Найти в Дзене

Как я в театр сходила и что там увидела

Оглавление

Одиссей-Тарас Бибич фото из открытых источников
Одиссей-Тарас Бибич фото из открытых источников

«Одиссея» в театре «Балтийский дом».

Эта история произошла два года назад. Посмотрев спектакль «Одиссея», я тогда наконец-то прочувствовала , что такое современная театральная режиссура.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Люблю Древнюю Грецию и всё, связанное с античностью. И когда узнала о постановке спектакля по самому Гомеру , решила пойти. Фамилия режиссёра ( Андрей Прикотенко) пока не отпугивала,.имя главного исполнителя (Тарас Бибич) привлекало ,фотографии с премьеры разжигали любопытство.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Хотя я конечно понимала, что к подобному зрелищу нужно подготовиться. Освежила в памяти основные сюжетные линии, вспомнила героев, почитала про спектакль статьи и отзывы. Короче,

готовилась к походу в театр, как греки к Троянской войне.

И ещё на эту авантюру «подбила» одного знакомого, т.к. моя подруга , с которой мы посещаем театры , идти на такое отказалась категорически.

В выходной день отправились мы на встречу с прекрасным.

Анонс спектакля на сайте заманчиво обещал :

«Эта постановка является абсолютно оригинальной и уникальной версией той самой «Одиссеи» Гомера.

Нам есть, чем вас удивить: переосмыслив знаменитую поэму, режиссер Андрей Прикотенко открывает зрителю другую точку зрения на мир античных богов, мифических чудовищ и загадочных нимф. В главной роли — лауреат премий «Золотой софит» и «Золотая маска» Тарас Бибич!»

Мы были заинтригованы и устроились в 5 ряду, предвкушая удовольствие . Правда удивило то, что на новом спектакле не было аншлага! Мы со своих недорогих боковых мест спокойно пересели в центр.

А теперь я опишу простыми словами, что увидели наши глаза обычных зрителей:

Итак:

Над сценой натянут золотой полог, провисая он напоминал парус. Внизу наклонный помост с множеством люков. Чёрное зеркало сцены. Пустое пространство.

Первые минут двадцать человеческой речи не было. Спектакль начался с того, что с левой стороны вышла девушка в красном платье и чёрных армейских ботинках и стала протирать верёвочку, протянутую через всю авансцену .Дошла до середины и начала эту верёвочку дёргать. Распаляясь и дёргая всё сильнее и сильнее. Наконец дерганув и натянув её изо всей силы , она быстренько скинула с себя платье, оставшись, слава богу в исподнем, а не без него, приладила одежонку к верёвочке и с воплем отпустила. Потом посыпала сцену красными лепестками, опять накинула платье и медленно удалилась.

Начало спектакля фото из открытых источников
Начало спектакля фото из открытых источников

Тут же из глубины сцены прикатила на велосипеде некая мадам в золотой маске и чёрном трико. Издавая нечленораздельные вопли она начала акробатические упражнения с велосипедом. Чего она с ним только не делала! Ложилась на него и под него, таскала на спине, крутила педали вниз головой. Очень жалко было актрису! Велосипед то тяжёлый! А она ещё совершала эротические телодвижения при этом! Под конец , провопив как- то особенно горестно, мадам укатила.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Впрочем, она периодически появлялась ,всё также оглашая сцену воплями.(Это была Эос, богиня утренней зари, об этом я прочла после, сама бы ни за что не догадалась!))

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

В продолжении действа открылся люк и из него вылез мокрый аквалангист в маске,в ластах, с утопленником на руках. Вылез, постоял и пошлёпал восвояси. Впоследствии оказалось, что это был Посейдон. За ним появились другие аквалангисты, тоже в масках,но уже без ласт. Они встали по бокам авансцены взяли чёрный резиновый шланг и начали изо всех сил лупить им об пол. Типа волны .А из центрального люка показались наконец головы Одиссея со товарищи. Показались и исчезли , а на заднем плане выскочил некий, обтянутый пленкой объект и стиральная машина . Это был Троянский конь, потому что через люк в него стали залезать и набиваться актёры, вплотную, в несусветных позах, напоминая вагон метро в час пик. )

Им было очень тесно и с рёвом они стали разрывать плёнку и вываливаться наружу. Когда все вылезли, начали раздеваться.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Оставшись в одних трусах телесного цвета, свою форму «милитари» они закинули в стиралку. Затем та с грохотом упала и исчезла. (Она ещё пару раз появлялась по ходу действия и герои закидывали туда очередные шмотки , а напоследок и себя, из чего мы сделали вывод, что стиральная машина- это некий символ перехода из земного мира в потусторонний)

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

 Тут Одиссей слово молвил. Говорил в основном он и мифические персонажи. Вернее они не говорили , а читали монологи, отдаленно напоминающие текст Гомера. И весь спектакль был чередованием квестов- «угадай кто я» и монологов минут на 5.

