Найти в Дзене

Как преодолеть мысленный тупик. Часть 2. Секреты озарений - пробуем на практике

Озарение - это поразительное явление. В мозге происходит всплеск активности в гамма-диапазоне. Это самый быстрый мозговой ритм, когда целая группа нейронов срабатывает в унисон 40 раз в секунду. Во время гамма-активности мозга его различные зоны общаются между собой. К слову, в состоянии глубокой медитации также фиксируется активность в гамма-диапазоне. Дэвид Рок (исследователь и специалист в области работы мозга, один из основателей «Института нейролидерства» и Саммита по нейролидерству) разработал модель ARIA. Эта аббревиатура означает осознанность (Awareness), рефлексию (Reflection), озарение (Insight) и действие (Action). Осознанность –мозг фокусируем на имеющейся проблеме, которую нужно решить. Очень хороший способ - это описать ее по возможности кратко. Рефлексия - удерживаем проблему в сознании. При этом не думаем о самой проблеме. Надо размышлять о самом процессе мышления. Цель этих действий – увидеть проблему с некоторого расстояния. Озарение - это внутреннее волшебство, мен
Оглавление

Озарение - это поразительное явление. В мозге происходит всплеск активности в гамма-диапазоне. Это самый быстрый мозговой ритм, когда целая группа нейронов срабатывает в унисон 40 раз в секунду. Во время гамма-активности мозга его различные зоны общаются между собой. К слову, в состоянии глубокой медитации также фиксируется активность в гамма-диапазоне.

Итак, Как же создать условия для озарения?

  1. Нужно выключить «болтовню» в голове, освободить мозг от прочих мыслей. Попытки разрешить ситуацию логическим путем будут только мешать озарению.
  2. Включаем подсознание. Нужно позволить ему решить поставленную задачу. Для этого уйти с «наезженного пути». То есть мысленно отключить прокручивание имеющегося опыта, очевидные ответы.
  3. После этого лучший вариант – проветрить голову: погулять в парке, заняться спортивными упражнениями. Озарение может прийти в бассейне или в душе. Вы расслабляетесь, отвлекаетесь от проблемы. Ослабевает контроль сознания над мыслями. И подсознание дает нужный ответ. Происходит озарение.
  4. Если нет возможности или времени на прогулки, можно просто переключить внимание на что-то другое: посмотреть в окно, поразгадывать кроссворд.
  5. Иногда простой и правильный ответ могут подсказать посторонние люди. Или те, кто немного в курсе проблемы. Можно обрисовать им ситуацию и спросить мнение. Иногда «взгляд со стороны» бывает очень полезным. Их мозг не загружен стандартными вариантами ответов. И подход, на первый взгляд, не компетентного человека, может оказаться очень интересным.
  6. Наиболее часто появляются озарения у тех, кто умеет наблюдать за собственным мыслительным процессом. Они могут усилием воли успокоить свое сознание. Так создаются условия для инсайтов-озарений.
-2

Модель ARIA

Дэвид Рок (исследователь и специалист в области работы мозга, один из основателей «Института нейролидерства» и Саммита по нейролидерству) разработал модель ARIA. Эта аббревиатура означает осознанность (Awareness), рефлексию (Reflection), озарение (Insight) и действие (Action).

Осознанность –мозг фокусируем на имеющейся проблеме, которую нужно решить. Очень хороший способ - это описать ее по возможности кратко.

Рефлексия - удерживаем проблему в сознании. При этом не думаем о самой проблеме. Надо размышлять о самом процессе мышления. Цель этих действий – увидеть проблему с некоторого расстояния.

Озарение - это внутреннее волшебство, меняющее все вокруг. Это другой взгляд на реальность! В момент озарения идет всплеск адреналина и дофамина. Во время озарения происходит прилив энергии. Лицо сияет от радости. Голос меняется настолько, что это слышно очень четко даже в телефонном разговоре.

Действия – это фаза использования энергии, которая возникла при озарении. Она быстро проходит, ее нужно успеть использовать: высказываться, записывать, совершать нужные манипуляции, действия.

Модель ARIA дает шанс генерировать озарения для решения нужных вопросов. Конечно, для этого нужна практика. Полностью управлять или взять под контроль озарения, конечно, не возможно. Но модель указывает путь встречи с ними.

Некоторые современные прогрессивные компании применяют открытия нейропсихологии для повышения качества работы сотрудников. Рабочая обстановка в них непринужденная. Есть уголки отдыха. Например, Google разрешает работникам и повеселиться, и поиграть. Люди, занятые умственным трудом, нуждаются в таких перерывах. Их мысли переключаются. А потом эффективность работы возрастает.

На основании исследования процессов озарения можно говорить о совершенно новом подходе к образованию. Школьная и ВУЗовская система обучения построена на процессах познания, развития общего интеллекта. Об осознанном мышлении речь не идет. Есть дети и взрослые, которые в силу своего дарования могут находить нестандартные решения поставленных вопросов. Но таких талантов мало. А ведь их можно растить в будущем!

И если вы попробовали применить все прочитанное здесь на практике, то, возможно, нашли ответы на задачки из Первой части.

Общее слово для группы «суп», «стрелять» и «земля» – слово «лук». Потому что есть луковый суп, из лука можно стрелять, растет лук в земле.

Для слов «лист», «варенье», «карман» ответом будет слово «фига». Во-первых, фиговым листом можно кое-что прикрыть. Во вторых, из плодов фигового дерева делают варенье. И в третьих, иногда держат фигу в кармане.