Найти в Дзене

Автозаправки в виде НЛО в Советском Союзе: зачем их строили, и почему сегодня их нет

Киев, 1979-й год. Если бы не марки и номера автомобилей, представить подобный футуристический пейзаж в обычной советской городской застройке довольно трудно. На самом деле данный объект далеко не единичный в Союзе тех лет. Где, когда и зачем строили автозаправочные станции в виде «летающих тарелок»? И почему сегодня российские автолюбители из не видят? На Московскую Олимпиаду 1980 года ожидался огромный наплав туристов, и прежде всего из богатых капиталистических стран. Кроме традиционной икры, матрешек и русских медведей, их нужно было удивлять чем-то технологическим. И наши инженеры подсмотрели идею в Японии. Именно там придумали подобные АЗС, только формы навесных конструкций были разными. В СССР почему-то выбрали дизайн летающей тарелки. Отсюда и название таких автозаправок в СССР – «японки». Кстати, в Стране восходящего солнца подобные сооружения строились ради одной практичной цели – уменьшить площадь заправочных станций, земля безумно дорогая. В нашей стране на первое место выше

Киев, 1979-й год. Если бы не марки и номера автомобилей, представить подобный футуристический пейзаж в обычной советской городской застройке довольно трудно. На самом деле данный объект далеко не единичный в Союзе тех лет.

Где, когда и зачем строили автозаправочные станции в виде «летающих тарелок»? И почему сегодня российские автолюбители из не видят?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

На Московскую Олимпиаду 1980 года ожидался огромный наплав туристов, и прежде всего из богатых капиталистических стран. Кроме традиционной икры, матрешек и русских медведей, их нужно было удивлять чем-то технологическим. И наши инженеры подсмотрели идею в Японии. Именно там придумали подобные АЗС, только формы навесных конструкций были разными. В СССР почему-то выбрали дизайн летающей тарелки.

Отсюда и название таких автозаправок в СССР – «японки». Кстати, в Стране восходящего солнца подобные сооружения строились ради одной практичной цели – уменьшить площадь заправочных станций, земля безумно дорогая. В нашей стране на первое место вышел привлекательный вид.

Киев, 1980 г. Фото из открытых источников
Киев, 1980 г. Фото из открытых источников

На самом деле ничего необычного в «небесных АЗС» нет. Наоборот, они даже удобнее для автомобилистов, так как нет необходимости подъезжать к колонке с определенной стороны. Шланг спускался так, как было удобно водителю.

Водитель оплачивал топливо на земле, оператор в кассе нажимал кнопку и вниз направлялся пистолет с выбранной маркой топлива. Наверху, в «летающих тарелках», никто не сидел.

Такие автозаправочные станции были построены в единичных экземплярах в Москве, в Киеве (здесь были, как минимум две), Куйбышеве, а также на трассах западной части Советского Союза, где ожидался проезд зарубежных автовладельцев, спешащих на Олимпиаду.

Далеко не все АЗС без наземных колонок были внешне одинаковыми. В Москве, например, от фантастических наверший отказались.

Москва, 80-е гг. Фото из открытых источников
Москва, 80-е гг. Фото из открытых источников

После спортивного состязания заправки в виде НЛО сохранились, но дизайн популярным так и не стал. Во-первых, русская душа оказалась непривычна к столь радикальным дизайнерским решениям, а во-вторых, возникла проблема пожарной безопасности – бензин постоянно капал из висевших пистолетов. Причем, в Японии ничего не вытекало, а вот шланги с советских заводов страдали качеством.

В России АЗС в виде НЛО не пережили 90-е, а вот в Киеве они стояли вплоть до недавнего времени. Правда, никто уже пистолеты сверху не спускал, на земле давно установили обычные колонки.

Киев, 2010-е гг. Фото из открытых источников
Киев, 2010-е гг. Фото из открытых источников

Кто помнит такие конструкции?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: