Найти тему

Проектирование деятельности школьных методических объединений как фактор повышения профессионального мастерства педагогов

(методические рекомендации по организации деятельности

школьных методических объединений)

Методист Территориального методического центра городского округа Макеевка Республиканской методической службы Донецкой Народной Республики

Должикова Светлана Александровна

1. Школьное методическое объединение: его место и роль в методической службе образовательной организации

Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована методическая работа в школе.

Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в школе, является методическое объединение. Школьное методическое объединение – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала. Организация и деятельность методических объединений относится к компетенции общеобразовательной организации

Анализ опыта управленческой работы показывает, что важными условиями эффективной работы школьных методических объединений, являются выполнение единых требований по составлению плана работы школьных методических объединений, включение в план эффективных форм работы в целях повышения профессионального мастерства педагогов.

В основе планирования работы школьного методического объединения, кафедры должны лежать следующие принципы:

· гуманизм;

· демократизация – активизация участия всех учителей в планировании деятельности ШМО;

· научность, аналитичность;

· системный подход – сбалансированность плана работы ШМО с планом работы ОУ;

· перспективность – направленность на конечный результат;

· преемственность – «связанность» всех планов в образовательном учреждении;

· ритмичность – равномерное распределение всех мероприятий в течение года между членами ШМО;

· конкретность;

· реальность – достижимость;

· динамичность – изменяемость под влиянием внешних и внутренних условий;

· принцип главного звена – выбор главных задач на учебный год.

Можно выделить типичные цели, касающиеся деятельности школьного методического объединения:

· Повышение теоретического методического и профессионального мастерства учителей.

· Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.

· Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету.

· Изучение достижений передового педагогического опыта, достижений педагогической науки и практики.

· Развитие творческого потенциала педагога, способности к рефлексивной оценке своих достижений.

· Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.

· Формирование потребности педагогов в повышении своей профессиональной культуры.

· Повышение эффективности школьного урока.

· Развитие коммуникативной культуры педагога.

· Формирование рефлексивной культуры учителя.

2. Документация школьного методического объединения.

Документация школьного методического объединения определяется локальным актом (Положением о школьном методическом объединении). Она хранится в отдельной папке в методическом кабинете общеобразовательного учреждения или, если такого кабинета нет, в кабинете заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Примерный перечень документации ШМО:

· Копия приказа об открытии школьного методического объединения (копия приказа о назначении руководителя ШМО).

· Положение о методическом объединении (Приложение 1)

· Функциональные обязанности руководителя ШМО.

· Банк данных об учителях МО.

Примерный банк данных об учителях ______ на 2024-25 учебный год

ФИО учителя

Дата рождения

Преподаваемый предмет

Образование

(что и когда окончил)

Педагогический стаж

Дата последней аттестации и прохождения курсов

Квалификационная категория

Тема самообразования

· Анализ работы за прошедший учебный год.

· Цели и задачи МО на текущий учебный год.

· Тема методической работы на ______ учебный год.

Единая методическая тема – это коллективный поиск решения научно-методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и повысить качество обучения и воспитания. Очень важно, чтобы методическая тема охватывала как учебную, так и внеурочную воспитательную работу.

· План работы МО на текущий учебный год.

· План-сетка работы МО на каждый месяц.

· Индивидуальные образовательные маршруты учителей МО (Приложение 2).

Работа по самообразованию - одно из важнейших направлений в работе учителя по повышению своего профессионального мастерства. Выбор темы по самообразованию определяется потребностью для учителя, для школы, уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием учителем основ преподаваемого предмета, вопросов психологии, дидактики, теории воспитания, соответствием содержания образования уровню подготовки учителя, а также анализом, выводами по итогам деятельности педагога. Как правило, тема самообразования определяется на 3-5 лет. Она может быть связана с единой методической темой школы, темой методического объединения, но это не является обязательным условием. Учитель составляет индивидуальный образовательный маршрут, который является личным документом педагога и не должен быть излишне регламентирован. Руководитель методического объединения оказывает содействие педагогу в работе над темой самообразования: помогает в разработке и корректировке образовательного маршрута, в подборе соответствующей литературы, консультирует по возникающим проблемам. Наработки и опыт педагога по теме самообразования заслушиваются на заседаниях МО. Формы отчета могут быть самыми разнообразными: сообщение, реферат, открытый урок, презентация, творческий отчет и т.д.

