Наряды из оленьей замши и меха росомахи, гравировка на клыках моржа и эскизы петроглифов – в краевой картинной галерее открылась выставка, совместная с Музейным центром «Наследие Чукотки». Из Анадыря во Владивосток прибыли творения народных мастеров и художников, очарованных Крайним Севером.
Открыть край света приглашает Приморская картинная галерея. Суровая красота Чукотки давно вдохновляет художников: северное сияние и белые ночи, просторы тундры и горные хребты, снега, не тающие 9 месяцев в году и разноцветье короткого лета ...
Дарья Отлетова, зритель: «Я на Чукотке никогда не была, только видела фотографии какие-то, на самом деле если посмотреть на картины, на экспонаты, которые представлены. Очень красиво! Очень красиво, мне очень нравится».
Художник Игорь Обухов показывает китайскому коллеге полотно мэтра приморского искусства Кирилла Ивановича Шебеко. Вихрь оленьего стада, бегущего по осенней огненно-рыжей тундре, завораживает.
Игорь Обухов, художник: «Что самое главное — это эстетическое, интеллектуальная составляющая и эмоциональная. Картина работает и работает не зависимо от времени, от страны».
Самые яркие экспонаты выставки – это одежда и предметы быта, выполненные из шкур животных. Тех, что давали коренным жителям Чукотки пищу и тепло.
Вот ковер 60-70- гг он выполнен из шкур разных видов нерп и оленьих шкур. А этот коврик из оленьей замши и отделан мехом росомахи.
Мех росомахи особо ценился у чукчей - на морозе он не покрывался инеем. Поэтому им отделывали капюшон верхней одежды, сшитой шкур оленей.
Екатерина Верещагина, куратор выставки, научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи: «Эта одежда уникальна. Она помогала выживать эскимоско-чукотским племенам на протяжении тысячи лет и выживать успешно. Она настолько эргономична и настолько удобна, что помогала людям сохранять здоровье и выглядеть красиво. Они брали подшейный с гривы оленя длинный волос, укладывали в толстую выразительную нить и обшивали тем же самым волосом».
Резьба по кости моржа и ее гравировка – еще один чукотский эксклюзив. Чтобы быть готовым к обработке, клык моржа должен пролежать в темноте 4 года.
Каждый гравированный моржовый клык — это целая летопись, рассказывающая сюжет наиболее популярных и любимых в народе сказок.
На берегах реки Пегтымель есть уникальный археологический памятник — петроглифы. Наскальным рисункам тысячи лет. Как древние люди в лодках охотились на китов, караулили оленей, переплывающих реку — мы можем увидеть благодаря картинам художника Игоря Дония.
Екатерина Верещагина, куратор выставки, научный сотрудник Приморской государственной картинной галереи: «Мы видим, что здесь изображены их боги- люди-мухоморы, которые приходили к ним во время шаманских камланий, трансов, когда они употребляли в пищу кусочки грибов».
Какие портреты можно вырезать из межпозвоночного диска кита, сколько жен было у шамана и из чего сделан праздничный бубен — расскажет выставка «Чукотка известная и неизвестная», в Приморской картинной галерее на Алеутской.
Оксана Данилюк, Егор Тузов, «Вести. Приморье».