ЗАХВАТЫВАЕТ МИРОВОЙ РЫНОК
Китайская компания Xpeng не является крупнейшим производителем на конкурентном рынке электромобилей в стране, однако амбиции у нее в буквальном смысле слова до небес. В январе на выставке технологий CES (Consumer Electronics Show, Международная выставка потребительской электроники) в Лас-Вегасе XPeng Aeroht, дочерняя компания Xpeng, показала модель находящегося в разработке летающего автомобиля и заявила, что его поставки в Китае начнутся в конце 2025 года.
В отношении этих сроков существует большой скептицизм, тем более что в Китае отсутствует четкая нормативная база относительно летающих автомобилей. Обычные потребители, возможно, никогда не смогут получить разрешение управлять таким транспортным средством, но презентация модели в Лас-Вегасе может укрепить имидж Xpeng как автопроизводителя премиум-класса, использующего передовые технологии. Соучредитель компании Хэ Сяопэн сделал Xpeng одним из передовых китайских производителей электромобилей.
Хэ, председатель совета директоров и гендиректор компании, не присутствовал на CES и в настоящее время не дает никаких комментариев о летающих автомобилях. Миллиардер занят борьбой со все более жесткой конкуренцией в сфере производства электромобилей в Китае и реализацией амбициозных целей компании, зарегистрированной на бирже в Гонконге и Нью-Йорке. Хэ планирует вывести Xpeng на международный рынок, сделать компанию производителем электромобилей премиум-класса за рубежом, покончить с чередой убытков и стать одним из трех крупнейших производителей электромобилей в Китае к 2030 году (в 2023 году Xpeng не входила в десятку крупнейших автопроизводителей).
promo.leeprimeresidences.ru
РЕКЛАМА
В прошлом году Хэ пережил кризис, вызванный жестокой ценовой войной, развязанной компанией Tesla, электромобили которой в Китае на 40% дешевле, чем в США. Чтобы поднять пошатнувшиеся продажи, Хэ представил новую модель G6 SUV, способную конкурировать с Tesla Model Y, и привлек в качестве инвестора Volkswagen. В июле немецкий автопроизводитель согласился инвестировать $700 млн и стать владельцем 4,99% акций Xpeng. Финансовые показатели Xpeng за весь год еще не опубликованы, однако в III квартале (последние доступные результаты) доход вырос на 25% по сравнению с предыдущим годом и составил 8,5 млрд юаней ($1,2 млрд). Тем не менее убытки компании достигли 3,9 млрд юаней.
«Препятствия на пути к цели открывают новые возможности, — сказал 47-летний гендиректор компании, базирующейся в Гуанчжоу, в эксклюзивном интервью в декабре в Пекине. — Если бы не трудности, я бы не был так решительно настроен на перемены». Миллиардер подтвердил это в недавнем письме сотрудникам, с которым ознакомился Forbes USA. В письме сообщалось о планах компании увеличить расходы на исследования и разработки на 40% (в 2023 году на исследования было выделено 5,2 млрд юаней) и нанять 4000 новых сотрудников.
Спецпроект
По-честному: три истории реальных предпринимателей, запустивших бизнес по франшизе «Пятёрочки»
В этом году конкуренция не станет мягче — в январе Tesla снизила цены на многих рынках, включая Китай. «Конкуренция в этом году будет очень-очень агрессивной», — говорит Ван Ханьян, шанхайский аналитик исследовательской фирмы 86Research, добавляя, что, несмотря на значительные успехи компании в конце 2023 года, «Xpeng все еще находится в трудном положении».
Чтобы обеспечить рост компании, Хэ Сяопэн заинтересовался Европой, вторым по величине рынком электромобилей в мире после Китая (по количеству поставленных автомобилей)
Председатель Хэ, выпускник факультета компьютерных наук Южно-Китайского технологического университета в Гуанчжоу, хорошо знаком с циклами подъемов и спадов. Первое предприятие уроженца Хубэя не было связано с автомобильным сектором. В 2004 году бывший сотрудник гонконгской компании Asia Info, занимающейся разработкой программного обеспечения, основал оператора мобильных браузеров UC Web. В 2014 году он продал фирму за $4,3 млрд компании Alibaba. Позднее гигант электронной коммерции стал инвестором Xpeng, которую Хэ основал в 2014 году, рассмотрев возможности зарождающегося в то время сектора электромобилей.
В 2018 году компания подготовила свою первую модель G3 SUV к серийному производству, однако потребительский спрос упал, поскольку китайское правительство сократило субсидии на покупку электромобилей. Чтобы выжить, Xpeng пришлось привлечь финансирование в размере $400 млн от инвесторов, включая частные инвестиционные компании и самого Хэ. В 2020 году компания вышла на биржу в Нью-Йорке и привлекла $1,5 млрд. В свое время стоимость акций компании выросла до $57 млрд — почти больше, чем совокупная стоимость акций Ford и General Motors на тот момент. Вторая модель компании — седан Xpeng P7 — получила огромный успех и вселила надежду на то, что Xpeng может стать серьезным соперником Tesla. Впоследствии акции компании пошли вниз, поскольку конкуренты выпустили новые модели, а карантин во время пандемии COVID-19 ударил по цепочке поставок.
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
В первый день 2024 года компания выпустила семиместный X9 MPV, ориентированный на люксовый сегмент рынка, со стартовой ценой в 360 000 юаней (более $50 000). Хэ обещает, что в будущем темпы запуска новых моделей будут только расти. Тем не менее компания и отрасль электромобилей снова сталкиваются со снижением спроса на внутреннем рынке. В то же время Синь Гуобинь, замминистр промышленности и информационных технологий КНР, в январе признал, что внешний спрос «упал» после быстрого роста отрасли электромобилей в Китае. Чиновники пообещали помочь китайским экспортерам электромобилей, предложив поддержку в таких областях, как финансирование и логистика.
Год начался для акций Xpeng неудачно: к середине февраля они упали более чем на 30% как в Нью-Йорке, так и в Гонконге из-за опасений по поводу новой ценовой войны и состояния китайской экономики. Ранее в том же месяце аналитики Citi вновь снизили прогнозную цену с 39,60 до 28,30 гонконгских долларов ($3,60). Кроме того, предупреждение Илона Маска о значительно более низких темпах роста Tesla в 2024 году также ослабило интерес инвесторов к акциям, связанным с сектором электромобилей. Состояние Хэ, которое складывается из доли в компании, сократилось на 70% с пикового уровня в $5,5 млрд в 2021 году до нынешних $1,5 млрд (согласно данным Forbes USA по состоянию на середину февраля).
Чтобы обеспечить рост компании, Хэ заинтересовался Европой, вторым по величине рынком электромобилей в мире после Китая (по количеству поставленных автомобилей), где с 2035 года планируется поэтапный отказ от неэлектрических автомобилей. Кроме того, импортные пошлины на автомобили в Европе составляют всего 10%, в то время как в США они достигают 27,5%.
Однако Европа не является спасительной панацеей. На фоне переизбытка предложения внутри КНР многие китайские производители электромобилей, включая конгломерат миллиардера Ван Чуаньфу BYD, который строит свой первый европейский автозавод в Венгрии, также заинтересовались этим регионом. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен прошлой осенью заявила, что мировые рынки «на сегодняшний день заполнены более дешевыми китайскими электромобилями, цена которых искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий».
Материал по теме
ЕС начал антидемпинговое расследование в отношении китайских электромобилей. В ответ на это Китай в январе начал антидемпинговое расследование в отношении ликеро-водочной продукции, поступающей из ЕС.
Хэ по-прежнему намерен развиваться в Европе, а затем в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. В этом году компания также хочет выйти на египетский рынок. «Я хочу утвердить Xpeng в качестве марки электромобилей среднего и высокого класса за рубежом, — говорит он. — Продавать автомобили по низкой цене — не то, к чему я стремлюсь».