«Одиссея» в театре «Балтийский дом».
Эта история произошла два года назад. Посмотрев спектакль «Одиссея», я тогда наконец-то прочувствовала , что такое современная театральная режиссура.
Люблю Древнюю Грецию и всё, связанное с античностью. И когда узнала о постановке спектакля по самому Гомеру , решила пойти. Фамилия режиссёра ( Андрей Прикотенко) пока не отпугивала,.имя главного исполнителя (Тарас Бибич) привлекало ,фотографии с премьеры разжигали любопытство.
Хотя я конечно понимала, что к подобному зрелищу нужно подготовиться. Освежила в памяти основные сюжетные линии, вспомнила героев, почитала про спектакль статьи и отзывы. Короче,
готовилась к походу в театр, как греки к Троянской войне.
И ещё на эту авантюру «подбила» одного знакомого, т.к. моя подруга , с которой мы посещаем театры , идти на такое отказалась категорически.
В выходной день отправились мы на встречу с прекрасным.
Анонс спектакля на сайте заманчиво обещал :
«Эта постановка является абсолютно оригинальной и уникальной версией той самой «Одиссеи» Гомера.
Нам есть, чем вас удивить: переосмыслив знаменитую поэму, режиссер Андрей Прикотенко открывает зрителю другую точку зрения на мир античных богов, мифических чудовищ и загадочных нимф. В главной роли — лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска» Тарас Бибич!»
Мы были заинтригованы и устроились в 5 ряду, предвкушая удовольствие . Правда удивило то, что на новом спектакле не было аншлага! Мы со своих недорогих боковых мест спокойно пересели в центр.
А теперь я опишу простыми словами, что увидели наши глаза обычных зрителей:
Итак:
Над сценой натянут золотой полог, провисая он напоминал парус. Внизу наклонный помост с множеством люков. Чёрное зеркало сцены. Пустое пространство.
Первые минут двадцать человеческой речи не было. Спектакль начался с того, что с левой стороны вышла девушка в красном платье и чёрных армейских ботинках и стала протирать верёвочку, протянутую через всю авансцену .Дошла до середины и начала эту верёвочку дёргать. Распаляясь и дёргая всё сильнее и сильнее. Наконец дерганув и натянув её изо всей силы , она быстренько скинула с себя платье, оставшись, слава богу в исподнем, а не без него, приладила одежонку к верёвочке и с воплем отпустила. Потом посыпала сцену красными лепестками, опять накинула платье и медленно удалилась.
Тут же из глубины сцены прикатила на велосипеде некая мадам в золотой маске и чёрном трико. Издавая нечленораздельные вопли она начала акробатические упражнения с велосипедом. Чего она с ним только не делала! Ложилась на него и под него, таскала на спине, крутила педали вниз головой. Очень жалко было актрису! Велосипед то тяжёлый! А она ещё совершала эротические телодвижения при этом! Под конец , провопив как- то особенно горестно, мадам укатила.
Впрочем, она периодически появлялась ,всё также оглашая сцену воплями.(Это была Эос, богиня утренней зари, об этом я прочла после, сама бы ни за что не догадалась!))
В продолжении действа открылся люк и из него вылез мокрый аквалангист в маске,в ластах, с утопленником на руках. Вылез, постоял и пошлёпал восвояси. Впоследствии оказалось, что это был Посейдон. За ним появились другие аквалангисты, тоже в масках,но уже без ласт. Они встали по бокам авансцены взяли чёрный резиновый шланг и начали изо всех сил лупить им об пол. Типа волны .А из центрального люка показались наконец головы Одиссея со товарищи. Показались и исчезли , а на заднем плане выскочил некий, обтянутый пленкой объект и стиральная машина . Это был Троянский конь, потому что через люк в него стали залезать и набиваться актёры, вплотную, в несусветных позах, напоминая вагон метро в час пик. )
Им было очень тесно и с рёвом они стали разрывать плёнку и вываливаться наружу. Когда все вылезли, начали раздеваться.
