Случайно в интернете попалась вот такая фотография
И сразу всплыли картинки детства, ведь эти машинки были в каждом нашем доме. А почему? Да потому что их выпускали на нашем заводе, вернее на филиале Саратовского "Тантала", который работал на "оборонку".
Идею создания на заводе масштабных машинок удалось воплотить директору «Тантала» Г.М. Умнову. Он увлекался коллекционированием моделей автомобилей, привозил их из заграничных поездок. В очередной командировке он приобрел 408-й «Москвич», изготовленный во Франции.
Организовать параллельное производство на заводе «оборонки» было непросто. Продукция гражданского назначения должна была занимать всего десятую часть от общего объема. При предприятии создали конструкторское бюро, сотрудники которого посещали заводы автопрома. Они разрабатывали чертежи моделей, знакомились с конструктивными особенностями и этапами производства настоящих машин.
Сначала выпустили модель автомобиля «Москвич-412», первоначально получившую номер А1 и серию 71А1. Первые 2 цифры обозначали год выпуска, последние — порядковый номер.
У неё был открывающийся и закрывающийся капот, а также днище автомобиля. Для создания отечественного образца использовались настоящие чертежи из АЗЛК. Дверцы не открывались. Колеса вытачивали, детали рисовали. По функциональности и натуралистичности машинка уступает современным образцам, но у коллекционеров считается одной из самых ценных.
Второй моделью, появившейся в 1973 году, стал «Москвич-408».
В конце 1970-х годов основное производство машинок перевели на завод «Радон» (город Маркс, Саратовская область), который находился в составе ПО «Тантал», так как на прежнем предприятии инструментальный цех не справлялся с нагрузкой.
Уже в 1982 году выпуск всех моделей составлял 2 миллиона штук в год. Помимо «Москвичей» было налажено производство мини-копий практически всех советских автомобилей того времени. Оно включало правительственные серии, спецавтотранспорт, легковые автомобили и др.
А поскольку почти половина населения г.Маркса работало на этом заводе, то во всех домах были модели машин 1:43. В основном, это были машинки с каким-то браком, но это было неважно. В некоторых домах их было так много, что они не представляли какой-либо ценности.
Местных пацанов часто можно было увидеть на свалке, куда "Радон" выбрасывал брак: дверцы, колёсики, крышки капота и т.д.
В нашем доме тоже были эти модели, но поскольку в семье не было пацанов, то особо мы их и не ценили, а с радостью дарили двоюродным родственникам. А уж когда появились дети, то остатки былой роскоши разобрали до деталей, а потом просто выбросили в мусорку ☹️.
Но всё равно мы понимали, что модели машин могут быть хорошим презентом, т.к. многие советские люди их никогда и не видели. А я их брала в свои поездки и одаривала лечащих врачей в санатории или при заселении. 🫠
Или от такой?
Миниатюрные модели советских автомобилей произвели фурор не только на внутреннем рынке. Их экспортировали в 40 стран. Модельки в качестве сувениров шли в комплекте с настоящими автомобилями, которые продавали в страны Европы.
После распада СССР технологию производства масштабных моделей упростили, чтобы снизить себестоимость: каталожный номер на дне исчез, изменились диски и резина. В начале 1990-х годов за качеством продукции уже следили плохо, часто использовали низкосортный металл. В рыночный период предприятия, производившие модели, выделились из состава ПО «Тантал», однако быстро обанкротились.
И всё - машинок не стало 😩. Остались только у коллекционеров. Ни одной у меня не сохранилось. А сейчас они уже раритет. Вот так живёшь и не знаешь, что будет цениться. И дело даже не в стоимости, а в том, что даже на память ничего не осталось.
А у вас были в детстве такие машинки? Если были, то вы уже давно знакомы с г. Маркс.