Найти тему
WorkTruck

Разобрали диск сцепления в нашей лаборатории, рассказываем

Приветствуем, друзья! В прошлой статье мы рассказали, на что обратить внимание при выборе диска сцепления, бывшего в употреблении, как оценить его пригодность и рабочий ресурс.

Напомним, что визуально диск сцепления на разборке вы можете выбрать по его толщине (у нового диска толщина 10,6 мм, у б/ушного допускается не менее семи), или посмотреть, не стёрты ли на нем специальные полоски.

В своей лаборатории мы пошли ещё дальше: полностью разобрали диск для вас. Расскажем, из чего он состоит, вплоть до мелочей – пружин, стопорного кольца, шайб, фрикциона и прочего.

Диск сцепления – конструктивно сложная деталь. Именно на диск ложится основная задача по передаче крутящего момента между маховиком двигателя и первичным валом коробки передач. Он в большей степени ответственен за функцию гашения инерционных и крутильных колебаний и предохраняет трансмиссию от повреждения такими колебаниями.

Для того, чтобы полностью разобрать диск сцепления, нам понадобилось немало инструмента: отвёртки, молоток, трещотка, пассатижи, шуруповёрт со сверлом и прочее.

Действуем поэтапно: демонстрируем сам диск, затем – высверливаем все клёпки – не меньше пятидесяти. Так и добрались до фрикциона.

Фрикцион - это элемент сцепления, предназначенный для включения и выключения передачи крутящего момента. Он представляет собой стальной диск, на который нанесена специальная фрикционная накладка.

Существует три основных типа фрикционных накладок: тканевые, навивные и формованные, и каждый из них предназначен для определенных типов нагрузок. Логично, что при более высокой нагрузке на автомобиль требуется использовать более дорогие и прочные накладки.

Фрикцион взаимодействует со стальными дисками: при сжатии к ним, он соединяет два вращающихся вала. Фрикционы устанавливаются в специальный барабан, который также называется корзиной сцепления.

Этот барабан имеет два состояния: "рабочее" - когда фрикционные накладки сцеплены с дисками через поршень, и "свободное" - когда между ними остается небольшой рабочий зазор с маслом, и сцепление не активно. В таком разомкнутом состоянии фрикционные накладки могут вращаться с разными скоростями относительно стальных дисков.

Повернув диск сцепления, мы можем увидеть его изношенную рабочую поверхность, что делает его отличным образцом для проведения различных экспериментов.

Последовательно извлекаем стопорное кольцо, которое предназначено для ограничения осевого перемещения. Кольцо обычно выполнено из упругой пружинистой стали и имеет узкий разрез, который постепенно расширяется в округлые плоскости, что хорошо заметно.

Далее следуют фрикционная шайба, шлицевое соединение в сборе и демпфирующая шайба нейтральной передачи. Последняя, как следует из названия, отвечает за активацию нейтральной передачи, которая позволяет передавать крутящий момент от двигателя к колесам.

Углубляемся в разбор диска ещё дальше, разбираем, получили такие отдельные составляющие сцепления: пружина, монтажная пластина, демпфирующая резиновая шайба, регулировочная шайба, проставка, демпферные пружины, промежуточный диск в сборе, ступица диска, пластинчатая волнистая пружина.

Мы об этом говорили: если взять в руки диск сцепления и потрясти его, все перечисленные пружины должны «зазвучать». Они предназначены для того, чтобы поглощать трансмиссионные удары, возникающие, если резко бросить сцепление. Так что в выбираемом диске они должны быть в порядке, сами понимаете.

Всё, разобрали полностью. Если решите, что вам нужен диск сцепления посвежее, у нас всегда в наличии, обращайтесь!

Запчасти Scania Компания WorkTruck