· Протоколы заседаний МО (Приложение 3).

Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ « »

_______ФИО

Приказ от ____№____

Положение о методическом объединении педагогов______

1. Общие положения.

1.1. Методические объединения учителей является основным структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, осуществляющим руководство учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой по одному или нескольким учебным предметам.

1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному учебному предмету или такого же количества педагогов по нескольким учебным предметам одной образовательной области, возглавляется учителем-предметником (классным руководителем) высшей или первой категории.

1.3. В образовательном учреждении могут быть созданы методические объединения классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и других специалистов.

1.4. Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора образовательного учреждения по представлению заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе.

1.6. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента России, решением Правительства РФ, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами образовательного учреждения, приказами и распоряжениями его директора.

1.7. Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения

2. Цели и задачи методического объединения.

2.1. целью деятельности МО является создание условий для творческой работы, обеспечение единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, применения новых педагогических технологий, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем, используемой терминологии образовательных областей и учебных предметов.

2.2. Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:

- Обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов.

- Освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности.

- Организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области.

- Создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

- Изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области.

- Обобщение прогрессивного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы школы.

- Постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовки учителей.

- Создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива.

3. Содержание и основные формы деятельности методического объединения.

3.1. Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования.

3.2. Отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативности и разноуровневого их преподавания.

3.3. Анализ авторских программ и методик учителей.

3.4. Утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах.

3.5. Проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области.

3.6. Организация взаимопосещений уроков с последующим самоанализом педагога и анализом достигнутых результатов.

3.7. Выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися учебных программ.

3.8. Обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом объединении.

3.9. Методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов.

3.10. Организация работы по накоплению дидактического материала.

3.11. Ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области.

3.12. Проведение творческих отчетов, посвященных профессиональному самообразованию учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;

3.13. Организация и проведение предметных недель (декад) в образовательном учреждении, школьных предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

3.14. Работа по активизации творческого потенциала учителей.

3.15. Участие в подготовке аттестации педработников.

3.16. Разработка методических рекомендаций в помощь учителям.

3.17. Анализ учебных возможностей учащихся, результатов образовательного процесса.

3.18. Утверждение индивидуальных планов работы по предмету.

3.19. Основными формами работы методического объединения являются:

- Заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

- Круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;

- Творческие отчеты учителей;

- Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- Предметные недели (декады);

- Взаимопосещение уроков;

-Организационно-деятельностные игры.

4. Организация деятельности методического объединения.

- Методическое объединение учителей избирает председателя;

- План работы МО утверждается на заседании методсовета;

- За учебный год проводится не менее 4 заседаний;

- Семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий;

- Заседания МО оформляются в виде протоколов;

- В конце учебного года председатель МО анализирует работу МО и анализ проделанной работы сдает заместителю директора школы.

5. Права и обязанности методического объединения.

5.1. Методическое объединение имеет право:

- Вносить предложения руководству образовательного учреждения при распределении учебной нагрузки.

- Требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического объединения необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической документацией.

- Проводить конкурсы профессионального мастерства, смотры учебных кабинетов.

5.2. Каждый участник методического объединения обязан:

- Участвовать в заседаниях методического объединения.

- Повышать уровень профессионального мастерства.

- Знать тенденции развития методики преподавания предмета.

- Владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

- Своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области.

- Активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных мероприятий по предмету).

6. Документация методического объединения.

