Большинство наших соотечественников, услышав про Владимира Добрякова, пожмёт плечами: нет, не знаем.
Но если однажды его узнал, окунулся в мир его книг - всё. Уже навсегда.
Со мной именно так и было. Приехал я в деревню под Воронежем с бабушкой вместе - а мне там не нравилось, я в город хотел, в тот же Воронеж, как котёнок с улицы Лизюкова. Очень на трамваях хотел покататься (светлая им память, сейчас в Воронеже из ГЭТ только троллейбус живой).
Но в том деревенском доме было много книг. Это было то самое море, в которое я тем летом нырял и плавал до самозабвения.
И узнал двух моих любимых детских авторов воронежского происхождения - Юрия Третьякова и Владимира Добрякова.
Впрочем, Добряков не "натуральный" воронежец. А, представьте себе, москвич. И тут тоже получилось причудливо: фамилия матери писателя - Квасникова, фамилия отца - Дмитриенко. А Добряков тогда откуда? Нет, не псевдоним - это от первого мужа мамы. И, как оказалось, - "неродная" фамилия стала родной и ох как повлияла на судьбу.
Причудлива и биография с географией. С началом войны - на Орловщину, работа на строительстве оборонительных сооружений. Потом, вместе с авиазаводом - в Куйбышев. Да, да, в моём родном городе работал будущий большой детский писатель. Может быть, даже вместе с моими бабушкой и дедушкой, они тоже с воронежских краёв. Жалко, спросить сейчас не у кого...
После войны Добряков с мамой не смогли вернуться в Москву - квартира оказалась занята. Поехали во Львов. Именно там, с 1949 года Владимир Андреевич и начал свою литературную деятельность. Даже университет не закончил - настолько сильно захватил его писательский труд. Тем более, благословил его на это сам Ярослав Галан - мужественный человек, писатель, антифашист. В октябре 1949 года Галан был убит националистами. Эта смерть потрясла Добрякова. Он осознал, насколько это важно, ответственно - быть человеком слова. И что большой писатель - это и воин, и врач, и священник, и инженер. А ещё - одновременно и открытый ребёнок, и мудрый взрослый, если речь идёт о детской литературе.
Да, руками сейчас книги Добрякова потрогать не могу. Но в интернете всё доступно. "Король живёт в интернате" - уже во взрослом возрасте я перечитал эту повесть не менее 10 раз. Ещё и несколько детских программ сделал по этой книге, познакомил ребят с новым и интересным автором. И "Приключения послушного Владика". Совсем недавно - впервые прочитал: "Вредитель Витька Черенок" и "Тайна жёлтой бутылки". 2 повести за 1 один день, на одном дыхании!
После его книг как будто в душе что-то переворачивается. Даже у меня, взрослого человека. Даже если не первый раз его книгу читаешь. Даже если там про уже далёкое советское прошлое - и нет сейчас того коллективизма, красных галстуков; и уже не позорно что-то продавать, выращенное или сделанное самим (почитайте повесть "Зуб мамонта"). А всё равно - цепляют повести Добрякова. И они про нас с вами, нынешних. Дружба, любовь, поддержка, человеческая чистота и человеческая же грязь - никуда это не ушло.
Как никуда не делись и злодеи, стремящие любой ценой нажиться. Наделённые "чёрной" силой, стремящиеся подняться за счёт того, что подминают под себя других. Тех, кто послабее, кого можно взять на испуг или на какую-то слабость. Зубей, братья Шмаковы, Гвоздь, Васята, Лёнька Красная Рука - и в советское время такие типажи встречались. Или такие, как Диана Котова, Евгения Константиновна - вроде бы красивые, интересные, а внутри хищные и циничные. И не сразу, ох не сразу у добряковских героев спадает с глаз пелена. Порой ценою сомнений, мучений, а то и едва ли не ценою жизни (как в повести "Король живёт в интернате") хорошие, но где-то запутавшиеся ребята вроде Андрея Королёва, Дмитрия Шашаева, Витьки Черенка, "послушного" Владика или Альки Костикова понимают, что к чему. Кто настоящий друг, а кто прикинувшийся враг. И происходит это не само по себе, а с помощью настоящих людей - тоже живых, не портретных. Но настоящих, "стержневых". Взрослых и детей. Ирина Фёдоровна, Кира Павловна, Сергей Иванович, тётя Нина, Елена Сергеевна, Егорка, Наташа, Толя Лужков, Олег Шилов, Саша Козырев, Саша Полякова, Света Пащенко, Галя Гребешкова, Данута Деревянко - да, много их, настоящих. Как и вообще всё творчество Добрякова - живое и настоящее. А вовсе не прошлое.
Владимир Андреевич Добряков прожил долгую и полноценную жизнь - 83 года. До последнего дня он писал - остались фрагменты его незаконченных повестей. До последнего момента занимался с ребятами, создал городской Клуб Юных Сочинителей. 10 лет спустя после смерти писателя, в 2018 году работа клуба была восстановлена. А имя Добрякова сейчас носит одна из воронежских библиотек.
Ну и несколько цитат Владимира Андреевича - о своём творчестве:
"Да, так уж получилось: все полтора десятка моих книжек — о ребячьей жизни. Почему? И сам толком не знаю. Просто, наверное, оттого, что люблю ребят. И еще уверен: дети — самая лучшая, самая замечательная и любознательная часть человечества. Писать для них огромное удовольствие, радость, но в то же время и большая ответственность. Им непременно подавай книжку с захватывающим сюжетом, смелыми, сильными и справедливыми героями, которым хотелось бы подражать, сделать их как бы своими товарищами и друзьями на долгие годы.
И вот, когда в полной мере проникаешься этой ответственностью, то за письменный стол садишься с чувством волнения и даже некоторого страха: сумеешь ли дать читателям то, чего они ждут?.."
"Бытует выражение: хорошая, талантливая книга — это как выигранное сражение. Каждый писатель мечтает создать такое произведение, но «далеко не каждому удается это сделать. Честно признаюсь: не все книжки, на обложках которых стоит моя фамилия, удовлетворяют меня. Всегда кажется, что сделано что-то не так, можно было бы написать лучше, интереснее. И неизменно ловишь себя на мысли, что вот уж в новой книжке удастся избежать каких-то просчетов и недостатков. Видимо, это чувство неудовлетворенности своей работой сопровождает писателя постоянно. И это хорошее чувство, оно не дает автору успокоиться, зовет к новым и новым поискам. Но как бы сам ни относился к своим книжкам, они тем не менее живут уже своей, самостоятельной жизнью, отдельно от писателя, стоят на библиотечных полках, ждут своего читателя. И, видимо, делают какую-то нужную работу. И я радуюсь, когда вижу свою книжку затрепанной, с замусоленными страницами, с подклеенной обложкой. Это значит, книгу спрашивают, читают..."
И будут читать.
___________
Автор - Тимофей Михайлов (г. Самара)