор Газа» записала свою пародию на песню под названием «Ария Ивана» для концептуального альбома «Кащей Бессмертный».

ПЕРЕВОД ПЕСНИ: ОТДАЙ ЭТО

Ты должна отдать то, что есть у меня, своей мамочке.

Ты должна отдать то, что есть у меня, своему папочке.

Ты должна отдать то, что есть у меня, своей дочери.

Потанцуй, а потом выпей воды.

Ты должна вставить в себя то, что есть у меня.

Тебя штормит от ощущений, не останавливайся, продолжай.

Пойми, я не хочу быть скрягой, Доверься мудро, ты будешь мудрее.

Молодая кровь – любовный подъем.

Почему все хотят иметь это, как цари? Отдай это, отдай это, отдай это, отдай это.
Сейчас же!

Я не могу сказать, богач я или бедняк.

Жадные мелкие людишки в море несчастий.

Придержи больше – получишь меньше.

Разочарование чрезмерным материальным благополучием.

Любовь бесплатна, люби меня, скажи "да", черт возьми.

Я не гений, но я знаю, как отжигать.

Нет времени для подонков и тюряги.

Будь умна, опускайся со стонами.

Никогда еще не было так хорошо.

Боб Марли – поэт и предсказатель. Боб Марли научил меня, как это делается.

Боб Марли говорил, как ходил.

Благослови меня, как ты не видишь: я собираюсь схватить это.

Я счастливчик, я купаюсь в своих возможностях, Пританцовывая, с ловкостью иду по дороге жизни.

Иди сюда и испей из моего плодородия, Благословенная букетом удачливой изменчивости.

Моя мама, я люблю ее, потому что она любит меня.

Уже прошла вечность с того момента, как она купала меня.

Чувствую себя хорошо, мой брат собирается меня обнять.

Выпей мой сок, моя молодая любовь, осуши меня одним духом.

Эта река рождена, чтобы отдавать.

Грейся, не позволяй себе дрожать.

Его сердце никогда не увянет.

Ну же, все, время отдавать.