Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Почему жизнь в средневековом замке была крайне далёкой от романтики

Во многих литературных произведениях, да и в большинстве произведений киноиндустрии жизнь обитателей старинных замков преподносится как нечто исключительно прекрасное и романтичное. Так, что героям этих книг и фильмов можно только позавидовать. Ещё бы! В их полном распоряжении не крохотная квартирка и даже не частный дом, а огромный каменный замок, украшенный башенками, балконами и арками.

Средневековый замок. Арт, созданный с помощью нейросети Kandinsky 3.1 и дополнительно обработанный автором публикации в фоторедакторе.
Средневековый замок. Арт, созданный с помощью нейросети Kandinsky 3.1 и дополнительно обработанный автором публикации в фоторедакторе.

Они могут проводить долгие зимние вечера сидя у зажжённого камина, любуясь отблесками пламени на стенах и слушая треск горящих поленьев. А в тёплое время года прогуливаться по крепостным стенам и любоваться живописным рвом, окружающим замок и открывающимся за ним прекрасными видами на сельские ландшафты. Но, на самом деле, владельцам средневековых замков незачем завидовать. Скорее, наоборот, им можно было только посочувствовать. И вот почему.

Если на заре Средневековья, когда климат в Европе был более мягким, знатные люди и могли себе позволить строить замки с высокими сводчатыми окнами, то по мере того, как климат становился всё более и более суровым, окна в средневековых замках становились всё ниже и уже.

Эта тенденция началась где-то в середине тринадцатого века и продержалась пару столетий - до тех пор, пока на смену замкам не пришла мода на загородные особняки.

Ну, а чем меньше и уже окошки - тем меньше света они пропускают. К тому же и искусство стеклоделия в ту эпоху было, прямо скажем, не на высоте. Оконные стёкла даже высокого для своего времени качества были толстыми и мутными, света они пропускали немного из-за чего в помещениях всегда царил полумрак.

Но даже и такие "несовершенные" оконные стёкла могли себе позволить только очень состоятельные господа. А вот рыцарям и дамам рангом попроще, приходилось обходиться вообще без них. Вместо стёкол окна затягивали кожей, пергаментом или же закрывали меховыми "шторами".

Понятно, что такая замена и от холода защищала плохо, и свет в помещение практически не пропускала. Но знатные сеньоры - они, ведь, не кошки, в темноте сидеть не станут. Так чем же освещались залы, комнаты и коридоры в средневековых замках, если электрических и светодиодных ламп в то время не было и в помине?

А освещались они факелами, лучинами и масляными лампами. Свечи были слишком дорогими и потому использовались редко. Как говорится, раз в год по большим праздникам.

"Повседневные" же осветительные приборы эпохи Средневековья обладали целым рядом недостатков, главным из которых было то, что все они давали мало света и при этом нещадно чадили.

Чадили настолько сильно, что уже очень скоро ковры и мебель оказывались покрытыми слоем копоти. В воздухе постоянно витал прогорклый запах, что отнюдь не придавало обстановке романтичности.

И уж совсем убивало на корню всякую романтичность то, что в средневековых замках было ужасно холодно и сыро. Камины строились только на первом этаже, да и те прогревали не весь огромный зал, а только малую его часть - всего-то несколько метров.

На пол, конечно, стелились ковры и меха - тут авторы исторических романов и сценаристы фильмов про Средневековье нам не соврали. Только вот, толку от этих самых ковров и звериных шкур, лежавших на полу, было немного.

Они нисколько не защищали людей от холодных каменных плит, которыми был вымощен пол. Вот почему даже устраиваясь у камина, где было хотя бы относительно тепло, владелец замка, его родственники и гости обязательно подставляли под ноги скамеечки, которые хоть как-то защищали их от холода.

Но как же отапливались те помещения, где каминов не было вовсе? Скажем, спальни и детские, которые обычно располагались на верхних этажах замка?

Для этой цели использовали специальные жаровни в виде металлических корзин, наполненных углем. Тепла они давали немного, да к тому же ещё и быстро остывали.

Так что приходилось прекрасным дамам и их рыцарям спать в холодных постелях в помещениях, которые по причине вечно царившего там холода запросто можно было бы использовать в качестве вытрезвителей.

И это - не говоря ещё об отсутствии канализации и водоснабжения в замке. Вместо туалета - ночной горшок или специальный балкончик-эркер, отходы из которого стекали по трубе не куда-то, а прямиком в ров, окружавший замок. Так что, как можно видеть, и в этих самых рвах ничего романтичного тоже не было. И вряд ли кому-то из средневековых дам и кавалеров пришло бы в голову любоваться "прекрасным" видом на крепостной ров.

Вместо заключения

Подведём итоги: темно, сыро, холодно, да ещё и воздух пропитан не самыми приятными "ароматами"... Какая уж тут может быть романтика?

Нет, друзья мои, жизнь в средневековом замке была далеко не той прекрасной сказкой, о которой так любят вещать со страниц книг и с киноэкранов.

Жизнь знатных людей в ту эпоху была лишь немногим лучшей чем жизнь бедняков. Во всяком случае даже в самом роскошном замке было не теплей и не светлей чем в самой скромной лачуге. Скорее уж, наоборот.

Небольшие дома крестьян и небогатых горожан обогревались и освещались куда лучше, чем огромные средневековые замки, куда больше походившие по уровню комфорта на мрачные склепы, нежели на нормальные человеческие жилища.

-2