6.1. К документации методического объединения относятся:

§ Приказ директора образовательного учреждения о создании методического объединения.

§ Приказ о назначении на должность руководителя методического объединения.

§ Положение о методическом объединении.

§ Анализ работы методического объединения за прошедший учебный год с указанием:

- Степени выполнения плана работы методического объединения.

- Самого существенного и ценного опыта методического объединения и отдельных учителей.

- Оценки знаний, умений и навыков учащихся по предмету.

- Оценки результатов предметных олимпиад.

- Анализа проведения открытых уроков.

- Состояния материально-технической базы предметных кабинетов и описания работы по ее поддержанию.

- Причин неудач в работе методического объединения и отдельных педагогов.

§ План работы методического объединения в новом учебном году.

§ Банк данных об учителях, входящих в методическое объединение.

§ План работы с молодыми учителями.

§ План проведения предметной недели или декады.

§ Сведения о темах самообразования учителей, входящих в методическое объединение.

§ Сведения о предметных кружках и факультативах, которые ведут члены методического объединения.

§ Протоколы заседаний методического объединения.

6.2. Анализ деятельности методического объединения представляется администрации школы в конце учебного года, план работы на год – в начале учебного года (в соответствии с графиком административного контроля).

Приложение 2

Примерная схема индивидуального образовательного маршрута педагога

Ф.И.О. Дата рождения:

Домашний адрес, телефон:

Образование:

Название учебного заведения, факультет:

Год окончания:

Специальность по диплому:

Должность:

Аттестация (результаты), дата:

Общий стаж: Педагогический стаж: Стаж работы в данной должности:

Последние курсы повышения квалификации, срок, тема:

Учебная деятельность: часовая нагрузка в неделю: ч

Класс

Предмет

УМК

Количество часов

Примечания

Внеурочная деятельность: часовая нагрузка в неделю: ч

Класс

Наименование кружка (курса…)

Программно-методическое обеспечение

Количество часов

Примечания

Дополнительная деятельность: классное руководство (класс)

Методическая работа:

Тема самообразования

Совершенствование методов и приемов активизации самостоятельной деятельности на уроках математики

Цель самообразования

Создание условий для активизации самостоятельной деятельности учащихся

Сроки реализации

(указывается время работы по данной теме)

Актуальность темы

Применение активных методов и новых технологий обучения

Проблема

Повышение мотивации к изучению математики через технологию проблемного обучения

Новизна

Технология проблемного обучения как побуждающий фактор активизации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке. Применение данной технологии в условиях введения ФГОС

Результативность

Активность обучающихся во внеурочной деятельности, связанной с развитием у детей математических представлений. Положительная динамика формирования у детей УУД, навыков самооценки

Предполагаемая эффективность

Развитие творческой активности учащихся, достижение планируемых результатов освоения ООП. Повышение качества обучения математике

Источники самообразования:

Форма отчета о проделанной работе:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Результат

Диагностический

Прогностический

Практический

Обобщающий

Внедренческий

Электронный адрес:

Контактный телефон:

Подпись педагога:

Дата заполнения:

Приложение 3

Примерная схема протокола заседания методического объединения

Протокол №

заседания методического объединения учителей ____________________

от «_____» __________________ г.

Присутствуют:

Отсутствуют:

Повестка заседания

1.

2.

3.

Вопрос 1.

Слушали:

Тема сообщения и краткое его изложение:

Выступили:

Тема выступления и краткое его изложение:

Решение:

Вопрос 2.

Слушали:

Тема сообщения и краткое его изложение:

Выступили:

Тема выступления и краткое его изложение:

Решение:

Вопрос 3.

Слушали:

Тема сообщения и краткое его изложение:

Выступили:

Тема выступления и краткое его изложение:

Решение:

Решение заседания МО

Рекомендации

Председатель МО_______________________/_______________________________

Примечание: к протоколу возможно прилагать папку с выступлениями