В прошедшем августе, года 2024, моя старшая дочь Алисия приняла участие в третьей (международной) смене летней математической школе Math Cool. В школе приняли участие дети из ОАЭ, Германии, Венгрии, Испании, Израиля, Грузии, Бразилии и России. В галерее я публикую наш с Алисией отзыв/разбор о летней школе. Если вам не заходят лонгриды, то спойлер: все понравилось, хотим продалжать заниматься с MathCool
Почему Летняя Школа?
Это у нас теперь наследственное… или династическое. В 1998 году, после посещения зимней физмат школы при ТГУ меня пригасили на летнюю смену. Встреча с довольно неординарными людьми разных возрастов на десятилетие определило траекторию моей жизни (и, как ни странно, моих школьных и физмат школьных друзей). Поэтому когда я получил приглашение в MathCool, судьба Алисии была решена:)
Почему Летняя Школа по математике?
Возьмем за постулат, что родители стараются дать своим детям хорошее образование. Правда, что такое хорошее образование это сложный вопрос. Для меня лично это точно не умение получить хорошие оценки в школе и на ЕГЭ. За ориентир можно взять овладение Семью свобо́дными иску́сствами. А математика занимает 2/7 этого классического curriculum. Но, на мой вкус, на уроках математики в обычной школе совсем нет математики (гипербола). И от летней школы я ждал, что Алисии покажут, что это за зверь такой - математика. И, в принципе, все - на этом ожидания заканчивались. Если понравится, то дальше дело техники;)
Распорядок дня.
Алисия проживала в отеле с другими ребятами. С утра, после подъема дети организованно топали в школу в сопровождении старших преподавателей, наслаждаясь свежестью утреннего воздуха приморского городка. Зарядка, линейка, завтрак и в 10-00 начинались утренние занятия.
В 13-30 был перерыв на обед и большая перемена, после которой время выделялось на спецкурсы. В 16-00 полдник и сборы на пляж. Купание в Черном море и возвращение к ужину. После ужина неучебные мероприятия - конкурсы, викторины, настольные игры или спортивные игры. В 22-00 (22-30) отбой.
Учеба.
В школе было 4 возрастных группы (воздушные 2-3 класс, водянные 4-6 класс, огненные 7-8, землянные 9-10). Школьников ожидало (примерно) 30 занятий по математике и 30 занятий по спецкурсам (математика/программирование).
Приятно удивило тактичное и внимательное отношение преподавателей к ученикам с различным уровнем математических способностей. Занятия ведутся в небольших группах, и после объяснения теоретического материала, демонстрации примеров, ребята начинают решать и сдавать задачи. Процесс сдачи проходит индивидуально, и вот этот процесс когда школьники рассказывают как они решили (часто неправильно?) задачу и есть ключевой момент в обучении, на мой взгляд.
Результаты каждого ученика по каждой задаче фиксируются в табличке. Табличка с результатами (плюсник) это ориентир для преподавателей, кто и насколько включен в процесс обучения. Для меня такая система была в новинку, но Аскар Флоридович сказал что это более ли менее стандарт в математических школах и кружках Москвы. Очень необычно было видеть ребят из старшей группы, решающими задачки на пляже. Совсем не по бразильски:)
Алисия об учебе.
На математике мне было сложно. Приходилось думать. Нам рассказывали теорию, объясняли одну задачу, а другие задачи нужно было решать самим - и каким способом их решать не рассказывали. На программировании все было очень круто, мы рисовали с помощью команд python. В свободное время я садилась за ноут и улучшала свои программы.
Мой комментарий.
В принипе, мои ожидания были перевыполнены. Возвращаясь с пляжа, я обсуждал с Алисией сложные задачки, и было видно пробуждение математического мышления.
Пример задачки, которую мы обсуждали.
Два игрока играют в игру - на столе две кучки по 20 конфет. Ходят игроки поочереди и за один ход можно взять любое число конфет из одной кучки. Побеждаете тот, кто возьмет последнюю конфету. У кого из игроков есть выигрышная стратегия? Вот уже и математику показали на такой простой задачке. А дальше дети должны решить более сложные варианты: на столе три кучки по 20 конфет, четыре кучки по 20 конфет, 5 кучек…
Отзыв преподавателей об Алисии.
Алисия неплохо себя показала на занятиях, хотя ей было непросто. Из-за непривычности заданий и формата еще иногда решала совсем не самое простое. Опишу подробнее.
Каждое занятие (листок) обычно имеет ступенчатую структуру: в начале задачи полегче, дальше сложность возрастает. В задачах в конце могут использоваться предыдущие задачи и сложность сильно выше, чем в начале. Поэтому стоит решать листок поступательно или примерно придерживаться порядка, потому что иначе сложность задач может слишком резко вырасти и получаться будет хуже, да и ощущения разгона и успеха нет. Так вот, Алисия далеко не всегда придерживалась этих советов и, когда ей аккуратно педагоги это советовали, все равно предпочитала нередко решать задачи, просто которые приглянулись :) Из плюсов: ее подход у нее тоже все-таки работал и нередко получалось немного пропустить, но добить задачу попозже, показавшуюся интересной. Но это повышало сложность ее занятий и было для нее не очень хорошо :) Но то все нестрашно, главное, что видно, что занятия пошли впрок.
Мой комментарий.
Сравнивая со своим первым опытом в ЛФМШ, первый год я вообще ничего сам не решал. К тому же решения на скорость не мой конек. Думаю медленно и долго. Так что тот факт, что с каждого листочка Алисия сдала минимум по две задачи меня приводит в восторг - думаю это во многом заслуга преподавателей школы. Для моего плана приобщения Алисии к миру математики хватило бы и пары красивых задачек за две недели.
А как же отдых на каникулах?
Резонно, ведь учебная нагрузка утомяет детей и им бы отдохнуть летом. К счастью, в школе на море есть свои плюсы. Почти каждый день дети купались, больше всего им нравились деньки с шумно бурлящими волнами, в противовес старшему населеную школы. Вечером все общались на играх - любимые игры Мафия, Сет, Mind. Через день проходили разные конкурсы и викторины.
Все было гладко?
Сложности были. Все таки, школа проходила в городе, и это в первый день создало трудности с логистикой, но математики уже на второй день адаптировались. Несколько детей заболело на второй неделе. К счастью, выздоровели за пару дней. У основной группы в день вылета задержали самолет часов на 10. Команда школы, в свою очередь, успешно справилась со всеми неожиданными препятствиями и сложностями.
Что же дальше?
За летнюю смену школьники из разных стран познакомились и подружились. Получится ли у них в какой-то мере сохранить эту дружбу? Все таки это не томская ЛФМШ, где максимальное расстояние между школьниками не превышало диаметра Томской области, а после многие встретились в ВУЗах.
На учебный год школа MathCool переходит в онлайн формат. Не рассказал я про преподавателей, их опыт, background и т.д., но эту информацию легко найти на официальном сайте или в телеграмм канале - где вообще много полезной информации для тех кто интересуется обучением в математических кружках. Во время каникул планируются осенние, зимние смены в подмосковье. А мы конечно ждем летней международной смены MathCool.
Резюме.
Ника, младшая дочь, по возрасту не проходящая не то что в летнюю, но и в обычную школу, частенько присутствовала на переменах, играх, (освоив MIND и SET) и пляже, проникнувшись духом мероприятия. Мы спросили ее, в предверии учебного года, хочет ли она в садик - НЕТ, хочет ли в школу - НЕТ… я хочу в физматшколу:)
В свою очередь у меня вопрос - кто-то из читателей бывал на летних специализированных сменах (физмат школы, программирование, театральные смены, спортивные)? Какие у вас остались впечатления?
PS. Хотел к отзыву добавить фотографии, но они как-то неудачно разбивали текст. Если вам, дорогие читатели, интересно - пишите в комментариях. Загружу отдельно в галерею.