Оставшись в одних трусах телесного цвета, свою форму «милитари» они закинули в стиралку. Затем та с грохотом упала и исчезла. (Она ещё пару раз появлялась по ходу действия и герои закидывали туда очередные шмотки , а напоследок и себя, из чего мы сделали вывод, что стиральная машина- это некий символ перехода из земного мира в потусторонний)
Тут Одиссей слово молвил. Говорил в основном он и мифические персонажи. Вернее они не говорили , а читали монологи, отдаленно напоминающие текст Гомера. И весь спектакль был чередованием квестов- «угадай кто я» и монологов минут на 5.
Спектакль шёл три часа с антрактом, после которого народу в зале поубавилось. Но мы решили остаться и ничего не пропустить из этого зрелища!
Действие продолжилось в том же духе. Показывали «весёлые картинки», разнообразные плоды неуёмной режиссерской фантазии а мы пытались понять - вот эти карлики в белых балетных пачках и масках для плавания,, это кто? И что за богиня завывает и визжит, и бьется, словно в эпилепсии?
Мы уяснили , что главное средство художественной выразительности у Прикотенко, это полиэтиленовая плёнка! В неё заматывали героев, её раскатывали по сцене. Нужна , например, буря. Вышли аквалангисты с рулонами плёнки белого и голубого цвета .Раскатали их по полу. Привязали Одиссея за одну ногу и за руки веревками, распылили на пленку воду с автоматических разбрызгивателей на просцениуме и ну таскать несчастного Бибича, волоча , швыряя и телепая по всей сцене туда, обратно, минут десять! Мы смотрели на это и думали, как тяжёл актёрский труд! Ведь Одиссей почти голый, а вдруг заноза какая попадётся!
Правда в этой постановке на первом месте - хорошая физическая подготовка исполнителей. Смыслы и актёрские таланты затмеваются нагромождением режиссерских находок, одной из которых стало ползанье героев по сцене и плевание водой . В «Одиссее» ползают и плюются все!
А когда фантазия иссякала, полиэтилен и ползанье были бессильны,нам просто рассказывали, что будет происходить дальше.
Про Сирен, то вереща, то завывая , поведала некая дева с трубой на голове, про циклопа Полифема сам Одиссей. Их воочию мы не увидели. Но нам показали Сциллу в виде больших белых гофрированных труб. Внутри извивались пожранные чудовищем спутники Одиссея. И в конце концов исчезли в зеве стиральной машины.
Смысл этого всего мы поняли, он прост , главную идею, ради которой городился весь этот огород выразил уже взрослый сын Одиссея Телемах, вернувшемуся отцу. Он высказал папе в пацифистском духе, мол, хватит войны, хватит крови, я вот вырос без отца, пока ты, папа, неизвестно где таскался двадцать лет, не смей никого больше убивать и оставь в покое женихов Пенелопы.
Женихи смутили нарядами и позами в духе театра Романа Виктюка. Они же собрались вроде как свататься к женщине, а не для иных удовольствий!
А закончилось всё ничем! Надел Одиссей себе на голову рогатый череп и ушёл. А в финале он и команда гребцов поплыли дальше.
Нам было и смешно, и грустно . Мой друг , придя в себя от увиденного , сказал-
« а представь, если человек впервые придёт в театр! Он же никогда после этого больше не пойдёт в него!»
Увы! Это так!
Напоследок добавлю, что спектакль «Одиссея» долго не просуществовал, несмотря на то, что театральные критики были от него на седьмом небе от восторга , аплодировали и руками, и ногами, крича что это ШЕДЕВР!!!
Спектакль номинировали на «Золотой софит».
Но, как известно , критики не покупают билеты в театры, а простые зрители, от кого на самом деле зависит успех спектакля , почему-то не охотно покупали билеты на этот «шедевр» . Продажи были плохие, зал не заполнялся. Постоянно на «Одиссею» проводились акции, билеты предлагали за полцены. А народ всё равно не шёл. И «Одиссей » в конце концов был снят с репертуара.
А написала я это всё к тому, чтобы сказать:
собрались идти на спектакль , будьте осторожны! Посмотрите фотографии, почитайте отзывы, узнайте фамилию режиссёра! Чтобы не было мучительно больно за потраченное время и деньги !
И ещё хочу спросить- а вы «попадали» на подобные постановки ? Какие были впечатления?
Благодарю за внимание !
Если вам понравилось , отметьте пожалуйста 👍, это помогает продвижению канала .
До новой встречи !
Вероника.
Зритель с берегов Невы .