Кто это? Сцена из спектакля Одиссея фото из открытых источников
Кто это? Сцена из спектакля Одиссея фото из открытых источников

Спектакль шёл три часа с антрактом, после которого народу в зале поубавилось. Но мы решили остаться и ничего не пропустить из этого зрелища!

Продолжаем плыть фото из открытых источников
Продолжаем плыть фото из открытых источников

Действие продолжилось в том же духе. Показывали «весёлые картинки», разнообразные плоды неуёмной режиссерской фантазии а мы пытались понять - вот эти карлики в белых балетных пачках и масках для плавания,, это кто? И что за богиня завывает и визжит, и бьется, словно в эпилепсии?

??? Сцена из спектакля фото из открытых источников
??? Сцена из спектакля фото из открытых источников

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Мы уяснили , что главное средство художественной выразительности у Прикотенко, это полиэтиленовая плёнка! В неё заматывали героев, её раскатывали по сцене. Нужна , например, буря. Вышли аквалангисты с рулонами плёнки белого и голубого цвета .Раскатали их по полу. Привязали Одиссея за одну ногу и за руки веревками, распылили на пленку воду с автоматических разбрызгивателей на просцениуме и ну таскать несчастного Бибича, волоча , швыряя и телепая по всей сцене туда, обратно, минут десять! Мы смотрели на это и думали, как тяжёл актёрский труд! Ведь Одиссей почти голый, а вдруг заноза какая попадётся!

Шторм! Сцена из спектакля фото из открытых источников
Шторм! Сцена из спектакля фото из открытых источников

Правда в этой постановке на первом месте - хорошая физическая подготовка исполнителей. Смыслы и актёрские таланты затмеваются нагромождением режиссерских находок, одной из которых стало ползанье героев по сцене и плевание водой . В «Одиссее» ползают и плюются все!

А когда фантазия иссякала, полиэтилен и ползанье были бессильны,нам просто рассказывали, что будет происходить дальше.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Про Сирен, то вереща, то завывая , поведала некая дева с трубой на голове, про циклопа Полифема сам Одиссей. Их воочию мы не увидели. Но нам показали Сциллу в виде больших белых гофрированных труб. Внутри извивались пожранные чудовищем спутники Одиссея. И в конце концов исчезли в зеве стиральной машины. 

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Смысл этого всего мы поняли, он прост , главную идею, ради которой городился весь этот огород выразил уже взрослый сын Одиссея Телемах, вернувшемуся отцу. Он высказал папе в пацифистском духе, мол, хватит войны, хватит крови, я вот вырос без отца, пока ты, папа, неизвестно где таскался двадцать лет, не смей никого больше убивать и оставь в покое женихов Пенелопы.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Женихи смутили нарядами и позами в духе театра Романа Виктюка. Они же собрались вроде как свататься к женщине, а не для иных удовольствий!

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

А закончилось всё ничем! Надел Одиссей себе на голову рогатый череп и ушёл. А в финале он и команда гребцов поплыли дальше.

Сцена из спектакля фото из открытых источников
Сцена из спектакля фото из открытых источников

Нам было и смешно, и грустно . Мой друг , придя в себя от увиденного , сказал-

« а представь, если человек впервые придёт в театр! Он же никогда после этого больше не пойдёт в него!»

Увы! Это так!

Напоследок добавлю, что спектакль «Одиссея» долго не просуществовал, несмотря на то, что театральные критики были от него на седьмом небе от восторга , аплодировали и руками, и ногами, крича что это ШЕДЕВР!!!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Спектакль номинировали на «Золотой софит».

Но, как известно , критики не покупают билеты в театры, а простые зрители, от кого на самом деле зависит успех спектакля , почему-то не охотно покупали билеты на этот «шедевр» . Продажи были плохие, зал не заполнялся. Постоянно на «Одиссею» проводились акции, билеты предлагали за полцены. А народ всё равно не шёл. И «Одиссей » в конце концов был снят с репертуара.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А написала я это всё к тому, чтобы сказать:

собрались идти на спектакль , будьте осторожны! Посмотрите фотографии, почитайте отзывы, узнайте фамилию режиссёра! Чтобы не было мучительно больно за потраченное время и деньги !

И ещё хочу спросить- а вы «попадали» на подобные постановки ? Какие были впечатления?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Благодарю за внимание !

Если вам понравилось , отметьте пожалуйста 👍, это помогает продвижению канала .

До новой встречи !

Вероника.

Зритель с берегов Невы .

Театры
6771 интересуется